Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Ан конкурентн среды.doc

— 1.25 Мб (Скачать)


 

 

 

Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием.

(на примере машиностроительного комплекса Рязанского региона)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава   1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.

1.1.     Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.

1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.

1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.

Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса

2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.

2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.

2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.

Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.

3.1.   Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.

3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.

3.3.     Повышение  устойчивости  предприятия в результате роста его конкурентоспособности.

3.4.     Заключение.

3.5.     Библиографический список использованной литературы.

Приложение.

 

Введение

 

Проблема конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической жизни любой страны. В советское время конкуренция была подавлена планом и не могла быть заменена социалистическим соревнованием, экономика была лишена важнейшей движущей силы развития. Этим объясняются многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, низкого качества выпускаемой продукции.

Особенность нынешней ситуации состоит в том, что в распоряжении российского бизнеса находится огромный мировой теоретический и практический опыт ведения конкурентной борьбы. Это, конечно же, не означает необходимости слепого копирования имеющегося примера тех или иных стран, тем более что его прямое использование на российских предприятиях часто затруднено из-за уникальности, отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке. В создавшихся условиях, особенно, важно выделить наиболее ценное в теории и практике и на этой основе разработать такие приемы и методы, которые отвечают условиям, сложившимся в России, а так же условиям конкретного производства. Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В результате промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И, тем не менее, выход из тяжелого экономического положения может быть лишь в создании конкурентоспособного производства, ориентированного  на  нужды  потребителей.  И  в  этом  смысле, конкурентоспособность является условием выживания отечественных предприятий.

Проблема оценки и управления конкурентоспособностью предприятий в России осложняется проблемами общего спада производства, кризисом неплатежей, отсутствием рынка информации о характеристиках предприятий конкурентов. У основной массы предприятий на первое место встает проблема выживаемости в условиях кризиса, преодоление финансовых трудностей, многим предприятиям грозит процедура банкротства.   В данных условиях, с одной стороны, заниматься оценкой конкурентоспособности предприятия достаточно сложно, с другой -    для выхода предприятия из кризиса, необходимо оценить его  конкурентный потенциал, проанализировав все факторы конкурентоспособности предприятия, без этого невозможно разработать стратегию дальнейшего развития предприятия. В связи с этим, создание   системы   управления   конкурентоспособностью   становиться важнейшим   условием   дальнейшего   существования   отечественных предприятий.

На сегодняшний день в нашей стране существует некоторая недооценка вопросов управления конкурентоспособностью   в практике менеджмента предприятия. Это объясняется сохранением традиций работы на этапе «рынка продавца». Но данный подход совершенно не отвечает требованиям современного этапа развития рынка. Оценка конкурентоспособности субъектов хозяйствования и выпускаемой ими продукции   должна стать важным моментом в практике предпринимательства и менеджмента при решении вопросов инвестирования, маркетинга, банкротства.

Руководителям   предприятия  и  их  собственникам  необходим инструментарий, позволяющий проводить мониторинг способности к конкурентной борьбе и управления ею. В качестве такого инструментария должна   выступать   система   оценки   и   регулирования   уровня конкурентоспособности.

Однако на сегодняшний день в российской практике существует определенная недооценка вопросов управления конкурентоспособностью предприятия. Рассмотрение существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции   продемонстрировало их непригодность для целей управления. Они не учитывают всех факторов конкурентоспособности, поэтому не позволяют получить адекватные результаты. Без оценки конкурентоспособности, без анализа всех факторов влияющих на конкурентоспособность продукции и фирмы в целом, работа, направленная на повышение уровня конкурентоспособности, будет, в значительной степени, слепа и может не дать желаемых результатов. Будущие позиции в конкуренции зависят от ряда факторов, которые не отражаются в отчетности, но могут оказать значительное влияние на будущую прибыль, например, стратегические планы, обсуждаемые контракты, известные действия конкурентов. Оценить эти факторы можно только в результате опросов собственников, менеджеров фирмы, партнеров по бизнесу. Кроме того, на первый взгляд, является очевидным влияние конкурентоспособности продукции и предприятия в целом на устойчивость его работы, однако, на настоящий момент, отсутствует комплексное исследование механизма данного влияния. Частично восполнить этот пробел и призвана данная работа.

Народно-хозяйственная значимость и недостаточная проработанность вопросов оценки конкурентоспособности товара, предприятия и управления ее уровнем определило цель и содержание настоящей аттестационной работы.

 

Цель и задачи исследования.

 

Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.

 

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

 

- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание   категорий   "конкурентоспособность   товара"   и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;

- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;

- изучить и систематизировать существующие   методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;

- исследовать   динамику   конкурентоспособности   и   основных экономических     результатов     деятельности     предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;

- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;

- исследовать   механизм   влияния   конкурентоспособности   на экономическую устойчивость предприятия;

- разработать основные принципы и механизм функционирования системы   управления   конкурентоспособностью   как   основы экономического развития предприятия;

- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

 

Объектом исследования являются машиностроительные предприятия г. Рязани, действующие на конкурентном рынке.

 

Предметом исследования является механизм управления конкурентоспособностью предприятия и продукции.

 

Методологическую  и теоретическую  основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по   проблеме   конкурентоспособности   и   управления   ее  уровнем, законодательные акты Российской Федерации и Рязанской области по проблемам становления предпринимательства, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, материалы научно-практических конференций, публикации в периодической печати.

Информационную  базу  исследования  составили  статистические материалы Госкомстата РФ, материалы Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению по Рязанской области, данные годовой и текущей отчетности предприятий машиностроения г. Рязани.

При решении поставленных задач использовались методы экономико-статистического, системного, сравнительного, логического, причинно-следственного и структурного анализа, а также метод экспертных оценок.

Основное содержание исследования представлено тремя главами.

 

В первой главе "Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятий" - исследуются основные положения современной теории конкуренции, анализируются теоретические основы конкурентоспособности на двух уровнях: товара и предприятия в целом, с установлением их взаимосвязи и взаимообусловленности. Уточнены понятия конкурентоспособности товара и предприятия. Конкурентоспособность товара является результатом реализации конкурентоспособности предприятия. В тоже время, уровень конкурентоспособности продукции определяет финансовый потенциал конкурентоспособности предприятия. Рассматриваются основные факторы,  определяющие  уровень  конкурентоспособности  товара  и предприятия.     Исследуются    существующие     способы     оценки конкурентоспособности с позиции их пригодности для целей управления. Анализ показал, что существует потребность в разработке способа оценки, позволяющего создать на предприятии систему управления уровнем конкурентоспособности.      Рассматривается   специфика   предприятий машиностроительного комплекса, определяющая способность отечественных предприятий   противостоять   конкурентной   борьбе.   Обосновывается необходимость управления конкурентоспособностью как основы выживания предприятий в современных условиях.

 

Во второй главе "Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса" анализируется экономическая ситуация в регионе и на ряде машиностроительных предприятий города. Экономическая ситуация в Рязанском регионе в целом идентична положению в стране. Падение производства промышленных товаров особенно ощутима в отраслях машиностроения и металлообработки. Во многом это связано с устареванием потенциала товаропроизводящего сектора экономики региона и, как следствие, с низким уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции. Проводится оценка конкурентоспособности продукции, выпускаемой рядом машиностроительных    предприятий    города.    Результатом    потери конкурентоспособности рассмотренных предприятий явилось значительное ухудшение основных финансово-экономических показателей деятельности.

 

В   третьей   главе   "Формирование   механизма   управления конкурентоспособностью" предлагаются разработанные способы оценки конкурентоспособности товара и предприятия, позволяющие управлять ее уровнем. Выявляется механизм влияния конкурентоспособности продукции и предприятия на экономические результаты деятельности. Предлагаются основные принципы системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия. Разрабатывается механизм управления уровнем конкурентоспособности на основе оценки. Предложенный механизм позволяет управлять конкурентоспособностью товара на всех этапах ЖЦТ. Отражаются результаты использования разработанных способов оценки на двух предприятиях машиностроительного комплекса, в том числе эффективность     внедрения     мероприятий     по     повышению конкурентоспособностью предприятий.

 

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

- систематизированы факторы конкурентоспособности промышленного предприятия, определяющие потенциал производства, потенциал развития, инвестиционный потенциал, и выявлена степень их взаимного влияния;

- установлена     прямая     зависимость     между    уровнями конкурентоспособности      продукции,      финансового      и предпринимательского рисков, а также показателями финансовой несостоятельности    предприятия    (ликвидность,    финансовая устойчивость);

- обоснован   способ   оценки   конкурентоспособности   товара, позволяющий учитывать ориентацию сегмента на ценовую или неценовую конкуренцию;

- предложен метод оценки конкурентоспособности предприятия, основанный на использовании элементов SWOT-анализа;

- разработан механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью продукции, предполагающий постоянный мониторинг влияния принимаемых управленческих решений на устойчивость предприятия с помощью показателя "временной запас конкурентоспособности";

- предложена методика оценки эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности, основанная на оценке ее влияния на экономическую устойчивость предприятия.

 

Практическая значимость результатов исследования.

Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в работе, направлены на дальнейшее развитие теоретической базы для решения вопросов управления конкурентоспособностью. Рекомендации прикладного характера могут быть достаточно широко использованы в перспективной и текущей работе предприятий по управлению конкурентоспособностью. Предлагаемые способы оценки конкурентоспособности могут использоваться в качестве инструментария при решении вопросов инвестирования, маркетинга, санации и банкротства.

Разработанные способы оценки конкурентоспособности товара и предприятия используются на ряде предприятий машиностроительного комплекса:  ОАО "Рязанское производственное объединение счетно-аналитических машин", ОАО "Рязанский станкостроительный завод".

 

 

4.1. Анализ развития отрасли

С течением времени многие отрасли проходят через ряд стадий, начиная от роста, переходящего в зрелость и конечному спаду. Этот естественный путь развития компании содержит в себе несколько периодов с характерными для каждого из них проблемами и ошибками.

На определенном этапе роста компания проходит через кризис корпоративных отношений, связанный со структурированием власти в компании. Вслед за этим этапом быстрорастущие компании сталкиваются с проблемой финансирования роста. Именно в этот момент и возникает потребность в привлечении капитала на фондовом рынке, что заставляет компанию переходить от формы компании закрытого типа к компании открытого типа. Естественно развивающаяся компания осознает необходимость такой трансформации на соответствующем цикле своего развития и вынуждена создавать соответствующие корпоративные отношения. В случае компаний имеющих сконцентрированный акционерный капитал, у основного собственника возникает дилемма, известная в западной литературе как дилемма инсайдерского контроля: либо сохранять сконцентрированный контроль и расти низкими темпами; либо расти быстрыми темпами, но утратить сконцентрированный контроль. В первом случае, особенно на быстрорастущих рынках компания может утратить лидирующее положение в отрасли из-за отставания в росте, и, в конце концов, утратить конкурентоспособность. Во втором случае должна существовать соответствующая система корпоративного управления не только внутри компании, но и соответствующая внешняя среда, в которой компания может оставаться эффективной без концентрации контроля.

Информация о работе Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием