Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса;
• проанализировать материально-техническую базу магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.

Содержание

Введение
1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине № 10 Шкловского районного потребительского общества « Парковый»
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса
2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торгового предприятия
3.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»
3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
3.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей
Глава 4. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач Универсам Парковый (Автосохраненный).docx

— 115.85 Кб (Скачать)

Таблица 3.6 – Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании

в магазине №10 «Парковый»

 

Наименование товара

Вид

выкладки

Оборудование, на котором 

выкладывается товар

Способ выкладки

Критерий, положенный

в основу

выкладки

Преимущества 

выкладки

Недостатки выкладки

Нектар (в тетрапакетах), пладовоовощьная консервация

товарный

горки

пристенные

Верти каль ный

1. производитель

2.размер упаковки

3.вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену, может  привести к исчерпанию товара

Бакалейные товары

Товарный

Горки пристенные

Верти каль ный

1. производитель

2.размер упаковки

3.вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену

Колбасные изделия

Декоративный

Холодильная витрина

 

1.Произодитель

2. Ассортимент

Хорошая реклама товара

Требует периодической корректировки

Хлебобулочные изделия

Товарный

Горки пристенные

Гори зонталь ный

1.Производитель

2.Ассортимент

3.Наличие упаковки

Удобство при выборе товара

Эффективное использование оборудования

 

Все образцы товаров в  торговом зале магазине №10 «Парковый» снабжены хорошо оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.

В торговом зале магазине №10 «Парковый» товар, предварительно взвешенный, расфасованный и промаркированный, выкладывают на стеллажах, в открытых холодильных прилавках, контейнерах и другой таре-оборудовании.

Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей  им может быть оказана помощь в  выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале контролером.

Следует отметить, что движение покупателей в торговом зале  данного магазина осуществляется против часовой стрелки, что создает  им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания.

При распределении площади  между товарами при их экспонировании полностью учитывается частота  их приобретения. В частности, в магазине №10 «Парковый» используется оптимальная последовательность размещения товаров в торговом зале: в начале пути перед мясным и рыбным отделами расположены фрукты и овощи; мясной и рыбный отделы размещены в глубине торгового зала; кондитерские изделия расположены в конце линии по продаже хлебобулочных изделий; непродовольственные товары расположены в конце пути покупателя.

 

3.4 Организация  продажи товаров и дополнительное  обслуживание покупателей

Продажа товаров – главная завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Этот процесс является наиболее ответственным и заключительным в деятельности магазина, подводящим итог всех предыдущих процессов и заключается в непосредственной работе с покупателем.

Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей  им может быть оказана помощь в  выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале продавцом-консультантом.

Следует отметить, что движение покупателей в торговом зале данного магазина осуществляется против часовой стрелки, что создает им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания.

При распределении площади между  товарами при их экспонировании полностью  учитывается частота их приобретения. В частности, в №10 «Парковый» используется оптимальная последовательность размещения товаров в торговом зале: в начале пути перед мясным и рыбным отделами расположены фрукты и овощи; мясной и рыбный отделы размещены в глубине торгового зала; кондитерские изделия расположены в конце линии по продаже хлебобулочных изделий; непродовольственные товары расположены в конце пути покупателя.

В магазине не отказались и от традиционных методов розничной торговли (реализации товара через прилавок) – это  метод, при котором продавец обеспечивает покупателю помощь в выборе, осмотр товара, консультацию. Так же он упаковывает  и взвешивает товар.

Реализация товара через прилавок отличается тем, что основная нагрузка ложиться на продавца. От квалификации, которого зависит скорость и качество обслуживания покупателя.

К недостаткам реализации товаров через прилавок является:

- включает много операций (более  затратный);

-замедление обслуживания (низкая пропускная способность);

- есть вероятность образования  очередей;

- увеличивается затраты на персонал.

К преимуществам данного метода относятся:

- обеспечения сохранности товаров;

- более квалифицированные консультации  и предложения товара.

Процесс продажи в магазине №10 «Парковый» организуется следующим образом. Данный магазин строился в основном из расчета системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.

При входе в магазин  покупатель берет инвентарную корзину  или тележку для отбора товаров  и проходит в торговый зал, ориентируясь в зале с помощью различных средств «немой справки». Отобрав товар, покупатель проходит в зону расчета и предъявляет при выходе из торгового зала контролеру-кассиру самостоятельно отобранные товары и товары, приобретенные  через прилавок обслуживания. Контролер-кассир рассчитывается с покупателем.

Несколько лет назад  руководство  магазина №10 «Парковый» начало  использовать идею компании «Кного корпорейшн», выпускающей ярлыки с невидимой магнитной проволочкой. Эта проволочка дезактивируется при оплате в расчетных узлах. Такой ярлык дает сигнал тревоги на выходе, если он не прошел через расчетный узел. Также расчетные узлы рассматриваемого магазина были оборудованы сканирующими устройствами, которые считывают всю необходимую информацию со штрихового машиночитаемого кода на упаковке товара или этикетке и используют ее для расчета с покупателем.

При сканировании регистрируется огромное количество оперативной информации, которую руководство магазина №10 «Парковый» использовало для оптимизации коммерческой деятельности. Это позволило руководству данного магазина решить множество проблем. В первую очередь, руководство точно знает дневную, недельную, сезонную динамику покупательских потоков и может рассчитать (и изменить) график работы продавцов и кассиров. Уже сейчас можно заметить что утром, когда покупателей мало, работает примерно половина касс, а вечером – все. Кроме того, благодаря точной фиксации времени и количества покупок, производится постоянный ежедневный хронометраж работы всех кассиров и от этого рассчитывается их зарплата. Помимо этого руководство магазина может точно рассчитать график завоза товаров, и, следовательно, снизить уровень запасов и за этот счет увеличить ассортимент товаров.

При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.

Расчет за все товары, приобретаемые в магазине №10 «Парковый», в том числе и за отпущенные через прилавки обслуживания, производится только в едином узле расчета. Не разрешается требовать от покупателей предварительной оплаты товаров, продаваемых через прилавки обслуживания (с продавцами).

Продавец выдает покупателям  чек, напечатанный торгово-кассавым терминалом. На выдаваемом покупателям чеке отражаются следующие реквизиты:

- наименование организации;

- идентификационный номер  организации-налогоплательщика;

- заводской номер торгово-кассового  терминала;

- порядковый номер чека;

- дата и время покупки;

- перечень и стоимость  товаров приобретенных в магазине;

- итоговая стоимость покупки.

Если имеет место возврата денег, то в конце смены зав. магазина составляет «Акт о возврате денежных сумм покупателем по неиспользованным кассовым чекам», где перечисляются  номера и суммы каждого чека. После  этого чек подшивается, и вместе с актом сдается в бухгалтерию.

Сумма по акту на возвращенные покупателями чеки заноситься в журнал кассира-операциониста. По прибытию инкассатора (по графику прибывает до закрытия магазина), зав. магазина подготавливает денежную выручку, которую сдает по приходному ордеру непосредственно инкассатору банка

Контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в сейфе зав. магазина в течение сроков, установленных для первичных учетных документов.

К дополнительным услугам, оказываемых покупателям относятся:

    • Установка инфокиоска;
    • Кулинарии (как  дополнительной сектора торговли);
    • Детских игровых автоматов.

К основным недостаткам торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый» необходимо отнести:

    • Сравнительно большая доля традиционного метода обслуживания покупателей;
    • Большое количество обслуживающего персонала, что увеличивает затраты на содержание магазина и как следствие уменьшает его рентабельность.

 

 

 

Глава 4. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый»

     Рациональное построение торгово-технологического процесса, четкое и последовательное выполнение операций, постоянное их совершенствование является основным фактором повышения рентабельности магазина.

Широкое внедрение новых  методов и технологий продаж товаров  и обслуживание покупателей:

      • Внедрение самообслуживания во всех отделах магазина;
      • Расфасовка товаров в разно весовую упаковку удобную для покупателя;
      • Внедрения на всех товарах штрих-кодов для увеличения скорости обслуживания покупателя  и более оперативного проведения анализа торговой деятельности.

Рациональное использование  торговых площадей магазина и применение современного высокопроизводительного  торгово-технологического оборудование:

      • Установка автоматов по торговле прохладительными и горячими напитками;
      • Не выкладывать большими количества товаров, не пользующихся большим спросом у потребителей, а освободившиеся площади использовать для увеличения асартимента товаров;
      • Использования новейшего торгового оборудования с меньшими энергозатратами, что позволит увеличить рентабельность работы магазина;
      • Использования при выкладке товаров принципов мерчендайзинга.

Изучения потребительского спроса и анализ товарооборота:

      • Проведения опросов покупателей (изучения возможного спроса на новые виды товаров, пожелания об качестве обслуживания);
      • Проведения своевременного анализа товарооборота по средствам современного программного обеспечения.

Обеспечения бесперебойного снабжения магазина товарами, пользующимися устойчивым спросом у покупателей:

    • Налаживания контактов на прямую с поставщиками товаров, что позволит сократить время поставки продукции от производителя к покупателю;
    • Создания фирменных секций крупных производителей, что даст возможность уменьшить отпускную стоимость и позволит понизить цены на данную продукцию, сделать их более привлекательными для покупателя и увеличить товарооборот.

Увеличения рекламной  продукции:

    • Увеличения внешней рекламы позволяющей легко найти магазин для иногородних покупателей;
    • Применения красочных ценников с большими цифрами, что по мнению психологов подталкивает покупателей на выбор товаров;
    • Реализация продукции в упаковке с логотипом торгового предприятия (фасовочные пакеты);

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине