Формы и методы социальной поддержки безработных: российский и мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Безработица является самым больным местом в социальном положении населения Российской Федерации. Постоянно увеличивается число зарегистрированных безработных, реальное же число в несколько раз больше.
Встает вопрос. Что же государство должно сделать, чтобы излечить наше общество от этой болезни?
Именно поэтому тема данной курсовой работы так актуальна в настоящее время.
Основная цель – разобраться в правовых аспектах и глубоко изучить основные формы и методы социальной поддержки безработных как в России, так и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО В РФ 4
1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 17
2.1. ВРЕМЕННЫЕ РЯДЫ 23
2.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВРЕМЕННОГО РЯДА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО!!!.doc

— 956.00 Кб (Скачать)

     Участие граждан в общественных работах  допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

     На  граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

     Оплата  труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную  работу, но не ниже минимального размера  оплаты труда, установленного федеральным  законом.

     Основанием  для выплаты пособия по безработице  в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.

     Финансирование  общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. В 2001 году порядок финансирования общественных работ, как и ряд других мероприятий по содействию занятости населения регулировался Приказом Минтруда №21.

     5) Материальная и иная помощь безработным

     Материальная  помощь безработным – одна из форм социальной защиты безработных граждан  и членов семей безработных, находящихся  на их содержании, которая включает в себя дотации за пользование детскими учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, а также выплаты в денежной форме.

     В.И. Власов в своем комментарии к  Закону о занятости12 определяет материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты, а также лиц, находящихся на содержании безработного.

     Порядок и условия оказания материальной и иной помощи безработным гражданам  и членам их семей определяются Приказом Федеральной службы занятости Российской Федерации от 18.06.1993г. № 78 «Об оказании материальной помощи безработным и  членам семей безработных, находящимся на их иждивении»13.

     Материальная  помощь в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера  минимальной месячной оплаты труда  налогообложению не подлежит. Никакие  виды удержания с материальной помощи не производятся.

     Материальная  помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат.

     Основными формами оказания материальной помощи являются  выплаты в денежной форме и перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги.

     Материальная  помощь оказывается безработным  гражданам, утратившим право на получение  пособия по безработице в связи  с истечением установленного законодательством срока его выплаты или членам семьи безработного, находящимся на его иждивении. К лицам, находящимся на содержании безработного, в соответствии со ст. 36 Закона о занятости относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.

     Существует  такое понятие, как преимущественное право на получение материальной помощи, которое предоставляется  членам семьи, находящимся на иждивении следующих категорий безработных:

     - инвалидов;

     - одиноких и многодетных родителей,  воспитывающих несовершеннолетних  детей;

     - женщин, воспитывающих детей дошкольного  возраста, детей - инвалидов;

     - вынужденных переселенцев;

     - женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством), с предприятий по причине сокращения численности или штата работников, по собственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в период отпуска по беременности и родам;

     - граждан, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в период временной нетрудоспособности, длящейся более 30 дней.

     Для оказания материальной помощи безработному, необходимо обязательное и одновременное  соблюдение определенных условий.

     Первое  условие: средний совокупный доход (с учетом получаемого пособия  по безработице и доплат на иждивенцев) на каждого члена семьи, совместно проживающего с безработным, не должен превышать двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;

     Второе  условие: обязательная перерегистрация  в качестве безработного (в сроки, установленные органами службы занятости) безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;

     Третье  условие: обязательная перерегистрация  безработных в течение первоначального (12-месячного) периода безработицы (за исключением лиц в период временной нетрудоспособности, в том числе находящихся на излечении в стационарных лечебных учреждениях), если членам семьи в этот период оказывается материальная помощь;

     Четвертое условие: готовность приступить по истечению первоначального (12-месячного) периода безработицы к оплачиваемой работе, включая работу временного характера.

     Для выделения финансовых средств на материальную помощь безработный обращается в органы службы занятости по месту  жительства с заявлением, в котором указываются паспортные данные заявителя, лицо, которому кому предназначается материальная помощь (непосредственно безработному или члену семьи, находящемуся на его иждивении) и номер счета в учреждении банка, полные реквизиты учреждения банка (в случае получения пособия по безработице в учреждении банка).

1.3. Формы и методы социальной поддержки в странах Европейского Союза.

     В социальном обеспечении безработных  в странах ЕС, несмотря на национальные различия, много общего.

     Во-первых, во всех странах существуют пособия по безработице и субсидии (материальная помощь) безработным.

     Размер  пособия зависит от уровня прежней  заработной платы и продолжительности  уплаты страховых взносов. Субсидии же назначаются тем, кто не имеет  права на страховое пособие, или у кого истек срок его выплаты. Размер субсидий зависит от величины минимальной заработной платы. Обычно размер пособия увеличивается, если у безработного есть иждивенцы. Для лиц предпенсионного возраста во всех странах существуют льготы в отношении размера и сроков выплаты пособия. В ряде стран льготы предусмотрены и для потерявших работу в результате ликвидации предприятия.

     Во-вторых,  безработные в странах ЕС защищены не только от полной, но и от частичной  безработицы.

     В третьих, выплата пособий осуществляется за счет текущих страховых взносов наемных работников и работодателей, а также прямой поддержки со стороны государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов.

     Рассмотрим  наиболее типичные национальные системы  поддержки безработных.

     Франция

     Право на пособие имеет застрахованное на случай безработицы лицо, потерявшее работу не по своей воле, зарегистрированное в национальном агентстве по обеспечению занятости, ищущее работу. Это правило распространяется на лиц в возрасте до 60 лет и старше, если они не заработали права на полную пенсию по старости.14

     Пособия существуют в трех видах: обычное, сокращенное  и социальное (последнее назначается  после того, как истек срок получения  обычного или сокращенного пособия). Право на обычное пособие имеют лица со страховым стажем не менее 6 месяцев за предшествовавшие безработице 12 месяцев или со стажем страхования 12 месяцев за предшествовавшие 24 месяца. При этом пособие состоит из двух частей: базовой ставки (не зависит от уровня зарплаты) и дополнительной суммы, составляющей 40,4% среднего уровня зарплаты без вычета налогов за 12 месяцев, предшествовавших наступлению безработицы.

     Общий размер пособия может колебаться от 54,7 до 75% прежней заработной платы. Существует и абсолютный минимум пособия. Продолжительность выплаты варьируется от 3 до 27 недель в зависимости от стажа страхования. Лица, достигшие 57,5 лет и не получившие пособия по безработице в течение года при наличии трудового стажа не менее 10 лет, вновь приобретают право на пособие по безработице до тех пор, пока не наступит право на полную пенсию по возрасту.

     Сокращенное пособие получают те, кто был застрахован  более 3-х лет, но платил взносы меньше 6 месяцев в течение года. Это  пособие также состоит из двух частей. Общая сумма сокращенного пособия не может быть меньше определенного минимума и больше 56,25% среднего уровня заработной платы за предыдущие 12 месяцев. Пособие предоставляется на 3 месяца, и этот срок не может быть продлен.

     Существуют  пособия в рамках программы социальной помощи безработным – тем, у кого истек срок получения страхового пособия. Лицам, не заработавшим право на страховое пособие, помощь оказывается при определенных условиях, т.е. если это вдовы, разведенные женщины, имеющие на иждивении ребенка, бывшие заключенные, беженцы и т.д.

     В случае временного закрытия предприятия  или перевода занятых на сокращенную  рабочую неделю может предоставляться  социальное пособие в размере 65% минимальной заработной платы. Те, у  кого перерыв в работе более 4-х  недель подряд, переводятся на пособие по безработице на общих основаниях.

     В случае смерти безработного выплачивается  единовременное пособие по безработице  за 120 плюс пособие на каждого ребенка, равное пособию по безработице за 45 дней.

     Пособие по безработице предусмотрено не только в социальном, но и в трудовом законодательстве. Право безработных регулируется кодексом о труде. Социальным страхованием на случай безработицы ведают две организации – Ассоциация по вопросам найма в промышленности и торговле и Национальный межпрофессиональный союз по вопросам найма в промышленности и торговле.

     Ассоциация  собирает взносы и предоставляет  пособия, союз управляет национальным компенсационным фондом и контролирует деятельность ассоциации. Наблюдение за их деятельностью осуществляет государство через соответствующие министерства. Основные функции страхования на случай безработицы выполняют департаменты и муниципалитеты. На муниципальном уровне созданы коммунальные центры социального действия. Там ведутся досье на претендентов и получателей пособия по безработице. Досье рассматриваются в управлениях департаментов по санитарным и социальным вопросам. Решение выносит комиссия социальной помощи (во главе с судьей), членами которой являются государственные служащие представляющие центральное правительство и департаменты.

     Государство полностью финансирует социальную помощь частично безработным. Дополнительная помощь частично безработным, предусмотренная  коллективными договорами, в принципе оплачивается работодателем. Минимальный  доход определенным категориям лиц, не заработавшим себе права на страховое пособие по безработице, целиком оплачивает центральное правительство.

     Великобритания

     Пособие по безработице – один из видов  денежного пособия, выплачиваемого по линии социального обеспечения, оно назначается на четвертый день после наступления безработицы. Пособие может выплачиваться максимум 1 год. Периоды безработицы суммируются, если они прерываются периодом занятости менее 8 недель. Для того, чтобы проработать не менее 13 недель за последние 26 недель необходимо при этом быть занятым не менее 16 часов в неделю.

Информация о работе Формы и методы социальной поддержки безработных: российский и мировой опыт