Основные направления в работе с ансамблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.21 Кб (Скачать)

 

- учтены психолого-педагогические  особенности развития подростка, 

 

- отражена специфика работы  в классе ансамбля домр и  балалаек в ДМШ, класс ансамбля  представлен как система школьных  ансамблей и как учебная дисциплина;

 

- выявлены и прослеживаются  во взаимосвязи пространство  учебно-воспитательной деятельности  и пространство художественного  мышления.

 

4. Разработаны критерии  оценки художественного мышления, позволяющие определить: 1) степень  владения основными логическими  операциями; 2) проявление основных  компонентов художественного мышления; 3) проявление некоторых видов  художественного мышления; 4) общую  и музыкальную эрудицию, эффективность  мышления.

 

Определены уровни развития художественного мышления (от начального к высшему): 1) эмоциональный уровень, 2) эмоционально-образный, 3) эмоционально-рациональный, 4) рационально-эмоциональный. Теоретически выявлено и экспериментально доказано, что для подростков - учащихся ДМШ типичным является эмоционально-рациональное художественное мышление, которое прослеживается в развитии по трем уровням (ступеням): низкий, средний, высокий.

 

5. Разработана и экспериментально  проверена авторская методика, в  которой показаны методы, способы  и приёмы развития художественного  мышления подростков в классе  ансамбля домр и балалаек в  ДМШ с учётом факторов, влияющих  на данное развитие. Предложены  методические рекомендации по  развитию образно-пластического  и художественно-образного мышления, композиционного и стереомышления, пространственного, художественно-исторического и других видов художественного мышления.

 

Теоретическая значимость исследования. В работе обоснована специфика развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек, меняющая традиционные представления  в области преподавания ансамбля домр и балалаек и других художественных дисциплин. Разработана и представлена система взглядов, дающая новое научное  видение художественного мышления и методики его развития. Это:

 

- педагогическая модель  развития художественного мышления  подростков в классе ансамбля  домр и балалаек в детской  музыкальной школе - авторская  методика, включающая методику развития  стереомышления;

 

- три основных направления  ансамблевого исполнительства на  русских народных инструментах (фольклорное,  академическое и освоение неиспользованного  пространства), влияющих на процесс  развития художественного мышления  подростков в классе ансамбля  домр и балалаек в ДМШ; 

 

- интерпретация музыкального  текста в классе ансамбля домр  и балалаек -подход с позиций теории музыкального содержания;

 

- класс ансамбля домр  и балалаек как система ансамблей.  Практическое значение исследования. Исследование содержит методические  рекомендации, направленные на оптимизацию  процесса обучения в классе  ансамбля домр и балалаек в  детской музыкальной школе и  детской школе искусств, за счёт  выявления и учёта в педагогической  деятельности различных факторов  развития художественного мышления  подростков в классе ансамбля  домр и балалаек в ДМШ и  многовариантности предложенной методики. Авторская методика развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек внедрена в учебный процесс детской музыкальной школы №93 г. Москвы. Материал диссертационного исследования может представлять интерес для таких наук, как музыкальная педагогика и музыкальная психология, фольклористика и др., и может быть использован преподавателями ДМШ и ДШИ, преподавателями и студентами средних и высших музыкальных учебных заведений и педагогических вузов, а также руководителями детских и юношеских ансамблей и оркестров русских народных инструментов. С целью распространения основных идей, представленных в диссертации, методики и её практического использования автором были проведены сообщения по темам, отражающим главные идеи исследования. Выступления на методических объединениях народного отдела детской музыкальной школы №93 г. Москвы состоялись 11.10.2000г., 08.11.2001 г., 08.10.2002г., 10.11.2003г. и 01.11.2004г.

 

Положения, выносимые на защиту: 1. Сущность художественного  мышления, его основные свойства, качества и способы проявления и функционирования раскрываются на основе системного анализа, классификации и моделирования. При этом:

 

- художественное мышление  обусловлено спецификой художественного  творчества, предстаёт элементом  системы взаимодействующих компонентов  (художественное мышление, его виды  и уровни развития, виды учебно-воспитательной  работы, учебно-педагогический процесс);

 

- основные виды художественного  мышления и их взаимосвязь  представлены в его классификационной  системе тремя основными группами, объединёнными по следующим признакам: 1. По видам художественного творчества (по видам искусств). В данной  группе выделено музыкальное  мышление. 2. По форме проявления  художественного мышления. Это: образно-пластическое  мышление и художественно-образное, композиционное, стереомышление, пространственное и художественно-историческое. 3. По виду художественной деятельности (мышление автора, исполнителя, потребителя). В третьей группе выделены подгруппы по специализациям в различных видах деятельности.

 

- пространственная модель  художественного мышления позволяет  показать его основные составляющие (уровни, виды), возможные направления  развития художественного мышления  личности и служит основой  для создания педагогической  модели РХМП, включающей методики  развития разных видов художественного  мышления подростков в классе  ансамбля домр и балалаек в  ДМШ. 2.Педагогические особенности  РХМП обусловлены: а) подходом  к проблеме с позиций музыкальной  педагогики; предметной (частной) методикой; предметом - класс ансамбля домр и балалаек; б) спецификой учебно-воспитательного процесса в детской музыкальной школе и, конкретно, в классе ансамбля домр и балалаек как системе домрово-балалаечных коллективов в ДМШ; в) видами художественного мышления; методиками развития его различных видов; г) спецификой протекания процесса развития личности; психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста; д) комплексным воздействием факторов развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ. Учёт их влияния позволяет мобильно и эффективно использовать их в педагогическом процессе:

 

- выбор исполнительского  стиля обусловлен выбором одного  из трёх основных направлений  ансамблевой игры на русских  народных инструментах ((фольклорного, академического и освоение неиспользованного  пространства) и определяет специфические  особенности художественного мышления  музыкантов-исполнителей;

 

- выбор репертуара и  работа над ним связаны не только с конкретным исполнительским направлением (стилем), но и другими факторами;

 

- подход к проблеме  интерпретации музыкального текста  в классе ансамбля домр и  балалаек в ДМШ с позиций  теории музыкального содержания  отражает междисциплинарную связь  в обучении и активизирует  процесс РХМП;

 

- положительную динамику  РХМП даёт включение на репетициях  и во внеурочное время (внеклассную  работу) слушания музыки и игр,  развивающих художественное мышление  учащихся;

 

- репетиционная, концертная  и внеклассная работа оказывает  наиболее эффективное воздействие  на процесс РХМП при учёте  указанных выше факторов в  сочетании с другими видами  учебно-воспитательной деятельности, влияющими на художественное  мышление подростков.

 

3. Педагогическая модель  развития художественного мышления  подростков в классе ансамбля  домр и балалаек в ДМШ, представленная  авторской методикой, построена  на сочетании и использовании  различных видов учебно-воспитательной  работы и факторов, направленных  на развитие разных видов художественного  мышления подростков (мышление композитора,  исполнителя, слушателя; образно-пластическое, художественно-образное, композиционное, стереомышление, пространственное, художественно-историческое и др.). У преподавателя имеется возможность выбирать и регулировать форму, объем и степень сложности подачи (изложения) педагогического материала, учитывая уровни восприятия и освоения подростками данного материала и уровней развития художественного мышления подростков, создавая учебно-воспитательное пространство и взаимодействующее с ним пространство художественного мышления как диалектическое единство.

 

4. Художественное мышление  подростков-учащихся ДМШ соответствует  эмоционально-рациональному уровню  и прослеживается в развитии  по трём позициям (низкий уровень,  средний, высокий). В то же время  в качестве предшествующих уровней  рассматриваются эмоциональный  уровень и эмоционально-образный, а как перспективный - рационально-эмоциональный. 

 

5. Авторская методика  РХМП эффективна и оптимальна, так как является многовариантной  и исходит из конкретных условий  и возможностей учащихся-подростков, педагогов и музыкальных школ. В ней предусмотрены учёт, выбор  и сочетание различных факторов  и взаимодополняющих методик  и технологий по развитию разных  видов художественного мышления, и конкретно, музыкального мышления.

 

Достоверность и объективность  результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических  подходов к изучению предмета исследования; применением различных методов  исследования, адекватных поставленным задачам, и положительными результатами проведённого эксперимента; а также  архивными и эмпирическими материалами, накопленными в течение 34 лет в  процессе педагогической и исследовательской  работы автора с детскими коллективами русских народных инструментов.

 

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях: 20-21 апреля 2000г. на конференции  молодых ученых МГУКИ «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты»; 16-17 мая 2001г. на международной научно-практической конференции «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека»; 20 ноября 2001г. на научно-практической конференции  на кафедре иностранных языков МГУКИ  с обзором научной литературы на немецком языке по теме диссертации; 5 декабря 2001г. на научно-методической конференции «Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков» на кафедре музыкального образования МГУКИ; 5 марта 2003г. на международной научно-практической конференциии на кафедре музыкального образования МГУКИ «Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы»; 18 ноября 2004г. на научно-практической конференции «Модернизация системы музыкального образования» на кафедре музыкального образования.

 

Структура диссертации. Диссертация  представлена в виде рукописи. Она  состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: 1. Ансамбли русских народных инструментов в  условиях переориентации музыкального образования. //Современная культура: теоретико-методологические аспекты: Материалы научно-практической конференции  молодых ученых. -М.: МГУКИ, 2000. -С. 165-167.

Заключение диссертации 

по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)", Короткова, Елена Ивановна

 

Выводы по третьей главе 

 

В ходе проведения экспериментальной  проверки созданной педагогической модели - авторской методики РХМП доказан  факт существования такого явления  как художественное мышление подростка. Эмпирическое исследование позволило  выявить связи между учебно-воспитательной работой в классе ансамбля домр и  балалаек в ДМШ и развитием  художественного мышления подростка, а также показать связь между  различными видами учебно-воспитательной работы.

 

На основе знаний о параметрах художественного мышления, его компонентах, качественных характеристиках, формах проявления разработаны критерии измерения (оценки) данного явления. Эксперимент  не только доказал существование  причинной зависимости развития художественного мышления подростка  от учебно-воспитательной деятельности в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ, но и показал различные  педагогические факторы, влияющие на исследуемый  процесс. А именно, доказано влияние  на РХМП таких видов учебно-педагогической работы, как слушание музыки, развивающие  игры, репетиционная и концертная деятельность.

 

Опытно-экспериментальное  исследование подтвердило, что для  подросткового возраста типичным является эмоционально-рациональный уровень  развития художественного мышления. В то же время, более низкие уровни - эмоциональный и эмоционально-образный, - учитывались как предшествующие этапы, а высший уровень - рационально-эмоциональный - как перспективный. В данном случае процесс развития художественного  мышления человека на протяжении жизни  предстаёт более полно. Художественное мышление - это многоуровневая система, в которой один из уровней является доминирующим. У подростков, занимающихся в классе ансамбля домр и балалаек, доминирует эмоционально-рациональный уровень РХМП.

 

В эксперименте эмоционально-рациональное художественное мышление представлено тремя уровнями: низким, средним  и высоким, - позволяющими проследить динамику развития художественного  мышления подростков. В третьей главе  даны развёрнутые характеристики уровней  развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек, выявленные в ходе эмпирического  исследования. На основе данных характеристик предложены методические рекомендации для преподавателей и руководителей ансамблей домр и балалаек.

 

Надо отметить, что исследование не ограничивалось лишь экспериментальными данными. Нам удалось работать с  материалом, охватывающим одиннадцатилетний  период, а также наблюдать развитие многих из участников эксперимента ещё  в течение двух учебных лет. Изучение архивного материала (школьной документации), опрос преподавателей (учёт их отзывов  об учениках) и непосредственные наблюдения показали, что за время обучения в классе ансамбля у учащихся заметно  развилось художественное мышление по многим параметрам. И есть все  основания для утверждения, что  к окончанию детской музыкальной  школы у большинства учащихся (к 14-15 годам) развито эмоционально-рациональное художественное мышление.

Информация о работе Основные направления в работе с ансамблем