Основные направления в работе с ансамблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.21 Кб (Скачать)

 Классика – это  проверенная временем, лучшая школа  воспитания участников коллектива  и слушателей. В выборе таких  пьес нужно особенно внимательно  изучить характер и качество  инструментовки. Случается, к сожалению,  что после небрежной или неудовлетворительной  инструментовки пьесы теряют  свои художественные достоинства,  музыка с трудом узнается на  слух. Поэтому уровень инструментовки, ее соответствие стилю и характеру  первоисточника, сохранение особенностей  его языка и голосоведения,  ритмических особенностей в коллективном  изложении – первейшее условие  при выборе этих пьес [32].

 Необходимость тщательного  отбора инструментовок вызвана  и тем, что эти произведения  хорошо известны широкой слушательской аудитории. С ними слушатели знакомы в самой разнообразной трактовке, в исполнении разных коллективов и музыкантов. Естественно, что каждое новое их исполнение вызывает не только повышенный интерес у слушателей, но и строгую взыскательность, «придирчивость». Выносить такие пьесы на суд слушателей можно поэтому лишь тогда, когда они не только технически хорошо отработаны, но и свидетельствуют об оригинальной творческой трактовке.

 Произведения, включаемые  в репертуар коллектива, должны  отличаться интонационной конкретностью  музыкального языка, особой наглядностью  художественных образов, выразительностью. В значительной мере этим требованиям отвечают сочинения, созданные композиторами специально для коллективов русских народных инструментов [32].

Принципы подбора репертуара. Для учебной работы лучше всего  брать легкие пьесы, мелодичные народные песни и танцы в легкой обработке, а также популярные пьесы, написанные для детей. Эти пьесы с интересом  играются учащимися и не представляют, как правило, больших технических  и художественных трудностей.

 При инструментовке  пьес для начинающего коллектива  домрам малым и баянам поручается  играть мелодию (лучше всего  в октаву). Балалайкам примам –  в зависимости от  того, как  освоен музыкантами инструмент, – можно поручить аккомпанемент  или мелодию (бряцанием). Данное  в определенном смысле стандартное  распределение партий по инструментам  способствует быстрому развитию  мелодического слуха у участников, навыков чтения нот с листа,  облегчает игру по руке дирижера [72].

 На практике проблему  учебного репертуара приходится  решать в основном в первый  период работы, когда участники  овладевают инструментом, вырабатывают  навыки коллективной игры, когда  устанавливается тесное взаимопонимание между участниками и руководителем. В дальнейшем репетиции, самостоятельные занятия, учебный процесс строятся на разучивании таких пьес, которые составят концертный репертуар коллектива. Однако нельзя считать, что учебный репертуар играется только в классе, на репетиции: многие из учебных пьес включаются концертный репертуар и звучат с эстрады.

 Основным требованием  к подбору музыкальных произведений  в коллективе, как уже отмечалось, является их художественная и  эстетическая ценность. Это обусловлено  тем, что творческая деятельность  вообще и воспитательная функция  музыкального исполнительства, в  частности, могут быть успешно  осуществлены лишь в процессе  репродукции высокохудожественных  произведений. Подлинно художественные произведения значительно сильнее пробуждают эмоции учащихся: содержание музыки вызывает интерес, обостряет восприятие детей, пробуждает их творческие способности. Музыкальные произведения с ярко выраженной мелодией способствуют успешному формированию и развитию музыкальных задатков ансамблистов, дают большую возможность воспитывать их музыкально грамотными [44].

 Другое и тоже весьма  существенное требование, предъявляемое  к исполняемому репертуару, –  его доступность. Степень посильности  репертуара для коллектива и  каждого из его участников  – один из основных факторов  плодотворного функционирования  детского ансамбля (оркестра), его  роста и эффективности художественно-творческого  развития учащихся.

 Отбираемые произведения  должны отвечать в первую очередь  требованиям доступности для  восприятия. То есть, при выборе  репертуара учитывается: возраст,  общее развитие участников, круг  знаний и представлений об  окружающей действительности, уровень  навыков восприятия музыки, степень  отзывчивости на нее, понимание  средств музыкальной выразительности.

 Репертуар должен быть  доступен для исполнения. Музыкальные  произведения подбираются с учетом  технической подвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыков на данном этапе обучения и воспитания. Каждый исполнитель обязан в совершенстве овладеть порученной ему партией и исполнять ее так, чтобы самому получить удовольствие.

 Включаемые в исполнительские  программы произведения должны  быть доступными по объему (количеству  музыкального материала), а также  по фактурным трудностям. Однако  важно подбирать, прежде всего,  такие произведения, которые были  бы доступны не только с  точки зрения фактурных и технических  трудностей, но главным образом  по содержанию. То есть, художественная  форма музыкального произведения (в широком ее понимании) не должна быть сложной.

 Следующее условие  правильного подбора музыкального  репертуара – его педагогическая  целесообразность, т.е. он должен  способствовать решению конкретных  учебно-воспитательных задач, соответствовать  методическим требованиям на  определенных этапах музыкальной  подготовки учащихся [56].

 Исполняемый репертуар  должен вырабатывать исполнительские  навыки и навыки коллективной  игры, которые тесно взаимосвязаны  между собой. И поскольку приобрести  различные навыки на однотипном  материале невозможно, в учебную  (исполнительскую) программу включаются  разнохарактерные произведения. Таким  образом, действует принцип многоплановости.  Это очень важно и для музыкально-эстетического  воспитания коллектива, так как  художественные произведения, различные  по жанрам, содержанию, стилевым  особенностям делают возможным  разностороннее музыкальное развитие  учащихся [74].

 Также в основе формирования  репертуара не последнее место  занимает принцип заинтересованности. При подборе музыкальных произведений  важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных  задач значительно облегчается,  когда исполняемая пьеса вызывает  интерес у детей. Очевидно, содержание  музыкальных произведений должно  отличаться яркостью музыкальных  образов, быть увлекательным,  эмоционально захватывающим. Руководитель  должен постоянно поддерживать  интерес к исполняемым произведениям,  ставя перед участниками детского  коллектива все новые художественно-исполнительские  и познавательные задачи.

 Не менее важное значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим развитием учащихся. Неумелый, бессистемный подбор музыкальных произведений отрицательно сказывается на музыкальном развитии детей, расхолаживает их, притупляет интерес к занятиям.

 Путь от простого к сложному – главный принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству. Сложность разучиваемых произведений наращивается постепенно, последовательно и непрерывно, что, в конечном итоге, приводит к заметному росту исполнительского уровня коллектива.

 

Таким образом, проблема репертуара всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связана  не только художественная направленность искусства, но и сам стиль исполнения. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным музыкальным  коллективом, составляет основу всей его  деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится  в непрерывной связи с различными формами и этапами работы, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его  базе накапливаются музыкально-теоретические  знания, нарабатываются навыки коллективной игры, складывается художественно-исполнительское  направление ансамбля (оркестра).

 В целом у каждого  коллектива со временем вырабатывается  определенное репертуарное направление,  накапливается репертуарный багаж,  соответствующих составу учеников, исполнительской манере, творческим  задачам. Достигнув определенных  вершин, накопив достаточный потенциал  для нового роста мастерства, творческий коллектив ищет почву  для своего развития в более  сложном репертуаре. В этом смысле  репертуар всегда должен быть  нацелен на перспективу, его  постоянно надо в определенном  смысле одолевать.

2.3 Педагогический авторитет  руководителя детского коллектива

 

В воспитании детского коллектива огромную роль играет личность руководителя, и, прежде всего – как педагога и воспитателя. Стремление отдать себя детям, вера в то, что без увлеченности творчеством нельзя стать по-настоящему гармоничным развитым человеком  – этими чувствами должен обладать педагог.

 В силу специфики  своей профессии, руководитель  детского оркестрового коллектива, формирует взгляды, убеждения,  потребности, вкусы, идеалы детей  и подростков. Он должен быть  не просто широко образованным  человеком, хорошо владеющим проблемами  воспитательной работы, но и духовно  развитой личностью в высоком  значении этого слова [59].

 Профессия педагога  требует постоянного совершенствования  своей личности, развития интересов,  творческих способностей. В связи  с развитием общества, его идеологии,  социально-экономических сторон  жизни, культуры меняются идеалы  профессии. Но вместе с тем,  основой профессии всегда остается  гуманистическая устремленность  и неразрывная связь с художественно-творческой  деятельностью.

 В организации учебно-воспитательного  процесса нельзя пройти мимо  такого мощного педагогического  фактора, как характер воспитателя,  свойство и качество его личности [59]. У одного педагога слишком  твердый характер и крепкая  воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам,  подавляет спонтанность детей,  оставляет их непричастными и  равнодушными зрителями. У другого  – мягкий характер он не  способен потребовать от учащихся  элементарного порядка. Плохое  знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать  свой характер в соответствии  с педагогическими требованиями  дают простор непосредственному  проявлению натуры вспыльчивости,  жестокости или бесхарактерности, нетребовательности.

 Педагогика определяет  оптимальную форму проявления  и развития дисциплины и демократии  в воспитании, которые реализуются  специально подготовленной и  обладающей педагогическим авторитетом  личности. Дети добровольно идут  за тем воспитателем, которого  они уважают. В другом случае  педагогические отношения держатся  на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают  свой позитивный воспитательный  смысл и оказывают негативное  влияние.

 Понятие «авторитет»  буквально означает общепризнанное  значение человека, его влияние  на людей, поддержку его идей  и деятельности общественным  мнением, проявление уважения, доверия  к нему, даже веры в него: в  его ум, волю, нравственность, способность  сотворить благо, отдать все  силы общему делу [60]. Сущность, специфические  особенности и функции собственно  педагогического авторитета обусловлены  тем, что десятки и сотни  ребячьих глаз, как рентгеном,  насквозь просвечивают и выявляют  нравственные состояния личности  педагога. У настоящего воспитателя  нет другого морального выбора  кроме чистоты, искренности, открытости  и прямоты. В противном случае  учитель неизбежно утрачивает  свое влияние на детей и  право быть их воспитателем. Суть  педагогического авторитета в  постоянном развитии педагогом  в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной  духовности и интеллигенции. Ребенок  авансирует воспитателю свое  уважение, доверие, расположение, исходя  из естественного предположения  о высоком качестве его личности, - это доверие необходимо оправдать  [59].

 Аванс доверия возмещается,  прежде всего, высокой нравственностью.  В современных условиях, видя  вокруг себя безнравственность  в различных слоях общества, даже  в собственной семье и школе,  одни ребята научились третировать  и даже презирать простые нормы  общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного  лицемерия и обмана. Образовался  острый дефицит нравственности  в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственные самосовершенствования, высокая требовательность педагога к самому себе – главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

 Другим важным условием  личности педагога является духовность  воспитателя, его глубокая гражданская  убежденность, способность открыто  обсуждать с детьми самые острые  проблемы, убеждать их, мужественно  признавать свои ошибки и промахи.

 Авторитет нравственности  и духовно-ценностной культуры  педагога необходимо дополняется  авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток  разнообразной информации в различных  областях жизни. Значительная  ее часть приходит в острое  противоречие со сложившимися  стереотипами и штампами в  сознании и мышлении. Это ставит  воспитателя, духовного наставника  детей и юношества в очень  сложное положение. Чтобы глубоко  понять духовный мир молодого  поколения, быть властителем дум,  нужно преодолевать в самом  себе противоречия между сложившимися  канонизированными взглядами на  культуру, способами ее освоения  ребенком и реальной, порой не  укладывающейся ни в какие  рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям искусства и культуры, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к жизни. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитетом педагога роль [74]. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила – сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет естественным и прочным.

Информация о работе Основные направления в работе с ансамблем