Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление путей повышения рентабельности продукции. Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач:
1. Характеристика финансовых показателей;
2. Рассмотрение доходов и расходов предприятия;
3. Характеристика рентабельности предприятия;
4. Рассмотреть экономическую характеристику предприятия.

Содержание

Введение
1. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия 5
1.1. Формирование и виды финансовых результатов 5
1.2. Виды показателей рентабельности и методика ее расчета 9
1.3. Доходы и расходы предприятия, их классификация 12
2. Анализ финансовых результатов и рентабельности
ОАО «АБС Автоматизация»

Работа содержит 1 файл

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ2.doc

— 633.00 Кб (Скачать)
 

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами.

     Рассчитаем  различные показатели рентабельности.

     Вычислим в соответствии с формулой рентабельность активов:

    Ра = (чистая прибыль / средняя стоимость активов)*100%

     Ра 2007 год ;

     Ра 2008 год ;

     Ра 2009 год .

     Показатель  рентабельности активов ( ) характеризует прибыльность или эффективность использования всех активов, сформированных за счёт собственных и заёмных источников. Таким образом, из приведённых выше расчетов мы наблюдаем спад данного показателя за анализируемый период. Максимальный показатель рентабельности активов зафиксирован в 2007 году и составил 1,1%.

     Рассчитаем  рентабельность инвестиционного капитала по формуле:

     Ри = (прибыль предприятия/ средний инвестированный капитал)*100%

     Ри 2007 год ;

     Ри 2008 год ;

     Ри 2009 год .

     Показатель  рентабельности инвестиционного капитала ( ) отражает эффективность использования средств, приравненных к собственным, т.е. собственных источников и долгосрочных займов и кредитов. Из расчетов видно, что эффективность использования собственных источников и долгосрочных займов и кредитов уменьшается, и в 2009 году составила 1,1%.

     Рентабельность  собственного капитала рассчитаем по формуле:

    Рск =(чиста прибыль /средняя стоимость собственного капитала)*100%

     Рск 2007 год ;

     Рск 2008 год ;

     Рск 2009 год .

     Показатель  рентабельности собственного капитала ( ) показывает прибыльность собственных средств. Таким образом приведённые выше расчеты показали, что прибыльность собственных средств снизилась.

     Все выше рассчитанные показатели рентабельности отличаются размерами заёмных средств.

     Рентабельность  производства показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. На машиностроительных предприятиях общая рентабельность производства определяется по формуле , рассчитаем её:

     Ро =прибыль от продаж/

     Ро 2007 год ;

     Ро 2008 год ;

     Ро 2009 год .

     Таким образом из расчетов видно, что степень  общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов за анализируемый период уменьшается.

     Рассчитаем  рентабельность товарооборота по формуле и рентабельность продаж по формуле:

     РТ =(прибыль от продаж/ себестоимость товарной продукции)*100%

     РТ 2007 год ;

     РТ 2008 год ;

     РТ 2009 год .

     По  расчётам видно, что рентабельность товарооборота в целом имеет  тенденцию к улучшению.

     Рп =Чистая прибыль / Выручка*100%

     Рп 2007 год ;

     Рп 2008 год ;

     Рп 2009 год .

     Из  выше указанных расчётов видно, что  рентабельность продаж за анализируемый период уменьшается. Но при этом показатель 2009 года выше показателя за 2008 год.

     Применение  показателя рентабельности продаж в  процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги. Норматив рентабельности товарооборота может служить важным ориентиром, как для установления нижнего предела рыночных цен, так и для планирования прибыли от реализации продукции.

     Рассчитываем  чистую и валовую рентабельность. Показатель валовой рентабельности показывает, что доля валовой прибыли на 1 рубль выручки увеличилась в 2008 году и составила 41,1%

    RВ= (прибыль валовая/ выручка от продаж)*100%

     РВ 2007 год %;

     РВ 2008 год %;

     РВ 2009 год %;

     Чистая  рентабельность показывает величину чистой рентабельности компании, по расчетам видно, что она уменьшается к 2009 году.

    Рч = (чистая прибыль/ выручка от продаж) *100%

     Рч 2007 год ;

     Рч 2008 год ;

     Рч 2009 год .

     Рассчитаем  показатели рентабельности продукции по формуле:

     Рпрод =(Прибыль от продаж/себестоимость)*100%

     Рпрод 2007 год ;

     Рпрод 2008 год ;

     Рпрод 2009 год ;

     Из  расчетов видно, что рентабельность продукции к 2009 году имеет тенденцию  к увеличению, что является положительным  моментом на предприятии.

     Улучшение финансового состояния каждого предприятия в современных рыночных условиях возможно лишь на основе совершенствования как стратегического, так и текущего планирования прибыли и рентабельности, непрерывного повышения результатов и сокращения затрат, постоянного роста доходов и снижения расходов, а также рационального использования других производственно-хозяйственных, организационно-управленческих и инвестиционно-финансовых факторов и ресурсов.

     Все выше приведённые показатели рентабельности представим в таблице 2.9.  

     Таблица 2.9

     Показатели  рентабельности деятельности

     ОАО «АБС Автоматизация» за 2007-2009 гг.

     (%)

Показатели Годы Отклонение, (+,-)
2007 2008 2009 2008 г.

от

2007 г.

2009 г.

от

2008 г.

1.Чистая  рентабельность 0,9 0,4 0,4 -0,5 -0,1
2.Валовая  рентабельность 39,4 41,1 39,4 2,2 0,5
3.Рентабельность  активов 1,1 0,4 0,3 -0,7 -0,1
4.Рентабельность  инвестиционного капитала 2,9 1,04 1,1 -1,8 0,06
5.Рентабельность  собственного капитала 1,6 0,7 0,6 -0,9 -0,1
6.Общая  рентабельность производства 4,2 2,9 2,6 -1,3 -0,3
7.Рентабельность товарооборота -2,1 -0,8 -1,0 1,3 -0,2
8.Рентабельность  продаж 5,5 3,5 4,1 -2,0 0,6
9.Рентабельность  продукции -9 -5,9 -6,7 3,1 -0,8
 

     По  данным табл. 2.9 можно сделать вывод, что рентабельность в целом постоянно снижается. Фактором снижения рентабельности послужило уменьшение объема реализации вследствие уменьшения спроса.

     Рентабельность  продаж в 2009 году составила 4,1%,тем не менее, максимальный показатель отмечен в 2007 году, это связано с тем, что увеличилась выручка и соответственно прибыль от продаж.

     Показатель  валовой рентабельности показывает, что доля валовой прибыли на 1 рубль выручки увеличилась в 2008 году и составила 41,1%.

     Из  расчетов видно, что степень общей  прибыльности (общая рентабельность производства) на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов за анализируемый период уменьшается, самый минимальный уровень отмечен в 2009 году.

     Показатель  рентабельности инвестиционного капитала, что характеризует эффективность использования собственных источников и долгосрочных займов и кредитов уменьшается, и в 2009 году составила 1,1%.

     Рентабельность  собственного капитала уменьшается  к 2009 году, что негативно сказывается  на инвестиционной привлекательности  организации.

     На  основании данных таблицы 2.9 построим диаграмму динамики рентабельности ОАО «АБС Автоматизация», представленной на рисунке 2.5. 

     Рис. 2.3. Динамика рентабельности ОАО «АБС Автоматизация»

     за 2007-2009гг. 

     Как видно на диаграмме (рис. 2.3) в 2008 году рентабельность производства и рентабельность продаж снизились на 1,3 и 2 процентных пункта соответственно по сравнению с 2007 годом. Рентабельность продукции имеет тенденцию к увеличению за анализируемый период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Пути повышения эффективности деятельности ОАО

     «АБС  Автоматизация»

     3.1. Анализ порога  рентабельности 

     Для определения запаса финансовой прочности  предприятия необходимо сначала  овладеть понятием порога рентабельности.

     Точка безубыточности - это тот рубеж, который  предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Продажи ниже точки  безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Поэтому точку безубыточности многие экономисты называют порогом рентабельности. Чем выше порог, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации.

     Порог рентабельности - это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

     Исходные  данные для определения порога рентабельности

      ,

      -выручка в точке безубыточности, руб.; -постоянные расходы, руб.; -переменные расходы, руб.; -выручка, руб.

     Порог рентабельности – это такая выручка  от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:

      

       где ПР – порог рентабельности,

      – затраты постоянные,

      – затраты переменные,

       – выручка от реализации.

      =85798/((779984-678586)/779984)=659985 тыс. руб.

      =97945/((816211-685617)/816211)=612156 тыс.руб.

      =63183/((574387-499717)/574387)=486023 тыс. руб.

       Существует определенное взаимовлияние  и взаимозависимость между затратами,  объемом производства и прибыли.  Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

     Определим запас финансовой прочности.

     Запас финансовой прочности предприятия  – это разница между достигнутой  фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:

      ,

       где ЗФП – запас финансовой прочности,

       – выручка от реализации,

       ПР – порог рентабельности.

      =779984-659985=119999 тыс. руб.

      =816211-612156=204055 тыс. руб.

      =574387-486023=88364 тыс. руб.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии