Правовой статус государственного и муниципального служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследование содержания правового статуса государственного и муниципального служащего.

Объект: правовой статус государственного и муниципального служащего.

Предмет: содержание правового статуса государственного и муниципального служащего.

Задачи:

1. Изучить и структурировать понятие правовой статус.

2. Описать правовой статус муниципального служащего.

3. Рассмотреть проблемы, связанные с правовым статусом государственных и муниципальных служащих.

Содержание

Введение

Понятие правового статуса государственного (муниципального) служащего
Права государственного (муниципального) служащего
Обязанности государственного (муниципального) служащего
Правоограничения для государственного (муниципального) служащего
Поощрение и награждение государственного (муниципального) служащего
Понятие и виды юридической ответственности государственных служащих
Гарантии и компенсации, предоставляемые государственным (муниципальным) служащим
Заключение

Работа содержит 1 файл

МП правовой статус муниципального служащего.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     1) главные муниципальные должности  муниципальной службы – главные государственные должности государственной службы;

     2) ведущие муниципальные должности  муниципальной службы – ведущие государственные должности государственной службы;

     3) старшие муниципальные должности  муниципальной службы – старшие  государственные должности государственной службы;

     4) младшие муниципальные должности  муниципальной службы – младшие государственные должности государственной службы.

     Основные  квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы – это требования к:

  • уровню профессионального образования;
  • стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;
  • профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

     Квалификационные  требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

     В случае, если лицо назначается на должность  главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) – уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

     Закон города Москвы от 24 марта 2004 года № 15 «О муниципальной службе в городе Москве» предусматривает, что при замещении муниципальной должности муниципальной службы к гражданину предъявляются следующие квалификационные требования:

     1) общее квалификационное требование  – знание Конституции РФ, федерального законодательства, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, устава муниципального образования применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей;

     2) требования к уровню образования:

     а) для замещения главных, ведущих  и старших муниципальных должностей муниципальной службы – высшее профессиональное образование по специальностям: «муниципальное управление», «государственное управление» либо по специализации муниципальных должностей муниципальной службы;

     б) для замещения младших муниципальных  должностей муниципальной службы –  среднее профессиональное образование  по специальностям: «муниципальное управление», «государственное управление» либо по специализации муниципальных должностей муниципальной службы;

     3) требования к стажу работы  на муниципальных должностях  муниципальной службы, государственных должностях государственной службы или стажу работы по специальности:

     а) для замещения главных муниципальных должностей муниципальной службы – стаж работы на ведущих муниципальных должностях муниципальной службы, на государственных должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

     б) для замещения ведущих муниципальных должностей муниципальной службы – стаж работы на старших муниципальных должностях муниципальной службы, на государственных должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

     в) для замещения старших муниципальных  должностей муниципальной службы – стаж работы по специальности не менее трех лет;

     г) для замещения младших муниципальных  должностей муниципальной службы требования по стажу работы не устанавливаются.

     При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

     Общий вывод. Законодательство о муниципальной службе, регулируя ее должности, обращает особое внимание на установление групп должностей муниципальной службы, а также квалификационных требований для их замещения. Следует обратить внимание на то, что в правовом регулировании данных вопросов большую роль играют также нормативные правовые акты субъектов РФ.

      Правовой  статус (правовое положение) государственных (муниципальных) служащих – это содержание (сущность) государственно-служебных  правоотношений. Правовой статус служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности.

      Правовой  статус государственных (муниципальных) служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

     Правовой  статус муниципального служащего – его права и обязанности устанавливаются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее – ФЗ № 25), а также другими федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

      3. Права государственного (муниципального) служащего

         Права государственного служащего – это обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Общие права государственного служащего перечислены в ст.9 Федерального закона. Их можно разделить на три группы:

      1. Права, обеспечивающие уяснение  служащим своего правового статуса  и его правовую защиту:

  • право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимые для исполнения служащим должностных обязанностей (п.1 ч.1 ст.9);
  • право на ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений (п.7 ч.1. ст.9);
  • право на проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (п.10 ч.1 ст.9);
  • право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения и т.п. (ч. 2 ст.9).

      2. Права, способствующие непосредственному  выполнению служебных обязанностей:

  • право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п.2 ч.1 ст.9);
  • право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (п.3 ч.1 ст.9);
  • право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями (п.4 ч.1 ст.9);
  • право на переподготовку, переквалификацию и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета (п.8 ч.1 ст.9);
  • право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции (п.12 ч.1 ст.9).

      3. Права, содействующие усилению  должностной активности государственного  служащего, реализации принадлежащих  ему конституционных прав и  свобод, обеспечивающих социальные гарантии служащего:

  • право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности (п.5 ч.1 ст.9);
  • право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации (п.6 ч.1 ст.9);
  • право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы (п.9 ч.1 ст.9);
  • право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов (п.11 ч.1 ст.9).
 

    4. Обязанности государственного (муниципального) служащего

      Под обязанностями государственного служащего  имеются в виду обусловленные  Конституцией РФ и установленные  федеральным законом, иными правовыми  нормативными актами для обязательного  систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

      В Федеральном законе “Об Основах  государственной службы РФ” (ст.10) нормативно определен состав основных обязанностей государственных служащих, но законодательство возлагает на государственного служащего большее число обязанностей; конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются соответствующими должностными инструкциями и положениями.

      В Законе предусматривается шесть  обязанностей, относящихся к существу служебной деятельности, и две  – сопутствующие статусу государственных  служащих.

      Обязанность государственного служащего обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ является одной из основных и обусловлена тем, что государственный служащий органически связан с государством. Выполнение этой обязанности означает, что государственный служащий должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов: соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равноправия и полноправия граждан, законности, гуманизма и др. Государственный служащий не должен совершать действия, приводящие к подрыву авторитета государства и государственной службы, принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов. Он обязан препятствовать всем проявлениям, направленным на отрицание конституционного строя.

                 Обязанность по обеспечению поддержки конституционного строя должна исполняться государственным служащим посредством активных действий по вовлечению граждан в поддержку конституционного строя.

      Государственный служащий должен добросовестно, активно  и в полной мере осуществлять должностные обязанности, предусмотренные законодательством, исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. От государственного служащего ожидается, что он будет прилагать все усилия, чтобы всегда выполнять свои должностные функции наилучшим образом, соблюдая при этом правила внутреннего служебного распорядка государственного органа, не разглашая государственную, служебную, коммерческую и другую тайну.

      Государственный служащий должен иметь необходимую  профессиональную подготовку и прежде всего обладать знаниями, достаточными для исполнения должностных полномочий.

     Сведения  о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего представляются при поступлении на муниципальную службу, а также ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Такие сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов РФ. Они являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну. Не допускается их использование для установления или определения его платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.

Информация о работе Правовой статус государственного и муниципального служащего