Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса;
• проанализировать материально-техническую базу магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.

Содержание

Введение
1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине № 10 Шкловского районного потребительского общества « Парковый»
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса
2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торгового предприятия
3.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»
3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
3.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей
Глава 4. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач Универсам Парковый (Автосохраненный).docx

— 115.85 Кб (Скачать)

Введение

Торговля является одной  из важнейших отраслей народного  хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы  производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид  предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров  и оказанием услуг покупателям.

В зависимости от цели, с  которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:

  • оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);
  • розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Долговременной целью  деятельности розничного торгового  предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно  лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Наряду с названной  целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии - например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что 
в настоящее время основными, по степени их влияния на общую эффективность деятельности торгового предприятия, считаются этапы торгово-технологического процесса, на которых осуществляется связь предприятия с элементами его внешней среды, т.е. этапы коммерческой деятельности.

Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных  торговых и технологических операций и является завершающей стадией  всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению  торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применения методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Для обеспечения высокого уровня обслуживания покупателей, в  магазине должен постоянно изучаться  спрос, который служит основанием для  составления заявок на завоз товара. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших  товаров.

На качество торгового  обслуживания существенное влияние  оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. Технология и организация приемки товаров  по количеству и качеству оказывает  непосредственное влияние на качество обслуживания покупателей.

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.

Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:

• изучить теоретическую  литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;

• охарактеризовать составные  элементы торгово-технологического процесса;

• проанализировать материально-техническую  базу магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества;

• охарактеризовать технологическую  планировку его помещений;

• выявить требования и  принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;

• изучить оптимальность  использования площадей и числа  узлов в торговом зале предприятия.

Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.

Предмет исследования выбран магазин №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.

При написании работы используем общепринятые методы анализа экономических  исследований, такие как монографический, экономико-статистический, и другие.

Материалом для написания  курсовой работы послужили данные годовых  отчетов магазина, труды ученых по данной проблеме, а также собственные  наблюдения и исследования.

Для решения поставленной цели в  работе рассмотрены теоретические  аспекты планирования и организации  торгово-технологического процесса и  их применение на примере конкретного  торгового предприятия.

В работе торгово-технологический процесс будет рассмотрен на примере магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине № 10 Шкловского районного потребительского общества « Парковый»

1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии

 

Торгово-технологический процесс - это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических  операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда  и времени и высокой культуре обслуживания.

Торгово-технологический процесс  в магазине является завершающей  стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые могут  играть активную роль [3, c. 65].

Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских  свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового  предприятия [1, c 90].

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с постановлением совета министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству» Постановление СМ РБ 3 сентября 2008 г. № 1290, если в договорах - поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров  с показателями сопроводительных документов.

        Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).

        После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи [2, c. 99].

Подготовленные к продаже  товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в  нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Продажа товаров - завершающая  стадия торгово-технологического процесса в магазине [10, c. 17].

Таким образом, организация  торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего  качества до покупателя с наименьшими  затратами труда и времени  при высоком уровне торгового  обслуживания.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 - Организация торгово-технологического процесса

Источник: [12, c.144].

Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависит от степени  хозяйственной самостоятельности  торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера  магазинов и др. [12, c.154].

Важную роль в торгово-технологическом  процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность  торговли или в целом на качество обслуживания. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации [11, c. 97].

Управление коммерческой деятельностью базируется на общих  принципах и методах управления. Рассмотрим основополагающие принципы построения управления коммерческой деятельностью  торгового предприятия.  
 
Рис. 2 - Основные принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия

Источник: [11, c.90].

Рассмотрим более подробно содержание элементов данной схемы:

  1. Обеспечение согласованности между подразделениями (службами). Каждому подразделению (службе) торгового предприятия свойственны определенная предназначенность и выполняемые функции, т. е. они обладают в той или иной степени автономностью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и согласованы во времени, что обусловливает единство системы управления торговым предприятием.
  2. Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия. Коммерческая деятельность формируется и изменяется в соответствии с интересами и потребностями предприятия. Следовательно, функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия.
  3. Обеспечение иерархичности структуры управления. Характерным признаком управления является иерархический ранг. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные связи.
  4. Обеспечение комплексного подхода в управлении. С позиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие решения коммерческой деятельности. Предусматривается также связь коммерческих процессов торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управления коммерческой деятельностью.
  5. Обеспечение адаптивности структуры управления. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Особенно это проявляется в период зарождения потребительского рынка. Поэтому гибкость и приспособляемость структуры управления коммерческой деятельностью к переменам и условиям окружающей среды имеют существенное значение.
  6. Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнительной информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия. Эта задача выполняется с помощью современных технических средств, позволяющих автоматизировать процесс информационного обеспечения.

Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы  управления торговым предприятием, которое  выполняет еще и функции, связанные  с технологической, экономической  и финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность  всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием.

Торгово-технологический процесс  в магазине можно условно разделить  на три части:

- операции с товарами до предложения  их покупателям;

- операции непосредственного обслуживания  покупателей;

- дополнительные операции по  обслуживанию покупателей.

В следующем параграфе мы попытаемся рассмотреть подробнее каждый из данных составных элементов торгово-технологического процесса.

1.2 Составные элементы  торгово-технологического процесса

 

 На количество торгового  обслуживания существенное влияние  оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

- разгрузку транспортных средств;

- доставку товаров в зону  приемки;

- приемку товаров по количеству  и качеству;

- доставку товаров в зону  хранения, подготовку их к продаже  или непосредственно в торговый  зал (в зависимости от степени  готовности их к продаже);

- хранение товаров;

- подготовку товаров к продаже;

- перемещение товаров в торговый  зал;

- выкладку товаров на торговом  оборудовании [5, c. 126].

Для того чтобы обеспечивать высокое  качество обслуживания покупателей, в  магазине должен постоянно изучаться  спрос, который служит основанием для  составления заявок на завоз продуктов.

Транспортные средства, доставившие  товары в магазин, должны быть без  задержки приняты и разгружены. Разгрузку  следует осуществлять с соблюдением  общих правил выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров  одна из важнейших операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться  лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары [4, c. 63].

Приемка товаров по количеству и  качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с постановлением совета министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству» Постановление СМ РБ 3 сентября 2008 г. № 1290.

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине