«Франчайзинг» на материалах ООО «Астория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Выявление теоретические основы франчайзинга. Анализ и оценка франчайзинговой деятельности на примере ООО «Астория», супермаркета «Пятерочка».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- охарактеризовать и определить понятия: предприятие, фирма, организация, рассмотреть основные виды предприятия, выявить концепцию и экономические основы франчайзинга, заглянуть в историю франчайзинга, проанализировать зарубежный опыт;
- проанализировать и рассмотреть организационно-правовую характеристику предприятия, оценить экономическую деятельность предприятия в виде таблицы, а также провести общий анализ и в целом оценить франчайзинговую деятельность предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы франчайзинговой деятельности предприятий……………………………………………………………..
6
1.1 Предприятие как объект управления………………………………. 6
1.2 История развития франчайзинга……………………………………. 22
1.3 Теоретическая концепция франчайзинга…………………………… 28
1.4 Экономические основы франчайзинга……………………………… 42
1.5 Зарубежный опыт франчайзинга …..……………………………….. 50
Вывод…………………………………………………………………….. 54
2 Анализ и оценка франчайзинговой деятельности на примере ООО «Астория», супермаркет «Пятерочка»………………………...
56
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Астория»……... 56
2.2 Экономическая оценка деятельности ООО «Астория»……………. 67
2.3 Анализ и оценка франчайзинговой деятельности ООО «Астория». 70
Вывод……………………………………………………………………… 75
3 Рекомендации по совершенствованию франчайзинговой деятельности предприятия ООО «Астория»…………………………… 78
3.1 Достоинства и недостатки развития франчайзинговой деятельности ……………………………………………………………. 78
3.2 Предложения по устранению выявленных недостатков…………. 86
Заключение 88
Библиографический список……………………………………………… 92

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧОК.doc

— 657.50 Кб (Скачать)

      Негативные  последствия специализации и  разделения труда привели к появлению  концепций гуманизации труда, ограничения  разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.  
Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, то есть определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.  
           Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.  
В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:  
- промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров,  
- торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции, банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты,  
- транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств,  
- страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков, предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением  является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.  
Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:  
- Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.  
- Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.  
- Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.  
- Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов: портов, аэропортов, автомагистралей.  
- Ориентация па источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.  
- Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.  
- Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.  
- Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.  
- Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.  
Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основною капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

      По  количеству работников выделяют:  
- малые (до 50 человек);  
- средние (50 - 500 человек);  
- крупные (более 500 человек), в том числе особо крупные (более 1000 человек).  
Также различают предприятия применительно к формам собственности (частные, государственные, муниципальные, кооперативные и прочие).  
На сегодняшний день важным критерием различия предприятий стала принадлежность капитала. Выделяют национальные, иностранные, совместные предприятия [2].

      Переход к внутренней и внешней среде

      Внутренняя  среда организации – совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.

      К элементам внутренней среды можно  отнести цели и задачи организации, самих работников и применяемые  в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также  организационную культуру.

      Особое  место во внутренней среде занимают люди. Их способности, уровень образования и квалификации, опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы организации.

      Как известно, основным фактором производства и ресурсом в организации является труд сам по себе.

      Рабочая сила, т. е. работники, осуществляющие трудовую деятельность, являются основой деятельности всей организации. Персонал и его отношения определяют социальную подсистему организации.

      Производственно-техническая  подсистема включает в себя совокупность основных фондов (машины, оборудование), различные виды сырья, материалов, которые идут на изготовление продукта, инструменты, необходимые для создания благ, преобразования материалов в готовый продукт. Главной составляющей производственной подсистемы является электроэнергия: она обеспечивает работу оборудования и служит единственным источником освещения. Свет – одно из необходимых условий для успешного выполнения работы. Элементами, характеризующими данную подсистему, являются:

      1) используемые технологии. Для того  чтобы эффективно развиваться, организация должна регулярно осваивать последние достижения науки и техники, внедрять на производство новые технологии;

      2) производительность труда — качественная  характеристика затрат труда  и показатель их эффективности.  Чем выше данный показатель, тем лучше функционирует организация;

      3) издержки производства – совокупные  расходы предприятия как на  покупку необходимых ресурсов  и оборудования, так и на оплату  труда работников (заработную плату,  премии). Кроме того, к издержкам  также относят налоговые отчисления;

      4) качество продукции – совокупность  свойств, делающих ее пригодной  к потреблению в соответствии  с назначением. Данный показатель  непосредственно зависит от качества  исходного сырья, способов его  обработки и квалификации работников. Качество товара – фактор конкурентоспособности организации на рынке;

      5) объем запасов на предприятии  – необходим для непредвиденного  доизготовления продукта, когда  спрос на него значительно  превышает предложение.

      Финансовая  подсистема внутренней среды представляет собой движение и использование денежных средств в организации (например, создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности). Маркетинговая подсистема получила свое развитие в рыночной экономике (от англ. market– «рынок»). Данная подсистема призвана устанавливать связи организации с рынком: удовлетворение потребностей клиентов, создание системы сбыта и эффективной рекламы.

      Таким образом, внутренняя среда организации  – это совокупность подсистем, которые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность организации.

      Внешняя среда –  совокупность элементов, условий, факторов и сил, которые воздействуют на организацию  извне, тем самым меняя ее поведение. Внешняя среда имеет большое  практическое значение. В рыночной экономике она крайне динамична, поэтому ее изучение позволяет организации перестраивать свою внутреннюю структуру, приспосабливается к меняющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность функционирования и конкурентоспособность.

      Например, при изменении структуры потребительских  предпочтений или совершенствовании  технологий организация получает импульс  и начинает меняться.

      Внешняя среда подразделяется на среду прямого  и косвенного воздействия. Среда  прямого воздействия включает следующие элементы.

      1. Потребители – это потенциальные  покупатели и клиенты. Покупатели  воздействуют на среду посредством  изменения структуры спроса, предъявления  новых требований к товару (к  качеству, цене, многофункциональности,  дизайну и др.) и установления определенного уровня цен. Производитель, соответственно, тоже может воздействовать на покупателя, предлагая новый уникальный продукт с совершенными характеристиками, улучшая качество сервисного обслуживания, наконец, снижая цены. Потребитель – субъект, определяющий развитие предприятия. Поэтому современные организации стремятся найти «своего» потребителя.

      2. Конкуренты – фирмы, реализующие  аналогичный продукт на тех  же самых рынках. Соперничество  идет и за долю на рынке,  и за потребителя, за его  «рубль». Сложилось мнение, что конкуренты лишь соперники. Однако в современных условиях, при высокой неопределенности внешней среды только сотрудничество с конкурентами позволяет адаптироваться к среде и достигнуть поставленной цели.

      3. Поставщики как собственники материальных и природных ресурсов могут напрямую воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Для любой фирмы важно, чтобы ни одна поставка не была сорвана, чтобы ресурсы были доставлены в срок и в достаточном количестве. Поставщики в этих условиях, подобно монополисту, могут неоправданно завысить цены на ресурсы. Таким образом, поддержание «дружественных» отношений с поставщиками – один из элементов маркетинговой политики.

      4. Рынок труда. Изучение рынка  труда позволяет организации определить для себя контингент рабочих, обладающих определенными трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества).

      Среда косвенного воздействия (или макросреда) представлена следующими факторами.

      1. Экономические факторы — состояние экономики страны в целом на данный момент времени. Экономическая ситуация может быть описана множеством факторов, таких как занятость, безработица, темп инфляции, процентные ставки, валютный курс. Все это влияет на уровень жизни, платежеспособность, прибыльность, уровень цен.

      2. Социокультурные факторы — привычки, традиции, нормы потребителей, в  соответствии с которыми они  осуществляют свои потребительские  расходы.

      3. Технологические факторы подразумевают  изменения в технологиях, нововведения, которые позволяют организации модернизировать либо переориентировать производство.

      4. Международный фактор также играет  важную роль для планирования  деятельности. Фирма может использовать  ресурсы и материалы другой  страны, применить иностранную технологию [2].

             
 

            Фирма и предприятие

      «Фирма» и «предприятие» кардинально  различные категории экономической  науки. Первоначально слово «фирма» (от ит. firma — подпись) означало «торговое имя» коммерсанта.

      Под предприятием следует понимать определенный производственно- технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма — это организационно-экономическая, общественная, предпринимательская форма производства. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий. Так, в состав ЗИЛа входит значительное число заводов, но фирма одна — ЗИЛ [1].

      Фирма — основной агент рыночной системы  любой современной страны. Как  за рубежом, так и в России имеет  место значительное многообразие типов  фирм.

      В настоящее время фирма — элемент  любой рыночной экономики, субъект  предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью [3].

      Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого  имущества для осуществления  предпринимательской деятельности [4]. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для  ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права [5]

      При установлении размеров фирмы, масштабов  ее деятельности учитывают, по крайней  мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность  ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.

      Каждая  фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру  и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

Информация о работе «Франчайзинг» на материалах ООО «Астория»