Центральный банк Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии, а также изучение осуществляемых ЦБ РФ операций.

Данная работа состоит из введения, трёх частей и заключения.

Во введении описывается структура представленной курсовой работы, определяется цель работы и актуальность выбранной темы.

В первой части определяется правовой статус Банка России, рассматривается его организационная структура.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Правовой статус Банка России и его организационная структура………...5

2. Функции Банка России………………………………………………………10

3. Операции Банка России……………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

banki.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, за счёт валютных интервенций  Банк России увеличивает ликвидность  банковской системы. Основным источником прироста денежной массы и единственным источником увеличения денежной базы уже ряд лет является покупка Банком России иностранной валюты (с целью накопления международных резервов и недопущения чрезмерного укрепления курса рубля по отношению к доллару США с учётом инфляции). 

     Помимо  интервенций на валютном рынке Банком России стал применяться более гибкий инструмент – сделки типа «валютный своп». Валютные свопы позволяют корректировать уровень рублёвой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

     Одним из инструментов денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Система процентных ставок по операциям Банка России включает: ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России.

     Основное  место отводиться ставке рефинансирования. Ставка рефинансирования влияет на политику хозяйствующих субъектов, т.к. изменение ставки в зависимости от ситуации играет роль сигнала, информируя участников рынка об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. С 1993 года ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже пяти раз ежегодно. Максимальный уровень ставки в 1991г. достигал 20% годовых, в 1992г. – 80, в 1993г. – 210%. С апреля по октябрь 1994г. ставка была постепенно снижена до 130%, однако в результате её дальнейшего повышения в январе 1995г. она вновь достигла 200%. В октябре 1997г. в результате снижений ставка достигла 21%, но уже в ноябре этого же года она вновь взяла курс на повышение и в конце мая 1998г. повысилась до 150%. С июля 1998г. началось постепенное снижение ставки. До 9 апреля 2002г. ставка рефинансирования составляла 25%, 9 апреля 2002г. она была установлена на уровне 23%, 7 августа – 21, с 17 февраля 2003г. – 18, с 21 июня 2003г. – 16, с 15 января 2004г. – 14% годовых, с 15 июня 2004г. – 13% годовых (см. рис.1).

     Банк  России может воздействовать на уровень  и структуру рыночных процентных ставок, устанавливая «коридор» процентных ставок по своим операциям: нижней границей являются ставки по депозитам, верхней – савки по операциям рефинансирования.

            

           Рисунок 2 Изменения ставки рефинансирования в период с 1991г. по 2004г. 

     Использование тех или иных инструментов Банком России при реализации денежно-кредитной  политики во многом зависти от условий  развития экономики. Так, несколько  лет подряд не используется метод изменений норм обязательных резервов. В 90-е годы этот метод использовался весьма активно. В 1992-1995гг. норма депозитов до востребования составляла максимально возможную величину – 20%. Затем нормы депозитов изменялись ежегодно и по несколько раз. С 1 января 2000г. нормативы обязательных резервов по привлечённым средствам юридических лиц в рублях и привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублёвым депозитам физических лиц – 7%. Вплоть до 2004г. этот метод не затрагивался. В 2004г. для урегулирования проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке Банк России вынес решение о снижении нормативов обязательных резервов. В соответствии с этим решением норматив по привлечённым средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте был снижен 1 апреля 2004г. с 10 до 9%, 15 июня 2004г. – с 9 до 7%, 8 июля 2004г. – с 7 до 3,5%. Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в валюте РФ был снижен также 8 июля 2004г. с 7 до 3,5%. Это поспособствовало высвобождению средств в размере 150 млрд. рублей. Кроме того, в соответствии с Положением Банка России от 29.03.2004г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», вступившим в силу с 1 июля 2004г., кредитным организациям в установленном порядке может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах установленного коэффициента усреднения в размере 0,2.

     Для воздействия на банковскую ликвидность  и денежную базу на основе развития рынка государственных ценных бумаг в России в 1993-1995гг. создались предпосылки для активного использования операций на открытом рынке (предполагается купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки). Операции на открытом рынке влияют на доходность государственных ценных бумаг и оказывают воздействие на уровень рыночных процентных ставок. Начиная с 1996г. в целях регулирования краткосрочной ликвидности банковской системы стали активно применяться операции репо. Позже, в 2001г.,  Банк России разработал порядок проведения операций модифицированного репо с облигациями, этот инструмент получил название биржевое модифицированное репо (БМР). Преимущества этого нового инструмента сводятся к следующему: обратный выкуп бумаг ЦБ РФ осуществляет у их фактического держателя; БМР может свободно обращаться на вторичных торгах на основе безотзывной оферты; БМР может использоваться в качестве обеспечения по операциям прямого репо с Банком России.

     2004г.  был отмечен недостатком банковской  ликвидности и в этих условиях  ЦБ РФ активизировал  предоставление денежных средств кредитным организациям посредством проведения аукционов прямого РЕПО, кроме того, ломбардных кредитных аукционов и др. Достаточно сказать, что в 2004г. увеличение уровня ликвидности банковского сектора обусловило размещение Банком России в сентябре 2004г. собственных облигаций (ОБР) в объёме 34,5 млрд. руб. по рыночной стоимости, чем активно воздействовал на конъюнктуру денежного рынка. В 2005г. ЦБ РФ намерен осуществлять постепенную замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с ОБР. Помимо этого планируется, что наряду с этим будут активно использоваться операции продажи ОФЗ из собственного портфеля Банка России без обязательства обратного выкупа и наоборот. Сохранится возможность проведения аукционов ОМР на срок 28 дней.

     Помимо  выше рассмотренных методов денежно-кредитной  политики существует ещё один немаловажный инструмент – прямые количественные ограничения, суть которых сводится к тому, что ЦБ вправе устанавливать лимиты рефинансирования банков, устанавливать лимиты на проведение банковских операций, ввести запрет на отдельные операции, исходя из направлений денежно-кредитной политики. В этих же целях Банком России используется эмиссия облигаций от своего имени.

       Хотя и разработка единой денежно-кредитной политики является главной целью деятельности ЦБ РФ, но не единственной. Банк России монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение. Помимо этого он является банком банков, оказывая кредитную поддержку и храня кассовые резервы коммерческих банков. Немаловажна такая роль ЦБ РФ, как осуществление банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью, который осуществляется по следующим направлениям:

1)   соблюдение банковского законодательства  и нормативных актов;

2)   проведение государственной регистрации кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий;

3)   установление обязательных правил  проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и т.д.;

4)   регистрация эмиссии ценных бумаг  кредитных организаций;

5)   проверка кредитных организаций;

6)   осуществление анализа деятельности  кредитных организаций в целях  выявления ситуаций, угрожающих  стабильности банковской системы  и др.

     Банк  России координирует, регулирует и  лицензирует организацию расчётных  и клиринговых систем.

     Кроме всех выше перечисленных функций немаловажной представляется функция внешнеэкономическая, которая сводится к следующему:

     1) представление интересов России  во взаимоотношения с центральными  банками других стран;

     2) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России;

     3) определяет порядок расчётов  с международными организациями  и иностранными государствами;

     4) принимает участие в разработке  платёжного баланса РФ и утверждает  его;

     5) управляет международными резервами  страны;

     6) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

     7) организует и осуществляет валютное  регулирование и валютный контроль.

     Помимо  всего прочего, Банк России является банкиром, финансовым консультантом  и агентом Правительства России. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Счета эти обслуживаются без взимания комиссионного вознаграждения. Кроме того, ЦБ РФ может предоставлять краткосрочные кредиты Правительству России для покрытия кассовых разрывов, но он не вправе предоставлять кредиты для покрытия дефицита бюджетов и не вправе предоставлять прямые банковские ссуды. В результате этого отказа в 1995г. государство стало получать кредиты посредством продажи государственных ценных бумаг (см. Табл.2).   

     Таблица 2.

     Соотношение предоставленных  ссуд ЦБ РФ Минфину  России и его вложений в государственные  ценные бумаги (в  трлн. руб.)6

  Предоставленные ссуды Вложения  в ГЦБ
1994 12,8 0,2
1995 59,5 7,1
1996 58,4 35,8
На 1.01.1997 57,8 75,7
На 1.06.1997 0,7 128,9
1.02.2003 197,3 344,4
 

     Как следует из таблицы 2, в исследуемом  периоде вложения в государственные  ценные бумаги значительно возросли, в то время как предоставленные  ссуды начиная с 1995г. в результате отказа от прямого банковского кредитования сократились с 59,5 трлн. руб. до 0,7 трлн. руб., однако, начиная с 1999г. для обслуживания внешнего долга увеличиваются кредиты Правительству России и на 1 февраля 2003г. предоставленные ссуды составляют 197,3 трлн. руб.

     Таким образом, можно сказать, что ЦБ РФ является очень мощным регулирующим центром, деятельность которого направлена на обеспечение ликвидности банковской системы, сдерживание инфляции, регулирование  валютного курса, а также осуществление иных функций, необходимых для должного функционирования и развития экономики в целом.

     3. Операции Банка  России 

     При изучении дисциплины «Деньги, кредит, банки» было установлено, что через  банковские операции ЦБ осуществляет все свои функции, при этом операции принято делить на активные и пассивные. Прежде всего, напомним, что пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, а активными – операции по размещению этих ресурсов. Отталкиваясь от этого определения, охарактеризуем пассивы и активы Банка России (см. Табл.3).

     Итак, к активным операциям относятся  операции с драгоценными металлами, ценными бумагами, иностранной валютой, ссуды. Среди них наибольший удельный вес имеют операции в иностранной  валюте – 67,6% приходится на их долю. Отметим, что валютные резервы Банка России включают свопы с нерезидентами, депозиты в банках-нерезидентах.

     Второе  место среди активов занимают операции с ценными бумагами, причём на долю правительственных ценных бумаг  приходится 15,6% из 17,1%.

     Как известно, Банк России может предоставлять  краткосрочные кредиты правительству для покрытия кассовых разрывов. Кроме того, в иных случаях, предусмотренных законом, могут предоставляться кредиты сроком не более 1 года для покрытия дефицита федерального бюджета. А в последние годы Банк России стал выдавать кредиты для погашения внешнего долга, так  в 2003г. в этих целях ЦБ РФ было выделено 197298 млн. руб.

     Доля  предоставленных кредитов кредитным  организациям в 2003г. была невелика – всего 3656млн. руб. Отметим, что кредит всегда предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности под залог. Об этом речь пойдёт чуть ниже.

     Для того чтобы распределять ресурсы  их прежде необходимо сформировать, именно на это направлены пассивные операции ЦБ РФ.

     Таблица 3.

     Баланс  Банка России по состоянию  на 1 февраля 2003г.

Статьи  баланса Млн. руб. %
АКТИВЫ
Драгоценные металлы 49144 2,2
Средства  и ценные бумаги в иностранной  валюте, размещённые у нерезидентов 1491129 67,6
Кредиты и депозиты, из них: 218403 9,9
кредиты организациям – резидентам 3656 0,2
для обслуживания внешнего долга 197298 8,9
Ценные  бумаги, из них: 376709 17,1
ценные  бумаги правительства России 344356 15,6
Прочие  активы, из них: 69688 3,2
основные  средства 54024 2,5
ВСЕГО АКТИВОВ 2205066 100
ПАССИВЫ
Наличные  деньги в обращении 755189 34,2
Средства  на счетах в Банке России, из них: 921802 41,8
Правительства России 384581 17,4
кредитных организаций – резидентов 377238 17,1
Средства  в расчётах 19365 0,9
Прочие  пассивы, из них: 168899 7,7
кредит  МВФ - -
Капитал 339811 15,4
ВСЕГО ПАССИВОВ 2205066 100

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации