Основные направления в работе с ансамблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.21 Кб (Скачать)

2 Основные компоненты  организации коллективного

музицирования в детской школе искусств

 

2.1 Планирование и организация  работы

в детском музыкальном  коллективе

 

Реальные возможности  в детском музыкальном коллективе (ограниченность учебного времени, добровольность обучения, определенная текучесть состава  коллектива и т.д.) не позволяют дать участникам исчерпывающие музыкально-теоретические  знания, широко и разносторонне ознакомить их со всем многообразием творчества большинства композиторов. Да и в  этом нет необходимости: общее музыкальное  образование не предусматривает  профессионального обучения. Оно  направлено, прежде всего, на то, чтобы  обучить детей грамотно, выразительно играть на музыкальном инструменте, дать им основные знания о музыкальном  искусстве, ознакомить в пределах возможного с творчеством виднейших отечественных  и зарубежных композиторов.

 Очевидно, что некоторые  знания, существенные в профессиональном  музыкальном образовании, для  занимающихся в студии школе  искусств не обязательны. Так,  например, нет надобности,  давать  участникам знания о полифонической  структуре фуги, приемах видоизменения  ее темы, хотя знакомство с  элементарной полифонической музыкой  и сведения, а полифонии им необходимы: усвоение основ многоголосия способствует развитию музыкального слуха, мышления и памяти [36].

 Для учащихся необходим  такой объем знаний, который давал  бы им возможность в доступным  для них пределах разносторонне познать музыку, развивать свои творческие способности, повышать общую музыкальную культуру, заниматься в дальнейшем самообразованием.

 Исходя из того, что  музыкальное образование в детском  коллективе ведется на основе  исполняемых художественных произведений, в процессе занятий возникает  необходимость обучения в первую  очередь игре на музыкальных  инструментах. Внимание при этом  уделяется также овладению нотной  грамотой, приобретению прочных  исполнительских и ансамблевых  навыков, формированию умения  работать самостоятельно [38].

 Занятия музыкой нельзя вести в отрыве от постижения таких составных элементов музыкальной речи, как, например, лад, метр, ритм и др. Стало быть, уже на первых порах обучения, наряду с исполнительством и совместно с изучением нотной грамоты, учащихся важно знакомить с понятиями, объясняющими закономерности строения музыки: специфической организацией звуков (ладовой, метроритмической), выразительным значением лада, метроритма, темпа, динамических оттенков. При этом, естественно, учитывается доступность, как сообщаемых знаний, так и исполняемого репертуара для учащихся определенного возраста, их общая и музыкальная подготовка. На начальном этапе им дается лишь основное, существенное, что характеризует музыкальный процесс.

 Чтобы ученики получили  более глубокое представление  о музыкальном искусстве, их  знания необходимо обогащать  сведениями о некоторых музыкальных  жанрах, о жизни и творчестве  композиторов, об эпохе, в которой  создавались исполняемые произведения, об особенностях музыкальных  стилей.

 Выявить закономерности  строения музыки,  можно лишь  зная структуру музыкальных построений (фраза, предложение, период, форма  в целом), учащимся необходимо  сообщить понятия из этой области:  понимание структуры, формы музыкальных  сочинений поможет не только  охватить произведение целиком,  но и более четко выявить  его художественный замысел.

 В современной эстетической  науке и в музыкознании большое  значение придается, в частности,  такой проблеме музыкального  искусства, как отражение реальной  действительности с помощью музыкальных  образов, логике их развития, взаимовлияния.  Знание этих вопросов чрезвычайно  важно в музыкально-эстетическом  воспитании. Поэтому возникает потребность  знакомить учащихся со значением  выразительных средств в создании музыкального образа. С этой целью уже на начальном этапе обучения необходимо выделить в восприятии некоторые средства музыкальной выразительности, давая их на основе ранее полученных впечатлений [10].

 Нельзя углубить знания  о музыкальной форме, не сообщая  некоторых понятий, например, из  области гармонии. Так, при изучении  кадансовых оборотов учащимся требуются основы знаний о закономерностях построения аккордов, их функциональной связи и зависимости, о формообразующем значении [34].

 Поступательное и постепенное  изучение музыкальных сочинений  является одной из важнейших  сторон учебно-воспитательного процесса. Такая целенаправленная педагогическая  деятельность входит в структуру  содержания обучения как одна  из важнейших ее составных  элементов.

 Для развивающегося  музыкального искусства в последнее  время характерна своего рода  «ломка» музыкальных традиций  и, в частности, поиски новых  средств выразительности. Обновление  современного музыкального творчества  нашло выражение в расширении ладового, ритмического и интонационного склада, в использовании необычных гармонических сочетаний, зародившихся вновь бытовых жанров, некоторых форм джаза, легкой музыки. В содержании обучения детских ансамблей и оркестров эти явления должны в определенной степени получить свое отражение.

 Исполнительский процесс,  воспроизведение музыки представляет  собой отражение творчески претворенного  восприятия. Поэтому в процессе  обучения игре на музыкальных  инструментах приемы руководителя  ансамбля специально направляются, прежде всего, на развитие у  детей способности восприятия  музыки, воспитания их музыкально-художественного  вкуса. Это важно потому, что  восприятие музыки лежит в  основе музыкально-эстетического  восприятия, и, не развивая этой  способности, никакой другой последующей  деятельности успешно вести нельзя. Нужно иметь в виду, что способность  эта может быть сформирована  лишь в результате направленного,  последовательного педагогического  руководства [26].

 Известно, что от высококачественной  игры зависит художественность  исполнения, что в свою очередь  усиливает воздействие музыки, а,  следовательно, повышает ее воспитательную  функцию. Поэтому, для успешного  осуществления музыкального воспитания  в детском ансамбле посредственным исполнением музыкального произведения ограничиваться нельзя. Обучение игре должно быть нацелено на достижение художественного, выразительного исполнения: высококачественное исполнение является одним из основных педагогических требований. В структуре содержания обучения оно должно занимать ведущее место, ибо только в этом случае занятия в ансамбле и исполнительская деятельность будут иметь познавательно-воспитательный смысл.

 Выразительная игра  предполагает (помимо совершенного  усвоения учеником специальных  знаний) наличие музыкальных способностей (ладовое чувство, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство и др.) [26]. Между навыками, с одной стороны, и музыкальными способностями, с другой, существует глубокая взаимосвязь и взаимообусловленность. Так, например, отсутствие необходимых исполнительских навыков тормозит развитие музыкальных способностей. В то же время слаборазвитые музыкальные способности препятствуют формированию интереса к занятиям. Поэтому развивать их, как средство активного отношения к музыке, как побуждающий мотив к занятиям, исключительно важно. Причем необходимо учитывать то, что музыкальные способности должны развиваться в совокупности, параллели и тесной взаимосвязи, так как они независимо друг от друга существовать не могут.

 Определяющим фактором  в формировании игровых навыков  и ведущей стороной в работе  коллектива является коллективное, групповое и индивидуальное исполнительство  [29].

 Особое значение в  практике коллективного музицирования

  имеет чтение нот  с листа. Эта сложная форма  умственной деятельности, включающая  в себя такие мыслительные  операции, как анализ, синтез, сравнение.  Очевидно, формирования у детей  рациональной системы приемов,  способствующих приобретению навыков  свободной ориентировки в нотном  тексте и быстрого чтения его,  должно являться одним из непременных  элементов содержания обучения  в детском музыкальном коллективе [29].

 Музыкальное исполнительство  невозможно вне формирования  таких качеств личности, как активность, способность к творчеству, инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Значит,  эти качества совершенно  необходимы участнику коллектива.

 Таково содержание  обучения в детском музыкальном  коллективе. В зависимости от  ряда объективных причин, состояние  музыкально-исполнительского искусства,  требование времени, уровень общего и музыкального развития участников, степень подготовки коллектива в целом, оно может изменяться.

Планирование работы. Одним  из условий успешной организации  занятий является планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы коллектива. Планирование «завтрашней  радости», по мысли А.С. Макаренко, является важнейшей функцией педагога, воспитателя [58].

 Работая над планом, важно учесть все многообразие  предстоящей деятельности коллектива, цель, задачи обучения и воспитания, продумать отбор средств и  методов, которые должны быть  применены в данный период  обучения. Недостаточно четкое представление  учебно-воспитательных целей и  задач снизит эффективность педагогических  воздействий.

 В практике коллективного музицирования различают несколько видов рабочих планов, каждый из которых имеет свое назначение, - перспективные, текущие и календарные (календарно – тематические) планы [74].

Перспективный (годовой) план составляется по основным направлениям деятельности ансамбля (оркестра) и  состоит из следующих разделов:

Основные задачи коллектива на текущий год.

Организация деятельности.

Учебно-творческая работа.

Воспитательная и образовательная  работа.

Концертные выступления [74].

 

В первом разделе определяются главные направления работы коллектива, объем, содержание этой работы, ставятся задачи на планируемый период по повышению исполнительского уровня, воспитанию участников с учетом требований современных реалий.

 Во втором разделе  перечисляются планируемые мероприятия:

комплектование и доукомплектование  коллектива (проведение с этой целью  агитационных работ в общеобразовательных  школах, изготовление объявлений, подготовка передач по местному радио об школе и коллективе);

приобретение, ремонт и изготовление инструментов, пультов, приобретение необходимой  нотной литературы, нотной бумаги, карандашей, организация фонотек и т.д.;

подготовка и проведение собрания участников коллектива, на котором  должен быть избран его актив (староста, концертмейстеры, библиотекарь), принят устав или положение об ансамбле (оркестре), обсужден план работы на текущий  год, проведение родительских собраний.

 

В третьем разделе определяются:

мероприятия по повышению  исполнительского мастерства участников коллектива, совершенствование их технических  навыков, примеров игры;

коллективные, групповые  и индивидуальные занятия;

изучение нотной грамоты, элементарной теории музыки, сольфеджио и музыкальной литературы;

проведение репетиционной  работы;

предлагаемый к изучению репертуар, конкретные пьесы, которые  будут разучиваться по полугодиям.

 

В четвертом разделе:

называются планируемые  мероприятия, основная цель которых  развивать нравственную культуру и  эстетические вкусы участников. К  таким мероприятиям относятся:

участие в культурно-просветительской работе данного учреждения,  при  котором функционирует ансамбль;

экскурсии;

лекции и беседы по вопросам культуры поведения, этики и эстетики;

посещение всем коллективом  спектаклей, концертов, репетиций других музыкальных коллективов.

 

В пятом разделе – «Концертные  выступления» – указываются в  хронологическом порядке основные предлагаемые выступления ансамбля (оркестра):

в сводных концертах, посвященных  знаменательным датам;

в концертах-смотрах;

в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях;

в творческих отчетных концертах.

 

Предложенная структура  перспективного планирования годовой  работы детского музыкального коллектива является примерной. Руководитель по необходимости  может дать отдельными разделами  «Репертуар», «Собрания», «Репетиция»  и т.д. Следует иметь в виду, что планируемая работа должна носить конкретный характер и ее объем не должен завышаться [60].

 Составление плана  невозможно без привлечения актива  всех участников. Обсужденный и  принятый коллективом план становится  его программой. Ответственность  за реализацию плана в полной мере ложится на руководителя. Он обязан в деталях продумать, как его реализовать, добиться максимальной воспитательной, творческой отдачи от каждого проведенного мероприятия.

 Конечно, и детально  продуманный план не может  предусмотреть всего многообразия  вопросов, которые придется решать  в течение года. Поэтому обязательно  следует составлять текущий план.

 В отличие от перспективных  планов, за выполнением которых  ведется контроль со стороны  администрации школы, текущее  планирование не имеет столь  строгой регламентации. Подготовка  к урокам – дело сугубо индивидуальное. Каждый педагог исходит из  реальной потребности в таком  планировании, опираясь на свой  опыт и используя привычные  формы самостоятельной творческой  работы [72].

 Планируя работу детского  коллектива, следует исходить из  расчета двух (в начальный период  трех) занятий в неделю не менее  двух часов каждое. Специальные  часы отводятся для групповых  и индивидуальных занятий.

 Текущий план работы  целесообразно составлять на  одну неделю, то есть на два  (три) занятия. Этим планом предусматриваются:  программные требования проводимых  занятий; используемый репертуар;  отдельные наиболее существенные  приемы и способы обучения  участников, использование конкретных  методических пособий [72].

Информация о работе Основные направления в работе с ансамблем