Факторный анализ прибыли торгового предприятия в системе «директ-костинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы - на основе теоретических положений освоить методику проведения анализа прибыли в рамках перспективной и эффективной системы "директ-костинг" на примере промышленного предприятия.
Реализация цели работы требует решения следующих основных задач:
во-первых, изучение теоретических аспектов возникновения и использования системы "директ-костинг" на российских предприятиях, раскрыть основные задачи анализа прибыли в рамках данной системы и охарактеризовать основные его этапы, а также привести ряд показателей, характеризующих эффективность использования прибыли;
во-вторых, применение изложенной методики на практике, а именно рассмотреть на примере деятельности конкретного производственного предприятия;
провести сравнительный исследование эффективности факторного анализа прибыли по традиционной методике и в рамках системы "директ-костинг";
на основе проведенного анализа выявить и разработать комплекс мероприятий, направленных на максимизацию величины получаемой прибыли в системе "директ-костинг".

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы «Директ-костинг»
Анализа прибыли при использовании системы учета «Директ-Костинг»
Анализ основных показателей при использовании системы учета «Директ-Костинг»
Глава 2. Анализ предприятия
2.1. Краткая характеристика ФГУП "Уральский Электрохимический Комбинат"
2.2. Анализ технико-экономических показателей работы предприятия

2.3. Факторный анализ прибыли предприятия в системе «Директ-костинг»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию факторного анализа прибыли в системе «Директ-костинг» и улучшению работы предприятия
Заключение

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия курсовая.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     где Цi - цена реализации единицы i-го вида продукции;

     Vi - переменные затраты, приходящиеся на единицу i-го вида продукции.

     Выручка также зависит от общего объема реализации продукции, ее структуры и отпускных  цен: 

      (7) 

     Тогда факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид: 

      (8)

     С помощью ее можно установить, как  изменилась прибыль за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

     Таким образом, система "директ-костинг" дает возможность установить связи и пропорции между затратами и объемами производства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать поведение себестоимости в зависимости от объема или мощностей. Выделение суммы постоянных затрат в этой системе калькулирования позволяет показать влияние их величины на сумму прибыли, а изменение валовой маржи дает возможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции.

     Другими словами, система "директ-костинг" позволяет определить изменение  прибыли вследствие изменения переменных затрат, цен реализации, структуры  выпускаемой продукции и, соответственно, на основе такого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер по управлению предприятием. 
 

    1. Анализ  основных показателей  при использовании  системы учета  «Директ-Костинг»
  •  

         Для определения потенциальной прибыли, которую может получить предприятие, является необходимым проведение совместного анализа издержек, объема производства и прибыли (анализ "затраты-объем-прибыль"). Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую, так и чистую. Основные положения методики "директ-костинг" совместного анализа издержек, объема производства и прибыли, приведены в таблице 1. 

         Таблица 1 - Порядок расчета и назначение основных показателей, применяемых при анализе "затраты - объем - прибыль" в системе "директ-костинг"

    Показатель  Порядок расчета Назначение 
    Валовая маржа, сумма покрытия (Пм) Пм=В-V,

    где В - выручка от реализации,

    V - удельные переменные затраты

    Основной оценочный  показатель при проведении совместного  анализа издержек, объема деятельности и прибыли
    Удельная  маржинальная прибыль, покрытие на единицу  продукции (Пуд. м) Пуд. м. = К∙ (Ц - V),

    где К - количество единиц реализованной продукции,

    Ц-цена единицы продукции

    Для оценки результативности выбираемых вариантов при совместном анализе издержек, объема деятельности и прибыли
    Ставка  маржинального дохода или степень  покрытия (Дс)  
    Дс = Ц - V
    Для измерения  влияния изменений объема реализации на величину маржинальной и чистой прибыли (особенно полезен при выборе ассортимента продукции)
    Критическая точка, порог рентабельности (Ткр) ,

    где Н - общие переменные издержки

    Для планирования прибыли и выбора оптимального курса действий при различных изменениях факторов, принимаемых во внимание при проведении анализа
    Операционный  рычаг (ОР) Показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) прибыль при увеличении (уменьшении) выручки на 1%
    Финансовая  устойчивость, кромка безопасности (Кб) Кб = Вит - Вкр,

    где Вит - итоговая плановая или фактическая  выручка от реализации

    Для установления предела, до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы
     

         Анализ  соотношения "затраты - объем - прибыль" - один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ "затраты - объем - прибыль", несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.

         Анализ "затраты - объем - прибыль" позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

         Важным  показателем для принятия управленческих решений является критическая точка (Рис. 1) (точка критического объема, точка безубыточности, точка перелома и т.п.). Эта точка характеризует объем деятельности, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытков. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Эту точку называют также "мертвой", или точкой безубыточности, или точкой равновесия. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как точки рентабельности. В процессе принятия управленческих решений концепция критической точки широко используется при выборе курса действий из ряда альтернатив. Наилучшим считается тот, который имеет наименьшую величину критической точки, если остальные показатели (факторы) тождественны. 

          Рисунок 1- взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли.

          Затраты,

          Доход,

           Тыс. руб.

                     переменные

             Точка критического      расходы

                      Производства  убыточность

                     Выручка от

                                К       реализации 

                     Полная себе-

                                                                      стоимость

           прибыльность

            

          

                                                    Объем продукции, тыс. шт.

  • Глава 2. Анализ предприятия
  •      

  • 2.1.  Краткая характеристика ФГУП "Уральский Электрохимический Комбинат"
  •  

    Уральский электрохимический комбинат - крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана, разработчик и производитель  новейших приборов и систем управления технологическими процессами в атомной  промышленности. Уникальное оборудование, передовые технологии, высокая культура производства, богатые трудовые традиции коллектива позволяют решать самые сложные задачи.

         ФГУП "УЭХК" - ведущий производитель топлива для атомной энергетики, крупный научный центр атомной промышленности России, в котором трудятся 7 докторов и 67 кандидатов наук.

         Заметное  влияние на деятельность комбината  оказала становление атомной  энергетики. По мере ее развития комбинат постепенно переориентировался с выпуска  высокообогащенного (оружейного) урана  на низко обогащенный, используемый в качестве топлива на атомных электростанциях. В начале 70-х годов он вышел на международный рынок. На первых порах экспортировался низко обогащенный уран, изготовленный из сырья заказчика. Позднее для этих целей стало использоваться отечественное сырье.

         В 1989 году производство оружейного урана  на комбинате было полностью прекращено. И в соответствии с заключенными позднее межправительственными  соглашениями по сокращению ядерных  вооружений развернулась его переработка  в топливо для атомных электростанций.

         Высокое качество продукции УЭХК, безопасность ее производства обеспечивает действенная  система контроля за ходом технологического процесса и соответствием готовой  продукции, предусмотренным параметрам. Центральная заводская лаборатория  комбината производит аттестацию готовой продукции на соответствие спецификациям. Современные приборы и методики анализов, а также высокая квалификация персонала позволяет обеспечивать контроль за качеством гексафторида урана на уровне международных требований. Здесь действует одна из лучших в мире по точности и широте диапазона система стандартных образцов урана.

         Комбинат  установил тесные связи с фирмами  и компаниями Франции, Германии, Бельгии, Англии, США, Южной Кореи, Швеции, Испании, Финляндии, Швейцарии, Италии, Аргентины.

         Продукция УЭХК:

         Стандартные образцы изотопного состава урана 2007 (СОИСУ)

         МТИ-350Г Специализированный масс-спектрометр для изотопного анализа гексафторида урана

         Каталитические блоки для нейтрализации выхлопных газов автомобилей

         Электрохимический генератор тока (ЭХГ)

         Фильтры для очистки сжатого воздуха, углекислого газа и пара

         Промышленные приборы специального назначения

         Данная  продукция изготовлена и аттестована  в масс-спектpометpической лаборатории  ЦЗЛ Уральского Электрохимического Комбината.

         Мощный  научно-производственный потенциал  Уральского электрохимического комбината, его богатые традиции, высокая культура труда, широкие контакты с российскими и зарубежными партнерами являются гарантией его стабильной работы на ближайшую и отдаленную перспективу.

  • 2.2.  Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
  •  

         Для определения результатов работы и контроля текущего состояния предприятия необходим технико-экономический анализ, который подразумевает анализ всех основных показателей работы предприятия. Технико-экономические показатели - это целый комплекс взаимосвязанных показателей, отражающих эффективность работы предприятия.

         Деятельность  ФГУП "УЭХК" выражается рядом технико-экономических  показателей, изменение которых  в течение всего отчетного  периода позволяет сделать выводы об эффективности работы предприятия, о прослеживающихся положительных или отрицательных тенденциях, анализ которых даст возможность наметить мероприятия по улучшению работы организации по различным направлениям ее деятельности.

         Технико-экономический  анализ работы ФГУП "УЭХК" целесообразно  начать с анализа количественных результатов его деятельности, т.е. с объема производства. Основными показателями производства являются показатели объема товарной и реализованной продукции, себестоимость выпуска данных видов продукции, а также удельные показатели (величина затрат на 1 руб. товарной и реализованной продукции). Проведем графический анализ их взаимосвязи.

     

    Информация о работе Факторный анализ прибыли торгового предприятия в системе «директ-костинг»