Ценовая политика производственной фирмы, методы установления цен на промышленную продукцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы ценообразования продиктована важным местом в экономике промышленного предприятия, которое занимает политика установки и регулирования цен. От того насколько грамотно вытроена стратегия ценообразования и правильно ли проведена ценовая политика зависит успешность и рентабельность предприятия. Множество примеров иллюстрирует, как, казалось бы, выигрышное по всем статьям производство становилось банкротом в результате неэффективно проведенной ценовой политики или неграмотной стратегии ценообразования.

Работа содержит 1 файл

Ценовая политика производственной фирмы, методы установления цен на промышленную продукцию.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

3. Двухэлементный  норматив, определенный исходя из  необходимости обеспечить требуемую  предприятию окупаемость инвестиций. Первый элемент норматива в этом случае определяется в долях единицы к стоимости, использованных для производства материалов и призван обеспечить необходимую рентабельность инвестиций в создание запасов этих материалов. Второй элемент норматива определяется по отношению к сумме затрат на заработную плату и накладных расходов и должен обеспечить соответствующий уровень рентабельности инвестиций в физические (реальные) активы (производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года).

4. Многоставочная  система, в рамках которой величины  нормативов вначале определяются  как сумма двух элементов: 

а) норматива  по отношению к величине заработной платы;

б) норматива  по отношению к сумме стоимости  материалов (норматив по отношению к величине накладных расходов не устанавливается). Затем определенный таким образом норматив дифференцируется в зависимости от объема поставляемой партии товара.

Выбор типа норматива  рентабельности зависит от следующих  факторов:

1. Сложности учета различных типов затрат.

2. Связи затрат  определенного типа с экономической  ценностью товара для покупателя.

3. Объема и  условий привлечения дополнительных  инвестиций для обеспечения выпуска  данного товара.

Т.о. основой  формирования уровня норматива рентабельности является потребность предприятия в прибыли как в основе финансирования его развития и в источнике средств для удовлетворения требований владельцев капитала.

Алгоритм расчета  цены по данному методу следующий:

1. Определение  постоянных и переменных (прямых) издержек.

2. Установление  целевого уровня рентабельности.

3. Определение  вариантов цен товара, включая  весь диапазон цен на конкурирующие  товары.

4. Определение  безубыточной партии для каждого  варианта цены.

5. Оценка вероятности  сбыта безубыточного объема товара.

6. Установление  цены.

Методы установления цены, ориентированные на спрос:

Метод определения  цены на основе спроса применяется  для товаров массового спроса, имеющих высокую эластичность спроса по цене; находит наибольшее практическое применение при определении цен на новый товар, у которого нет (или очень мало, как в случае олигополии) товаров-конкурентов. Процедура расчета цены состоит из следующих этапов;

1) определение  функции спроса (прогноз зависимости  «объем спроса -- цена»);

2) определение  функции издержек по производству  и реализации (прогноз зависимости  «объем спроса -- издержки»);

3) определение  функции выручки от цены (прогноз  зависимости «цена -- объем выручки»);

4) определение  функции прибыли от цены;

5) определение функции рентабельности (от цены)

Методы установления цены ориентированные на конкуренцию.

При использовании  методов данной группы предприятие  ориентирует свои цены не на затраты  и спрос, а на текущие цены конкурентов, устанавливая их чуть выше или ниже цен конкурентов. Необходимость установления цен подобным образом обусловливается рядом факторов:

1. Чувствительность  потребителя к цене, которая зависит  от степени дифференциации продукции,  от значимости цены по сравнению  с другими признаками продукта (качество, сервис и др.). К факторам, формирующим чувствительность потребителей к уровню цен и их содержание относятся, в частности, эффект создания запасов, эффект конечной пользы, эффект оценки качества через цену и пр.

2. Сила рыночной  власти: чем больше доля рынка предприятия, тем меньше необходимость ориентироваться на цены конкурентов.

3. Мероприятия,  альтернативные политике цен.

К данной группе методов обращаются те предприятия, которые затрудняются точно определить затраты на производство единицы  продукции и считают средние цены, сформировавшиеся в отрасли, хорошей базой для определения цен на свои товары. Опираясь на данный подход, предприятие избавляется от риска, связанного с назначением своей цены, которую рынок может не принять. При таком подходе предприятие, как правило, не меняет цены в связи с изменением его затрат или спроса и сохраняет цены, пока сохраняют свои цены конкуренты. С изменением цен конкурентами предприятие изменяет свои цены, хотя собственные затраты и уровень спроса остаются без изменения.

Основными методами ценообразования, ориентированными на конкуренцию, являются :

1. Ориентация  на цену отрасли. Такой подход  к определению цен, прежде всего,  осуществляется на рынках гомогенных  продуктов, преобладает при олигополистической  и совершенной конкуренции, находит применение для продуктов международного характера.

2. Ориентация  на ценового лидера. Различают  доминирующее и барометрическое  ценовое лидерство. Доминирующее  ценовое лидерство имеет место  тогда, когда в отрасли есть  предприятие, обладающее низкими затратами, а значит, ценовыми преимуществами перед своими конкурентами. В такой ситуации остальные предприятия ориентируют свою политику цен на политику цен господствующего на рынке производителя и устанавливают цены на свои товары, как правило, на уровне ценового лидера. Барометрический ценовой лидер -- это предприятие, чьи ценовые изменения поддерживаются другими производителями, признающими способность лидера адаптироваться при установлении цены в полном соответствии с изменяющимися рыночными условиями. Остальные предприятия добровольно приспосабливаются к ценовому лидеру.

3. Ценовой картель  -- соглашение конкурирующих производителей  об установлении единой цены, а также совместного сбыта,  квот на объем выпуска для  отдельных производителей.

 

 

2.2 Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики

 

Промышленное предприятие практически любой отрасли неразрывно связывает свою ценовую политику регулирование цен государством.

Государство активно  влияет на общую ценовую конъюнктуру рынка при помощи методов налогового, экспортно-импортного и антимонопольного регулирования. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, пенсии, пособия и прочие выплаты из государственного бюджета, государство влияет на ограничения по спросу, инфляцию и инфляционные ожидания и тем самым - на динамику общего уровня цен и их основных групп, т. е. государство пытается создавать общие рамочные условия для ценовой политики предприятий.

Цели государственного регулирования цен :

1. Торможение  инфляционного роста цен в  результате обесценивания денег,  устранение диспропорций цен  на отдельные виды товаров  и услуг.

2. Достижение  необходимых соотношений воспроизводства.

3. Затруднение  роста заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

4. Субсидирование  производства, находящегося под  контролем государства, защита  отсталых отраслей экономики  от иностранной конкуренции (в  первую очередь сельского хозяйства), содействие внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизация  бюджетных средств, необходимых  для проведения социально-экономических  мероприятий.

Разработка  цен в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропроизводителей со своими партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т. д.

Таблица 1

Методы государственного регулирования цен

 

Методы прямого  воздействия государства

Методы косвенного государственного регулирования

 

Административное  установление цен

Налогообложение

 

Замораживание цен

Регулирование денежного обращения

 

Установление  предельного уровня цен

Оплата труда

 

Регламентация уровня рентабельности

Кредитная политика

 

Установление  нормативов для определения цен

Регулирование государственных расходов

 

Декларирование  цен и др.

Установление  норм амортизации и др.

 
     

Меры воздействия  на производителей со стороны государства  могут быть прямыми, т.е. путем установления определенных правил ценообразования, и косвенными, т.е. через финансово-кредитный  механизм, оплату труда, налогообложение  и т.д (см. таблицу 1). При прямых методах государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами. К косвенным методам относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов.

Эффективность различных методов установления цен зависит от правильного выбора условия их применения. Получивший распространение в российской экономике  метод регулирования цен через  уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен  во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия  на экономику. Например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение  налоговых ставок на прибыль, как  правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Государственное регулирование цен в стране осуществляется в следующих формах: выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок»; установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по видам производств; установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя; установление твердых фиксированных цен; установление для предприятий-монополистов предельных цен; ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов; установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет; установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли; установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста; рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу; декларирование повышения свободных цен.

Существует  определенный перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов). Например, к компетенции государственных органов исполнительной власти относятся такие объекты государственного ценового регулирования, как продукция ядерно-топливного, оборонного назначения, драгоценные металлы и камни, обслуживание воздушных судов, перекачка и налив нефти и др.

К нарушениям государственной  дисциплины цен относятся: завышение  регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов; завышение установленных надбавок (наценок к ценам и тарифам); начисление непредусмотренных надбавок, а также не предоставление установленных скидок; применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, у которой из-за конструктивных или технологических недостатков нет требуемых потребительских свойств, принятых при согласовании их уровня, и т. д.

 

 

 

 

Заключение

 

Цена - это не просто количество денег, которое хочет  получить продавец, а покупатель согласен отдать. Это довольно большая система со множеством взаимосвязей и нюансов. Цена зависит от множества факторов и являет собой конечный результат огромного комплекса стратегического планирования. Политика установки цен на предприятии зависит от затрат и издержек на производство, а так же от положения на рынке выпускающего предприятия.

В зависимости  от различных факторов, в том числе  и вышеперечисленных предприятие  использует тот или иной метод  установки цены или комплекс методов. Единой классификации методов установки  цен нет, но наиболее общепринятые мной были рассмотрены в главе 2 и по-моему, являются достаточно объемными по содержанию методов определения и установки цен. В принципе каждое предприятие устанавливает цены на свою продукцию и регулируются собственными расчетами и здравым смыслом, т.е в большинстве являются нерегулируемыми государством.

Регулируемые  же цены находятся под контролем  государства, которое может воздействовать на их формирование различными способами (например, установление фиксированных  цен на товары первой необходимости).

Таким образом, установление цен на промышленную продукцию  является сложным комплексом взаимодействия различных факторов и условий  и является актуальным вопросом в  разработке политики предприятия на рынке в целом.

Информация о работе Ценовая политика производственной фирмы, методы установления цен на промышленную продукцию