Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса;
• проанализировать материально-техническую базу магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.

Содержание

Введение
1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине № 10 Шкловского районного потребительского общества « Парковый»
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса
2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торгового предприятия
3.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»
3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
3.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей
Глава 4. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач Универсам Парковый (Автосохраненный).docx

— 115.85 Кб (Скачать)

 

Таблица 3.3 - Анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке  в магазине №10 «Парковый»

Акт (номер, дата составления)

Наименова ние товара

Участники приемки

Поставщик

Причина несоответствий товара

Способ 

разрешения 

конфликтной ситуации

по количеству

по качеству

1.  08.03.2012

Молоко дет. 3,2%,  0,2 л.

1. Зав.магазина

2.Зав.секцией

3. Продавец 6 разряда

4. Представитель ТТП

«Беллакт-Столица»

недостача  24 шт.

 

Доставка недостающего товара

2.  от 04.01.2012

 

 

 

Колбаса в/к Кракавская

1. Зав.магазина

2.Зав.секцией

3. Продавец 6 разряда

4. Представитель ТТП

СЗАО «БЕЛАТМИТ»

недостача 3 кг

 

Доставка недостающего товара

3. от  20.01.2012

Творог 9%

1. Зав.магазина

2.Зав.секцией

3. Продавец 5 разряда

4. Представитель ТТП

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

 

Отсутствует дата изготовления

Возврат товара поставщику по ТТН

4.  от 12.02.2012

 Бумага  туалетная

1. Зав.магазина

2.Зав.секцией

3. Продавец 6 разряда

4. Представитель ТТП

ОАО «Бумаж ная фабрика «Спартак»

 

Брак 10 рулонов

Возврат бракованного товара по ТТН

5.  от 21.02.2012

Набор конфет «Празднич ный» 0,45гр

1. Зав.магазина

2.Зав.секцией

3. Продавец 5 разряда

4. Представитель ТТП

 

ОАО «Коммунарка»

Недостача 5 коробок

 

Доставка недостающего товара


 

    Акт приемки товаров утверждается заведующий магазина №10 «Парковый» обычно в день его составления.

    Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству. Товары, поступившие в исправной таре, в магазине принимаются по качеству и комплектности сразу же, вместе с приемкой по количеству.

    Приемка по качеству в магазине осуществляется также зав. товарной секцией в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.). Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.

    При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов зав. товарной секцией приостанавливает приемку и обеспечивает условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Некачественный товар изолируется от имеющихся в магазине однородных товаров. Зав. товарной секцией исследуемого магазина также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.

    Скрытые производственные дефекты, обнаруженные продавцами магазина позже, (например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) актируются. Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи. Он подписывается зав. товарной секцией и заведующий магазина №10 «Парковый».

    Таким образом, в целом приемка товаров в магазине №10 «Парковый» соответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.

 

3.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»

 

    После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

    Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

    Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

     Принятый по количеству и качеству товар грузчиком магазина  перемещается в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов.

     Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами магазина и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации.

    Технология хранения в магазине предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиции эффективного использования, отведенных площадей и торгово-технологического оборудования. При определении способа укладки работники магазина учитывают следующие основные факторы: упаковка и вид тары; количество товаров, подлежащих хранению.

    Процесс хранения включает следующие операции:

- размещение товаров на хранение;

- укладка в местах хранения;

- создание соответствующих режимов хранения;

- наблюдение и поддержание условий хранения.

    В магазине  №10 «Парковый» отведено достаточное количество  помещений для хранения товаров,  площадь которых составляет 50м². За каждой группой товаров закреплены постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

    На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товары укладывают в округленных количествах.

    В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики. При штабельной укладке в магазине используют подтоварники или поддоны. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары  находятся на расстоянии не менее 1 м2 от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров в данном магазине обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. На товары не попадают прямые солнечные лучи.

    В таблице 3.4 представлен анализ организации хранения товаров в магазине №10 «Парковый»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4 - Анализ организации хранения товаров в  магазине №10 «Парковый»

Помещение для хранения товар

Площадь помещения, м2

Наименование товарной группы (товара)

Режимы 

хранения

Способ 

Соблюдение основных принципов  хранения

Оборудование, предназначенное  для

документ,

их определяющий

норматив

фактические

упаковки 

(затаривания) товара

хранения товара

хранения 

товара

создания 

режимов хранения

1. Складское помещение

300

        Рис

СТБ 1666-2006

Не более 25 ºС

+18 - 20º С

Бумаж ные пакеты

шта бель ный

соблюдаются

стеллаж

Термо метр, гигро метр

 

2. Холодильная камера 

20

Сливки10%

СТБ 1746-2007

От -2 до +4 ºС

+2 º С

П/эт ящики

шта бель ный

соблюдаются

поддон

Термо метр

3.Складское помещение

300

Нектар

СТ Б     962

От =15 до +30 ºС

+18 º С

Карто ные короб ки

шта бель ный

соблюдаются

поддон

Термо метр

4.Складское помещение

300

Сушки

ГОСТ 24901--89

От +5 до +18 ºС

+16 ºС

Картонные короб ки

шта бель ный

соблюдаются

стеллаж

Термо метр, гигро метр

5.Низкотемпературный холодильник

20

Мороженое

СТБ 14-67-2004

Не выше -18 ºС

-18 ºС

Картонные короб ки

шта бель ный

соблюдаются

поддон

Термо метр


 

Перед подачей товаров  в торговый зал товары готовят  к продаже. 
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.

Наименование товара

Персонал, осуществляющий подготовку товара к продаже

Помещения, в которых производится подготовка товаров  к продаже

Оборудование, инструменты  и приспособления, используемые при подготовке товаров

Подготовительные операции, осуществляемые с товаром

общие

специальные

Крупа перловая, весовая

Продавец

Подсобное помещение

Весы, совок, ярлык, упаковочный  материал

Распаковка,

упаковка, маркировка, перемещение  в торговый зал

Взвешивание

Сыр

Продавец

Рабочее место

Доска для нарезки сыра, нож, маркировочный ярлык, упаковочный  материал

Распаковка, маркировка, упаковка

Нарезка, взвешивание

Морковь свежая

Продавец

Подсобное помещение

Нож

Распаковка, придание товарного  вида, перемещение в торговый зал

 

Сушки весовые

Продавец

Рабочее место

Весы, совок, ярлык, упаковочный  материал

Распаковка, упаковка, маркировка

Взвешивание

Огурцы консервирован  ные 1 л. ст/банка

Продавец

Рабочее место

Ветошь

Распаковка, придание товарного  вида, маркировка

 

Макаронные изделия фасованные 0,4

Продавец

Рабочее место

 

Распаковка, придание товарного  вида, маркировка

 




Таблица 3.5 - Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»

 

 

 

 

3.3 Размещение  и выкладка товаров в торговом  зале магазина

В торговом зале продовольственных  товаров магазина №10 «Парковый» используется линейная поперечная расстановка оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.

Размещение ассортимента товаров в магазине «Универсам «Парковый» обеспечивает рациональную организацию продажи, создает благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечает требованиям психологии торговли, создает активный показ и предложение спроса на товары; способствует рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина сведена до минимума.

При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.

Размещение и выкладка товаров производится с учетом частоты совместных покупок способствует росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.

Так как в данном магазине для выкладки товаров широко применяют  контейнеры, то естественно учитывают не только площадь выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.

При размещении и выкладке товаров избегается монотонность рядов оборудования. Учитываются различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменяются расстояние между полками горок в одном ряду, использываются различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.

Из всех способов выкладки в магазине №10 «Парковый» чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный. При горизонтальном способе выкладки каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя – для одного наименования печенья, средняя – для другого, нижняя – для третьего. Так как покупатели прежде всего обращают внимание на товары, размещенные на оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки или в передвижные контейнеры, которые устанавливают под рядами полок, выкладывают крупные и грузоемкие товары.

При вертикальном способе  выкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид. Широкое применение в супермаркете магазине №10 «Парковый»  получила также выкладка товаров навалом в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.

При выборе товара покупателю предоставляется возможность ознакомиться с содержанием коробки, пачки, пакета. Для этого на полке рядом с товарами в непрозрачной упаковке в данном магазине помещают одну - две открытые коробки, затянутые сверху целлофаном или полиэтиленовой пленкой. Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании приведен в таблице 3.6.

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине