Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление путей повышения рентабельности продукции. Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач:
1. Характеристика финансовых показателей;
2. Рассмотрение доходов и расходов предприятия;
3. Характеристика рентабельности предприятия;
4. Рассмотреть экономическую характеристику предприятия.

Содержание

Введение
1. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия 5
1.1. Формирование и виды финансовых результатов 5
1.2. Виды показателей рентабельности и методика ее расчета 9
1.3. Доходы и расходы предприятия, их классификация 12
2. Анализ финансовых результатов и рентабельности
ОАО «АБС Автоматизация»

Работа содержит 1 файл

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ2.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

     (тыс.  руб.)

Показатели Годы Удельный  вес в общей сумме

затрат, %

2007 2008 2009 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1. Затраты - всего, 

в т.ч.:

655758 820247 503846 100 100 100
- материальные 

затраты; 

- затраты на  оплату труда; 

- отчисления  на 

социальные нужды; 

- амортизация; 

- прочие

193600 
 

224300 
 

42070 
 

55069 

139819

232281 
 

268921 
 

40225 
 

61495 

217325

186863 
 

234435 
 

31250 
 

35424 

15874

29,5 
 

34,2 
 

0,06 
 

8,4 

21,3

28,3 
 

32,8 
 

4,9 
 

7,5 

26,5

37,09 
 

46,5 
 

6,2 
 

7,03 

3,2

 

     Из  приведенной таблицы можно сделать  вывод о том, что затраты за 2008 год ниже затрат за 2007 год на 164489 тыс.руб., а в 2009 году затраты уменьшились по сравнению с 2008 годом на 316401тыс.руб. В этой поэлементной структуре затрат преобладают материальные затраты. В 2007 году данный показатель составил 193600 тыс. руб., в 2008 году –232281 тыс. руб., в 2009 году –186863 тыс. руб. В 2008 г. затраты на материал увеличивается на 38681 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. В течение 2009 г. данный показатель уменьшился 45418 тыс. руб.

     Затраты на оплату труда в 2009 году увеличились на 10135 тыс.руб. в сравнении с 2007 годом. За рассматриваемый период сумма отчислений на социальные нужды составил в 2007 г.- 42070тыс. руб., в 2008 г. –40225тыс. руб., в 2009 г. –31250 тыс. руб. К концу 2009 г. данный показатель снизился на 10820 тыс. руб. по сравнению с 2007 г.

     К концу 2009 г. происходит уменьшение амортизации до 19645 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. В 2008 году сумма амортизационных отчислений увеличилась на 6426 тыс. руб. в сравнении с 2007 годом.

     

     Рис. 2.1. Структура затрат от обычных видов деятельности в 2009 г. 

     Рассмотрим  состав и структуру прибыли ОАО «АБС Автоматизация» по основным источникам ее формирования. Сведем данные, необходимые для проведения анализа в табл.2.3.

     Таблица 2.3.

     Структура источников формирования прибыли

     ОАО «АБС Автоматизация»

     (тыс.руб.)

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Сумма Доля,% Сумма, Доля,% Сумма Доля,%
1. Валовая прибыль 307736 100 335367 100 226652 100
2. Прибыль от продаж 42607 13,8 28293 8,4 23530 10,4
3. Прибыль до налогообложения 173381 5,6 9655 2,9 6275 2,8
4. Чистая прибыль 10036 3,3 4118 1,2 3479 1,5

     Данные  табл.14 показывают, что прибыль от продаж в течение всего анализируемого времени примерно на 86,2% отличается от валовой прибыли предприятия, что свидетельствует о том, что ОАО «АБС Автоматизация» имеет очень низкие обороты. В 2007 г. доля прибыли предприятия до налогообложения ниже доли прибыли от продаж на 8,2%, что свидетельствует о том, что в данном отчетном периоде прочие расходы предприятия превышали прочие его доходы.

     В 2008 и 2009 гг. доля прибыли до налогообложения  ниже прибыли от продаж и составляет 2,9 и 2,8 % соответственно. Следовательно, в данных отчетных периодах прочие расходы предприятия также значительно превышали прочие его доходы. Доля чистой прибыли предприятия в структуре валовой прибыли в течение 2007-2008 гг. снижается с 3,3 до 1,2%, а в 2009 г. снижается до 1,5%.

     Графически  доля каждого вида прибыли в 100% валовой прибыли предприятия приведена на рис. 2.2.  

     

     Рис.2.2. Структура прибыли ОАО «АБС Автоматизация» в период 2007-2009 гг. 

     Проведем  следующий анализ прибыли состоит  в более подробном изучении состава, динамики ка каждого источника формирования чистой прибыли предприятия, а также их положительное или отрицательное влияние на конечный результат хозяйственной деятельности ОАО «АБС Автоматизация» в период 2007-2009 гг. Необходимые для анализа данные приведены в табл.2.4.

     Таблица 2.4

     Состав и динамика источников формирования чистой прибыли

     ОАО «АБС Автоматизация»

     (тыс.  руб.)

Показатель 2007 г.

тыс.руб.

2008 г.

тыс.руб.

2009 г.

тыс.руб.

Абс. изм.(±) Темп

прироста, %

2008 г.

от

2007 г.

2009 г.

от

2008 г.

2008 г.

к

2007 г.

2009 г.

к

2008 г.

1 2 3 4 5 6 7 8
Выручка от продажи товаров 779984 816211 574387 36227 -241824 +4,6 -29,6
Себестоимость -472248 -480844 -347735 8596 -133109 +1,8 -27,7
Валовая прибыль 307736 335367 226652 27631 -108715 +9 -32,4
Коммерческие  расходы -71847 -75112 -45442 3265 -29670 +4,5 -39,5
Управленческие  расходы -193255 -231962 -157680 -38707 74282 +20 -32
Прибыль от продаж 42607 28293 23530 14314 -4763 -33,5 -16,8
Прочие  доходы 8318 23113 9594 14795 -13519 +177,8 -58,5
Прочие  расходы -30226 42995 16508 12769 -26487 +42,2 -61,6
в том  числе: проценты к уплате -28468 -29398 -33630 930 -4232 +3,2 +14,4
Прибыль до налогообложения 17381 9655 6275 -7726 -3380 -44,5 -35
Текущий налог на прибыль 6875 1927 -413 -4948 -1514 -72 -78,6
Чистая  прибыль 10036 4118 3479 -5918 -639 -59 -15,5
 

     Из  табл. 2.4. видно, что на формирование а также динамику чистой прибыли (конечного результата) предприятия влияет изменение многих показателей хозяйственной деятельности предприятия.

     Рассмотрим  подробнее какой именно показатель оказал на ее рост и снижение наибольшее и наименьшее влияние.

     Из  табл.2.4 видно, что товарооборот предприятия в течение всего анализируемого периода уменьшается.

     Наибольший  рост наблюдается в 2008 г. (4,6%), а в 2009 г. наблюдается снижение на 29,6%. Себестоимость реализуемых товаров соответственно также снижается, темп ее прироста в 2008 г. (1,8%), что приводит к более высокому темпу прироста валовой прибыли предприятия (9%). В 2009 г себестоимость падает на 27,7%, тем самым снижается и товарооборот и темп прироста валовой прибыли составляет 32,4%. 

     Коммерческие  расходы предприятия являются основным регулятором прибыли от продаж. По сравнению с уровнем валовой  прибыли предприятия (оборотов), его  коммерческие расходы находятся  на низком уровне и в период 2007-2008 гг. возрастает но незначительно (4,5%), а далее снижаются на 39,5% . Таким образом, коммерческие расходы предприятия не оказывают существенного влияния на динамику прибыли от продаж, поэтому этот показатель ведет себя в течение всего анализируемого периода аналогично валовой прибыли.

     Также из табл.2.4 видно, что предприятие имеет низкий уровень прочих доходов и расходов. В 2008 и 2009 гг. ситуация меняется. Снижение прочих расходов на 42,2% и увеличение доходов на 177,8 %, что привело к снижению прибыли до налогообложения на 44,5%, а прибылью от продаж 33,6%.

     В 2009 г., несмотря на продолжающееся снижение прочих доходов на 58,4% наблюдается также снижение прочих расходов и процентов к уплате (на 61,6 и 14,4% соответственно). Все это приводит к снижению прибыли до налогообложения на 35% и соответственно уменьшению чистой прибыли предприятия на 15,5%.

     Таким образом, основными показателями оказывающими существенное влияние на формирование чистой прибыли ОАО «АБС Автоматизация» в период 2007-2009 гг. являются: прочие доходы, прочие расходы и проценты к уплате. 
 
 

     2.3. Факторный анализ  прибыли 

     Главным источником формирования прибыли является основная деятельность организации, для осуществления которой она была создана. Характер этой деятельности определяется специфической отраслевой особенностью организации. Основу этой деятельности составляет производственно-коммерческая деятельность, которая дополняется инвестиционной и финансовой [1. C. 292].

     Прибыль от реализации продукции, работ и  услуг (прибыль от продаж) определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг, а также коммерческими и управленческими расходами.

     Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от реализации, являются [1. C. 292]:

1. цена реализации продукции;

2. себестоимость реализованной продукции;

3. величина коммерческих и управленческих расходов;

4. объем реализованной продукции;

5. структура и ассортимент реализованной продукции.

     Если  управленческие (общехозяйственные) расходы  распределяются по видам продукции и входят в состав себестоимости продукции, то оценивается влияние на прибыль только коммерческих расходов. Методика анализа аналогична рассмотренной выше.

     Если  организация использует так называемый «котловой» метод учета затрат и  данные о себестоимости (полной или  неполной) по конкретным видам продукции  отсутствуют, то анализ влияния факторов на прибыль от продаж можно провести упрощенным способом. При упрощенной схеме анализа рассчитывается совместное влияние изменения структуры реализованной продукции и себестоимости продукции (без коммерческих и управленческих расходов) через относительную экономию (перерасход) себестоимости продукции[1. C. 298]:

      ,

      - изменение прибыли от продаж  вследствие совместного влияния  изменения структуры реализуемой  продукции и ее себестоимости  (без коммерческих и управленческих  расходов), руб.

     Из  всех рассмотренных выше факторов в  наибольшей степени от организации  зависит динамика себестоимости  продукции и коммерческих и управленческих расходов. Существенные ограничения со стороны рынка оказывает изменение объема и структуры реализуемой продукции.

     Факторный анализ прибыли от продаж необходим  для оценки резервов повышения эффективности  производства, т.е. основной задачей  факторного анализа является поиск  путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли  от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии