Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.
Прослеживая развитие выпускников ансамбля домр и балалаек «Раздолье», окончивших музыкальную школу, можно констатировать, что они (выпускники) получили хороший импульс. Бывшие участники названного коллектива сегодня имеют расширенный спектр применения своих способностей в жизни. К маю 2005г. музыкальную школу закончили 117 учащихся - участников ансамбля «Раздолье». Из них к маю 2005 г. часть выпускников продолжает учёбу в общеобразовательных школах, другие ребята - поступили (или уже окончили) в средние специальные учебные заведения. Многие бывшие участники ансамбля раздолье поступили (окончили) в ВУЗы, в том числе и МГУ им. М. Ломоносова. Окончила аспирантуру РАМ им. Гнесиных Анастасия Щеглина, лауреат всероссийских и международных конкурсов, артистка оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова. Есть ученики, окончившие средние и высшие музыкальные учебные заведения (или обучающиеся в настоящее время) по классу домры и балалайки, вокалу.
Специальности, выбранные 
выпускниками ансамбля: искусствовед 
(история искусств), психолог, историк 
и медицинский работник; а также 
математик, преподаватель музыкальной 
школы, учитель начальных классов 
и воспитатель детского сада, экономист, 
юрист и звукорежиссёр, сольное 
пение и другие. Есть среди бывших 
воспитанников ансамбля «Раздолье» 
и предприниматель (директор фирмы). 
Один из выпускников, Константин Фёдоров, 
окончил музыкальное училище 
по классу домры и философско-
Мы видим, что в музыкальной школе, в классе ансамбля развивается многостороннее мышление и, конкретно, один из его видов - художественное мышление. А значит, в классе ансамбля домр и балалаек закладывается потенциал для длительного развития личности.
Заключение
Путём системного анализа представлен многоаспектный взгляд на художественное мышление с позиций различных научных дисциплин (философия, искусствоведение, педагогика, психология, музыкальная педагогика, музыкальная психология, фольклористика и др.). Учебно-воспитательный процесс РХМП рассматривался как система взаимосвязанных между собой компонентов (художественное мышление, его виды и уровни развития, виды учебно-воспитательной работы, учебно-педагогический процесс). При этом дан анализ всей системы и каждого её компонента.
В результате моделирования 
предложено пространственное видение 
художественного мышления и показаны 
его основные составляющие, грани 
и возможные направления 
Теоретическим путём выявлены 
уровни художественного мышления, уровни 
восприятия музыки и уровни восприятия 
невербальной информации, представлены 
их краткие характеристики, которые 
показывают их взаимосвязь и относительную 
автономность. Данные уровни нами обозначены 
как эмоциональный (начальный) уровень, 
эмоционально-образный и эмоционально-рациональный 
(средние), а также рационально-
Метод классификации в сочетании с моделированием, системным анализом и другими научными методами позволил приблизиться к пониманию существенных сторон, свойств, качеств и способов проявления и функционирования художественного мышления, увидеть его виды во взаимосвязи и выявить виды музыкального мышления. В результате чего разработаны и предложены конкретные методы, способы и приёмы развития различных видов мышления, отразив данным образом специфику авторской методики.
Предложенная классификация 
поставила художественное мышление 
в один ряд с такими видами мышления, 
как математическое мышление, техническое, 
юридическое, историческое, педагогическое 
и т.д., - объединив их по признакам 
предметной деятельности. В классификационной 
системе выделены три основных группы 
художественного мышления по следующим 
признакам: 1) по признакам художественного 
творчества (по видам искусств); 2) по 
форме проявления; 3) по видам художественной 
деятельности. В третьей группе указаны 
подвиды художественного 
При рассмотрении других сторон заявленной проблемы предложен новый взгляд на понятие «класс ансамбля домр и балалаек». Оно в исследовании предстало, не только как учебная дисциплина в базовых программах учебных заведений, призванная формировать умение и навыки совместной игры на русских народных инструментах (домрах и балалайках) и развивать коммуникативные и творческие способности у детей, но и как система домрово-балалаечных ансамблей в конкретной музыкальной школе.
Теоретическим путём выявлены разные факторы, влияющие на мышление подростка: 1-й фактор. Выбор исполнительского стиля, исполнительского направления в школьном музыкальном коллективе определяет приоритетность развития какой-либо стороны (отдельных параметров) художественного мышления. Обозначены три основных исполнительских направления: 1) фольклорное музицирование, 2) академическое и 3) модель неиспользованного пространства, - каждое из которых оказывает своё специфическое воздействие на художественное мышление подростка.
2-й фактор. Учебная работа над репертуаром. Предложены педагогические модели развития художественного мышления: а) средствами народной музыки в ансамблях фольклорного исполнительского направления, с опорой на знание народной музыкальной системы и умения мыслить в данной системе; б) при работе над репертуаром в ансамблях академической ориентации, где основным материалом становится заданный авторский нотный текст и его воспроизведение согласно композиторскому замыслу.
3-й фактор. Работа над 
интерпретацией нотного текста. 
Показан подход с позиций 
4-й развивающий фактор 
- репетиционная работа. При осмыслении 
художественно-творческих 
5-й фактор. Концертная 
деятельность развивает многие 
стороны художественного 
Показана роль развивающих 
игр и возможность их включения 
в учебно-воспитательный процесс 
в сочетании с разными видами 
репетиционной и внеклассной 
работы. Замечено, что подростки 
охотно включаются в игру. И это 
свидетельствует о 
Эксперимент подтвердил гипотезу 
о существовании причинной 
В ходе исследования подтверждена 
выдвинутая гипотеза и решены поставленные 
задачи. Дано теоретическое обоснование, 
и экспериментально проверена оптимальная 
методика РХМП. Раскрыта сущность художественного 
мышления. Выявлены факторы РХМП. Разработана 
педагогическая модель РХМП. Представлено 
содержание учебно-воспитательной работы, 
связанной с развитием 
В исследовании педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе, показанные на примере действующей модели-методики РХМП, обусловлены:
1) подходом к проблеме 
с позиций конкретной науки 
- музыкальной педагогики; предметной 
(частной) методикой, 
2) условиями протекания 
процесса развития 
3) видами художественного 
мышления; методиками развития различных 
видов художественного мышления 
(музыкального, театрального и других, 
включая синтез искусств); а также 
методиками развития образно-
4) спецификой протекания 
процесса развития личности; психолого-педагогическими 
особенностями подросткового 
5) факторами развития 
художественного мышления 
1.2 Формирование оркестрового домрово-балалаечного и
гармонико-баянного исполнительства
Создание первых оркестров хроматических гармоник
 Начальные попытки 
развитого коллективного 
 Особого мастерства 
достигает оркестр 
Уже в конце прошлого – начале нынешнего века стали появляться и другие оркестры хроматических гармоник. Так, наряду с оркестром В.П. Хегстрема в первые годы XX столетия в Туле пользовался популярностью аналогичный коллектив под управлением И.Р. Трофимова. В Петербурге в оркестре, руководимом В.С. Варшавским, к диатоническим инструментам были добавлены хроматические, аналогичные изменения были осуществлены и в оркестре под управлением С.Л. Коломенского.
Но все же ни оркестры Н.И. Белобородова и В.П. Хегстрема, ни иные подобные коллективы в дореволюционные годы широкой популярности по всей России не получили. Они оставались коллективами любительскими, да и сами руководители не делали больших усилий по широкой пропаганде в стране данной формы музицирования.
Возникновение балалаечного оркестра В.В. Андреева
 Уже при рождении 
состава балалаечного оркестра 
в его основу были положены 
не принципы фольклорного 
 К настоящему времени 
прочно установилось мнение, что 
«Кружок», состав которого поначалу 
насчитывал всего восемь 
Информация о работе Основные направления в работе с ансамблем