Анализ финансового состояния организации на примере ОАО "Беловский цинковый завод"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики проведения анализа финансового состояния организации, для ее выполнения необходимо решить следующие задачи:
- выбрать предприятие для проведения анализа, дать его характеристику;
- изучить методику проведения экспресс-оценки финансового положения предприятия, применить ее на выбранном предприятии;
- провести анализ имущества и капитала организации;
- определить финансовую устойчивость предприятия с помощью абсолютных и относительных показателей;
- проанализировать платежеспособность организации и ликвидность его активов;
- провести анализ деловой активности предприятия;
- провести анализ конечных финансовых результатов деятельности предприятия
- предложить мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния исследуемого предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Краткая организационно-экономическая экономическая характеристика ОАО «БЦЗ» 4
2 Анализ финансового состояния организации на примере ОАО «БЦЗ» 8
2.1 Экспресс-оценка финансового положения предприятия 10
2.2 Анализ имущества и источников его формирования 14
2.3 Анализ финансовой устойчивости при помощи абсолютных и относительных показателей 23
2.4 Анализ платежеспособности организации и ликвидности ее активов 33
2.5 Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов и эффективности их использования 41
2.6 Анализ конечных финансовых результатов деятельности организации 52
3 Мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния ОАО «БЦЗ» 71
Заключение 75
Список использованных источников 76

Работа содержит 1 файл

Копия КР Анализ финансового состояния_0.docx

— 289.42 Кб (Скачать)
  • основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации (предприятия);
  • главный источник возрастания рыночной стоимости организации (предприятия);
  • индикатор кредитоспособности;
  • главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
  • индикатор конкурентоспособности организации (предприятия) при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
  • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

Выделяют  следующие виды прибыли:

  • валовая прибыль (маржинальный доход) – разница между выручкой производственной себестоимостью произведенных и реализованных товаров;
  • прибыль от продаж: показатель, характеризующий финансовый результат деятельности и определяемый как превышение валового прибыли над коммерческими и управленческими расходами;
  • прибыль до налогообложения: показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности предприятия и представляющий собой сумму прибыли от продаж и сальдо прочих доходов и расходов;
  • чистая прибыль: часть прибыли до налогообложения, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Поскольку прибыль от продаж (финансовый результат  от обычных видов деятельности) является главным источником чистой прибыли организации, а следовательно и источником роста масштабов всей ее деятельности, то особое внимание необходимо уделить факторному анализу. Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и так далее порядка. К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Факторную модель зависимости прибыли от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом:

Ппп = Вр.п - Zпроиз – КР - УР,  (35)

где Ппп – прибыль от продаж,

Вр.п. – выручка от реализации продукции,

Zпроиз – производственная себестоимость произведенных товаров,

КР – коммерческие расходы,

УР – управленческие расходы.

К факторам второго порядка относятся  те, которые оказывают влияние  на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы  первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов относятся: общий объем реализованной продукции, структура произведенной и реализованной продукции, уровень цен на продукцию, уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и реализации продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты /4/.

Чистая  прибыль может быть представлена факторной моделью следующего вида:

ЧП = Врп – Zполн + Дпр – Рпр + ОНА – ОНО – НП, (36)

где ЧП – чистая прибыль,

Врп – выручка от реализации продукции,

Zполн – полная себестоимость реализованной продукции,

Дпр – прочие доходы,

Рпр – прочие расходы,

ОНА – отложенные налоговые активы,

ОНО – отложенные налоговые обязательства,

НП – налог на прибыль.

Для определения количественного влияния  изменения выручки от реализации продукции на изменение чистой прибыли используется формула:

∆ЧП (Врп) = * ∆Врп / 100 %, (37)

где ∆ЧП (Врп) – изменение чистой прибыли при изменении выручки от реализации продукции,

- доля прибыли от продажи в базовом периоде в составе выручки от реализации продукции,

∆Врп – абсолютное изменение выручки от реализации продукции.

Определить  влияние изменения полной себестоимости  реализованной продукции на величину чистой прибыли можно по формуле:

∆ЧП (Zполн) =∆ * Врп 1/ 100 %, (38)

где ∆ЧП (Zполн) – изменение чистой прибыли при изменении полной себестоимости реализованной продукции,

– изменение доли прибыли от полной себестоимости в составе выручки от реализации продукции,

Врп 1– выручка от реализации продукции в отчетном периоде.

Влияние изменения прибыли от продажи  продукции на изменение чистой прибыли рассчитывается как сумма изменений чистой прибыли от влияния следующих двух факторов: выручки и полной себестоимости реализованной продукции.

Определить  влияние прочих доходов на изменение  чистой прибыли можно согласно следующей  формуле:

∆ЧП (Дпр) = Дпр 1 - Дпр 0, (39)

где ∆ЧП (Дпр) – изменение чистой прибыли при изменении прочих доходов,

Дпр 1 – прочие доходы отчетного периода,

Дпр 0 – прочие доходы предыдущего периода.

Влияние прочих расходов на изменение чистой прибыли рассчитывается по следующей формуле:

∆ЧП (Рпр) = Рпр 0 - Рпр 1, (40)

где ∆ЧП (Рпр) – изменение чистой прибыли при изменении прочих расходов,

Рпр 0 – прочие расходы предыдущего периода,

Рпр 1 – прочие расходы отчетного периода.

Влияние прибыли до налогообложения на изменение  чистой прибыли определяется по формуле:

∆ЧП (Пдо) = ∆ЧП (Ппп) + ∆ЧП (Дпр) + ∆ЧП (Рпр), (41)

где ∆ЧП (Пдо) - изменение чистой прибыли при изменении прибыли до налогообложения,

∆ЧП (Дпр) - изменение чистой прибыли при изменении прочих доходов,

∆ЧП (Рпр) – изменение чистой прибыли при изменении прочих расходов,

Определить  влияние отложенных налоговых активов  на изменение чистой прибыли можно по формуле (42).

 

∆ЧП (ОНА) = ОНА1 – ОНА0, (42)

где ∆ЧП (ОНА) – изменение чистой прибыли при изменении отложенных налоговых активов,

ОНА 1 – отложенные налоговые активы отчетного периода,

ОНА0 – отложенные налоговые активы предыдущего периода.

Влияние отложенных налоговых обязательств на изменение чистой прибыли – по формуле:

∆ЧП (ОНО) = ОНО0 – ОНО1, (43)

где ∆ЧП (ОНО) – изменение чистой прибыли при изменении отложенных налоговых обязательств,

ОНО 0 – отложенные налоговые обязательства предыдущего периода,

ОНО1 – отложенные налоговые обязательства отчетного периода.

Определить  количественное влияние изменения  налога на прибыль на изменение чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

∆ЧП (НП) = НП1 – НП0, (44)

где ∆ЧП (НП) – изменение чистой прибыли при изменении налога на прибыль,

НП 1 – налог на прибыль отчетного периода,

НП0 – налог на прибыль предыдущего периода.

Общее изменение чистой прибыли определяется по формуле:

∆ЧПобщ = ∆ЧП (Пдо) + ∆ЧП (ОНА) + ∆ЧП (ОНО) - ∆ЧП (НП), (45)

где ∆ЧПобщ – изменение чистой прибыли,

∆ЧП (Пдо) - изменение чистой прибыли при изменении прибыли до налогообложения,

∆ЧП (ОНА) – изменение чистой прибыли при изменении отложенных налоговых активов,

∆ЧП (ОНО) – изменение чистой прибыли при изменении отложенных налоговых обязательств,

∆ЧП (НП) – изменение чистой прибыли при изменении налога на прибыль.

В заключении рассчитывается сумма дополнительно  полученной (неполученной) прибыли за счет изменения уровня рентабельности:

∆ЧП (R) =∆R * Zполн 1/ 100 %, (46)

где ∆ЧП (R) – сумма прибыли дополнительно полученной или неполученной за счет изменения уровня рентабельности,

∆R – изменение уровня рентабельности, определяемой как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции,

Zполн 1– полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

Рентабельность  характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатели рентабельности отражают сумму прибыли, полученную организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и так далее /4/.

Рентабельность  продукции рассчитывается по формуле:

Rпрод = Ппп * 100 % / Zпроизв, (47)

где Rпрод –рентабельность продукции,

Ппп – прибыль от продаж,

Zпроизв – производственная себестоимость реализованной продукции.

Данный  показатель характеризует эффективность  производственных затрат предприятия, или сколько прибыли от продаж получает предприятие в расчете на каждый вложенный рубль.

Рентабельность  продаж:

Rпродаж = Ппп * 100 % / Врп, (48)

где Rпродаж –рентабельность продаж,

Ппп – прибыль от продаж,

Врп – выручка от реализации продукции.

Характеризует, сколько прибыли от продаж содержится в полученной выручки от реализации продукции.

Экономическая (общая) рентабельность рассчитывается по формуле:

Rобщ = ЧП * 100 % / Zполн, (49)

где Rобщ – общая рентабельность,

ЧП – чистая прибыль,

Zполн – полная себестоимость реализованной продукции.

Общая рентабельность показывает, сколько  чистой прибыли предприятия получит с каждого рубля всех произведенных затрат.

Рентабельность  основной деятельности:

Rосн д = ЧП * 100 % / (ОС + ТА), (50)

где Rосн д – рентабельность основной деятельности,

ЧП – чистая прибыль,

ОС – стоимость основных средств,

ТА – стоимость оборотных  средств.

Показывает, сколько прибыли предприятие  получает с каждого рубля, вложенного в формирование основных и оборотных  средств.

Рентабельность  собственного капитала:

Rск = ЧП * 100 % / СК, (51)

где Rск –рентабельность собственного капитала,

ЧП – чистая прибыль,

СК – собственный  капитал.

Данный  показатель характеризует отдачу собственного капитала, то есть сколько прибыли предприятие получает от вложенных средств.

Рентабельность  текущих активов:

RТА= ЧП * 100 % / ТА, (52)

где RТА – рентабельность текущих активов,

ЧП – чистая прибыль,

ТА – стоимость оборотных  средств.

Показывает, сколько прибыли организация  получает с каждого рубля, вложенного в формирование текущих активов, или на сколько эффективно использование оборотных средств.

Размер  прибыли, получаемой со всего авансированного  на долгосрочной основе капитала, показывает рентабельность инвестиций:

Rинв = ЧП * 100 % / (СК + ДКЗ), (53)

где Rинв – рентабельность инвестиций,

ЧП – чистая прибыль,

СК – собственный  капитал,

ДКЗ – долгосрочные кредиты  и займы.

Рентабельность  имущества рассчитывается по формуле:

Rим = ЧП * 100 % / ВБ, (54)

где Rим – рентабельность имущества,

ЧП – чистая прибыль,

ВБ – валюта баланса.

Рентабельность  имущества показывает, сколько прибыли  предприятие получит с каждого  рубля, вложенного в формирование имущества. Оптимальным (для нормально функционирующего предприятия) уровень рентабельности должен быть на уровне 25 % /3, 4/.

Рентабельность  основных средств рассчитывается по формуле:

Rос = ЧП * 100 % / ОС, (55)

где Rос – рентабельность основных средств,

ЧП – чистая прибыль,

ОС – стоимость основных средств.

Характеризует эффективность использования основных средств.

Период  окупаемости собственного капитала - показатель, обратный рентабельности собственного капитала, определяется по формуле:

Токуп = СК / ЧП, (56)

где Токуп – период окупаемости собственного капитала,

СК – собственный  капитал,

ЧП – чистая прибыль.

Для анализа рентабельности имущества  используют следующую факторную модель (формула (57)).

Rим = У * Фо * Rпродаж, (57)

где Rим – рентабельность имущества,

У – доля имущества, реально  находящегося в обороте,

Фо – фондоотдача имущества, реально находящегося в обороте,

Rпродаж – рентабельность продаж.

В состав имущества, реально находящегося в обороте, не входят краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность, задолженность бюджета по статье «НДС по приобретенным ценностям», незавершенные капитальные вложения. Рентабельность продаж для факторной модели определяется как отношение чистой прибыли к выручке.

Фондоотдача имущества, реально находящегося в  обороте, рассчитывается по формуле:

Фо = Врп / Ир, (58)

где Фо – фондоотдача имущества, реально находящегося в обороте,

Врп – выручка от реализации продукции,

Ир – имущество, реально находящееся в обороте.

Таким образом, на изменение рентабельности имущества оказывают влияние  следующие факторы:

  • изменение условий формирования капитала,
  • изменение оборачиваемости активов предприятия,
  • изменение рентабельности продаж.

Информация о работе Анализ финансового состояния организации на примере ОАО "Беловский цинковый завод"