Система муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Состав правовой базы местного самоуправления. Роль и значение для развития местного самоуправления Конституции РФ, ФЗ № 131-ФЗ. Особенности формирования правовой базы местного самоуправления.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы. Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Работа содержит 1 файл

контрольная моя.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

      К другим Федеральным законам этой группы относятся Законы "Об обеспечении  конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (1996 год), "Об основах муниципальной службы в РФ" (1998 год), "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" (1998 год).

      Из  второй группы федеральных законов  особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов - от воинской службы до здравоохранения. В период реформы местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований значительно активизировалась. Особое значение имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в результате принятия которого было устранено значительное количество противоречий между законодательством о местном самоуправлении и отраслевым законодательством.

      Особенности регионального законодательства.

      Для конкретного муниципального образования  региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная  власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.

      Федеральный закон 2003 года относит к полномочиям  органов государственной власти субъектов РФ правовое регулирование  вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах РФ, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

      В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению.

      Несмотря  на наличие общей правовой основы, законодательная практика отдельных субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления на начало XXI века оказалась весьма различной. Анализ региональных правовых актов свидетельствовал о том, что многие из них по-разному трактовали и конкретизировали различные аспекты местного самоуправления, зачастую ущемляя его права. Типичными примерами служат лишение малых городов и других поселений прав на местное самоуправление, формирование "декоративных" муниципальных образований, лишенных собственности и бюджета, невыполнение требований федерального законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, жесткое регулирование структуры органов местного самоуправления, ущемление полномочий представительных органов. В защиту прав местного самоуправления от законодательных инициатив региональных властей неоднократно выступал Конституционный Суд РФ.

      В 2001 - 2003 годах по инициативе Президента России многие региональные законы по вопросам местного самоуправления были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако в соответствии с Федеральным законом 2003 года N 131-ФЗ многие законодательные вопросы требуют доработки.

      Муниципальные правовые акты

      Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному  исполнению на всей территории муниципального образования.

      За  неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      Муниципальные правовые акты не должны противоречить  Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

      Если  орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или  иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации  местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

      Роль  и значение устава муниципального образования

      Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный  акт муниципального образования. В  нем, согласно Федеральному закону 2003 года, отражаются следующие положения: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц; виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

      Муниципальное образование разрабатывает устав  самостоятельно. Согласно Федеральному закону 2003 года, устав муниципального образования принимается соответствующим  представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа должны в обязательном порядке проводиться публичные слушания по проекту устава и внесению изменений в него. Возможно также предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

      Представительный  орган муниципального образования  принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением nнепосредственно на сходе граждан. Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в органах юстиции.

      Общая характеристика муниципального образования 

      (на  примере Южное Бутово в городе Москве).

      Вид муниципального образования. Состав и территория. Численность населения. Общая характеристика хозяйства. Вопросы местного значения. Органы и должностные лица муниципального образования, их функции.

      Внутригородское муниципальное образование Южное  Бутово в городе Москве (далее - муниципальное образование) является самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления; часть территории города Москвы в границах, установленных Законом города Москвы от 15.10.2003 59 «0 наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»: по южной границе территории лесопарковой зоны, далее по оси полосы отвода Курского направления МЖД, городской черте г. Москвы, далее, пересекает ул. Поляны, до лесопарковой зоны. В границы муниципального образования входят также территории поселков Липки и Милицейский, деревень Захарьино, Захарьинские дворики и Щербинка. Изменение границ территории муниципального образования осуществляется законом города Москвы с учетом мнения населения муниципального образования.

      В ведении муниципального образования  находятся вопросы местного значения, установленные Законом города Москвы от 06.11.2002 № 56 (в ред. Закона города Москвы от 31.05.2006 № 22) «0б организации местного самоуправления в городе Москве».

      К вопросам местного значения муниципального образования относятся: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы; утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; установление порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; опека и попечительство; принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации; принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и законных интересов, несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы; установление местных праздников и организация праздничных местных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов; проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования; регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками; регистрация уставов территориального общественного самоуправления; учреждение почетных званий, грамот, дипломов и знаков муниципального образования; информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления; распространение экологической информации, полученной от государственных органов; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры местного значения), находящихся в собственности муниципального образования; разработка и утверждение по согласованию с органом управления архивным делом города Москвы нормативно-методических документов, определяющих работу архивных, делопроизводственных служб и архивов, подведомственных органам местного самоуправления организаций; рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей.

      Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Южное Бутово составляют: представительный орган муниципального образования - муниципальное Собрание; высшее должностное лицо муниципального образования - Руководитель муниципального образования; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – муниципалитет.

      Муниципальное Собрание состоит из Депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. Численный состав муниципального Собрания 12 депутатов. Срок полномочий депутатов муниципального Собрания 4 года. В исключительной компетенции муниципального Собрания находятся: принятие Устава и внесение в него изменений; принятие правовых актов по вопросам местного значения; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

      Руководитель  муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования; избирается депутатами муниципального Собрания из своего состава путем тайного голосования на срок полномочий муниципального Собрания; возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории муниципального образования и исполняет полномочия Председателя муниципального Собрания; осуществляет свои полномочия на постоянной основе; подконтролен и подотчетен населению и муниципальному Собранию. Руководитель муниципального образования осуществляет свои полномочия до дня вступления в должность вновь избранного Руководителя муниципального образования, за исключением ведения заседаний вновь избранного муниципального Собрания. Руководитель муниципального образования не позже чем в пятидневный срок со дня избрания представляет муниципальному Собранию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместных с осуществлением полномочий на постоянной основе, либо копии документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от указанных обязанностей. В случае не представления соответствующих документов вопрос рассматривается на заседании муниципального Собрания. Руководитель муниципального образования в пределах предоставленных ему полномочий: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном Регламентом муниципального Собрания, решения, принятые муниципальным Собранием; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения (приказы); созывает внеочередные заседания муниципального Собрания; организует работу муниципального Собрания; ведет заседания муниципального Собрания; обеспечивает контроль за исполнением решений муниципального Собрания; заключает контракт с Руководителем муниципалитета; руководит аппаратом муниципального Собрания, осуществляет прием и увольнение муниципальных служащих аппарата муниципального Собрания; выполняет по поручению муниципального Собрания иные функции в пределах предоставленных ему полномочий.

Информация о работе Система муниципального управления