Экономика промышленных предприятий нефтегазовой отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:56, лекция

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций - ЭП НГК.doc

— 482.50 Кб (Скачать)

 

Конспект  лекций по дисциплине

«Экономика  промышленных предприятий нефтегазовой отрасли»

                               (проф. Ю.А.Журавлев) 

1. 1. Инвестиционная  деятельность промышленных предприятий.  Общие положения 

      Экономика может существовать только как развивающаяся система. Необходимым условием экономического роста и, как следствие, повышения благосостояния общества является накопление капитала. Увеличение капитала общества осуществляется за счет чистых инвестиций. Поэтому ядром экономической политики любого государства является инвестиционная составляющая.

      В инвестиционном проекте могут участвовать  государство, банки, фонды, предприятия  и другие инвесторы вплоть до физических лиц. Источниками финансирования этих проектов выступают как государственные, так и собственные средства хозяйствующих субъектов, а также привлеченные и заемные средства.

      В условиях перехода к рыночной экономике  появляется все более широкий  круг лиц, которые должны готовить и  принимать решения об инвестициях. Это экономисты и руководители предприятий, банковские работники и предприниматели.

      Одной из важнейших задач любого предприятия  является получение финансирования под перспективные проекты обновления и технического перевооружения производства. Такие средства можно получать в  форме кредитов в банке, за счет эмиссии и продажи ценных бумаг, за счет лизинга и др. Для обоснования необходимости финансирования разрабатывается инвестиционный проект, в котором определяется цель и размер финансирования, факторы роста прибыли, срок окупаемости заемных средств и другие финансово-экономические показатели.

      Успешная  деятельность предприятий, банков и  других финансовых институтов, осуществляющих активную инвестиционную  политику, зависит от того, как организованы разработка, экспертиза и отбор инвестиционных проектов. Именно на этапе их анализа и принятия решений о финансировании допускается наибольшее количество ошибок, которые приводят к потере вложенных средств.

      Основной  вопрос, стоящий при этом перед  руководителями и предпринимателями, - это вопрос о критериях эффективности инвестиционных проектов. Руководство западных фирм широко использует в процессе принятия решений методы, основанные на сложных многовариантных экономико-математических расчетах, позволяющих выбрать наиболее оптимальные     варианты. При этом результативный финансовый анализ эффективности инвестиционного проекта невозможен без использования современных программных средств и средств вычислительной техники.

      Инвестиционная  деятельность подвержена влиянию множества  факторов, которые не могут быть выражены только количественными величинами. Качественный характер множества факторов, зачастую имеющих определяющее значение для проекта, ограничивает возможность использования чисто математических методов и усиливают роль опыта, знаний и интуиции руководителя в принятии решения.

      Оценивая  инвестиционный проект, руководители предприятий задаются вопросами:

  • соответствует ли он целям и задачам предприятия,
  • достаточен ли планируемый уровень прибыли и повышает ли реализация проекта внутреннюю норму доходности предприятия в целом,
  • какова оптимальная схема финансирования проекта,
  • насколько велик риск потери вложенных средств.
 

      Правовые  и социально-экономические условия  инвестиционной  деятельности на территории Российской Федерации определяют следующие федеральные законы:

  1. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» № 1488-1 от 26.06.91;
  2. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39 - ФЗ от 25.02.99;
  3. «Об иностранных инвестициях в РФ» от 2.07.99;
  4. «О бюджете развития РФ» № 181 - ФЗ от 26.11.98;
  5. «О лизинге» № 164 - ФЗ от 26.11.98;
  6. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» № 46 - ФЗ от 5.03.99;
  7. «О соглашениях о разделе продукции» № 225 - ФЗ от 30.12.95 (в ред. от 7.01.99);
  8. «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» № 112 - ФЗ от 21.07.97.

  Первые три закона определяют права инвесторов, обязанности и отношения между субъектами инвестиционной деятельности, источники финансирования, формы и методы государственного регулирования, а также гарантии прав субъектов инвестиционной  деятельности и защиту инвестиций; правовые и экономические основы осуществления капитальных вложений, а также устанавливают гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.

      Одним из направлений прямого участия  государства в инвестиционной  деятельности, осуществляемой в форме  капитальных вложений, является предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по высокоэффективным инвестиционным проектам за счет средств федерального     бюджета. Кроме того, предполагается конкурсное размещение средств федерального бюджета на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими.

      Правовые  и финансовые основы формирования и  расходования средств федерального бюджета, предназначенных на эти  цели, определяет федеральный закон  «О бюджете развития Российской Федерации». Указаны, в частности источники  этих средств, направления их использования, структура управления Бюджетом развития. Бюджет развития является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

      Большое значение в решении инвестиционных проблем имеет лизинг. Первым документом, направленным на стимулирование развития лизинга, был Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.94 г. «О развитии финансового  лизинга в инвестиционной  деятельности». В последующем было принято Постановление Правительства РФ № 633 от 29.06.95 «О развитии лизинга в инвестиционной  деятельности», которым было утверждено «Временное Положение о лизинге».

      В 1995-96 гг. Минэкономики совместно с  Минфином РФ утвердили типовой устав лизинговой компании, примерный договор на проведение лизинговых операций, а также методику расчета платежей по операциям лизинга. Постановлением Правительства РФ № 167 от 26.12.96 утверждено «Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ».

      21.07.98 было принято Постановление Правительства  РФ № 915 «О мерах по развитию  лизинга в Российской Федерации  на 1997-2000 гг.», в котором в целях  развития лизинга – как эффективного  механизма преодоления промышленного  спада и активизации инвестиционного процесса в экономике - предусматриваются такие мероприятия, как снижение ставок таможенных пошлин, разработка методических рекомендаций по проведению международных лизинговых операций и обучение основам лизинговой деятельности.

      Предусмотрено содействие созданию новых компаний по лизингу дорожно-строительного и строительно-монтажного оборудования; оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе; технических средств и оборудования для морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; авиационной техники; машин и оборудования для агропромышленного комплекса; медицинской техники и др.

      В настоящее время правовые и экономические  основы лизинговых отношений, государственной  поддержки и контроля лизинговой деятельности определяет федеральный закон «О лизинге». Однако лизинг в России остается почти невостребованным, несмотря на то, что является мощным инструментом форсирования инвестиций и научно-технического прогресса.

      В 1998 г. Россия присоединилась к Конвенции УНИДРУА  о международном финансовом лизинге, которая регулирует сделки финансового     лизинга, когда компании арендодателя и арендатора находятся в разных странах (федеральный закон № 16 - ФЗ от 8.02.98 «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»).

      В целях создания благоприятного инвестиционного  климата на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации 5.03.99 был  принят федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целью данного закона является обеспечение защиты прав и интересов физических и юридических лиц, объектом  инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Закон определяет порядок выплаты компенсаций и предоставление иных форм возмещения ущерба инвесторам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.

      Указанный закон предусматривает значительное повышение уровня информированности  инвесторов о деятельности компаний- эмитентов, а также реальность компенсаций пострадавшим вкладчикам за счет федерального     компенсационного фонда.

      Федеральный закон «О соглашениях о разделе  продукции» (в ред. от 7.01.99) призван  способствовать привлечению в экономику  России крупномасштабных и долгосрочных иностранных инвестиций.

      В основе этого закона:

  • определение прав инвестора на принадлежащую ему продукцию на основе права собственности;
  • особый порядок налогообложения, при котором возмещение налогов и сборов заменяется разделом продукции между государством, субъектом Российской Федерации и инвестором (за исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами);
  • стабильность условий хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о разделе продукции в случае изменения законодательства Российской Федерации;
  • предоставление государственных гарантий защиты имущественных и иных прав инвестора.

      Закон включает нормы «прямого действия»  в отношении порядка заключения соглашения о разделе продукции, получения лицензии на пользование  недрами, собственно раздела продукции и уплаты налогов.

      В дополнение к этому закону 21.07.97 был  принят федеральный закон «Об  участках недр, право пользования  которыми может быть предоставлено  на условиях раздела продукции».

      В настоящее время государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации является противоречивым и малоэффективным. Для создания комплексной законодательной базы государственного регулирования иностранных инвестиций, обеспеченной соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля государству необходимо выработать концепцию национальных интересов.

      Добиться  позитивного влияния импорта  капитала на экономику России можно  лишь при условии соизмерения  потенциальной выгоды для решения  национальных задач с возможной угрозой экономической независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов.

      Для стимулирования инвестиций в экономику  России необходима оптимизация налогообложения  инвестиций. Важную роль должно играть налоговое стимулирование инвестиций частного капитала. Уровень налогообложения банков необходимо связать со степенью их участия в долгосрочном инвестиционном  финансировании реального сектора экономики.

      Инвестиционная  деятельность присуща любому предприятию. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, оно должно направлять собственный капитал и заемные средства на покупку материальных ценностей, необходимых для обновления, расширения и диверсификации производства.

      Центральным звеном всей процедуры реализации инвестиций является финансовый анализ инвестиционных проектов в процессе разработки и экспертизы последних. Инструментарий финансового анализа инвестиционных проектов – это совокупность приемов и методов оценки его эффективности (превышения доходов над расходами) за весь срок жизни проекта во взаимосвязи с деятельностью предприятия – объекта инвестирования. 
 

      1.2. Основные понятия и определения  в инвестиционной сфере 

  В федеральном  законе «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены понятия капитальных вложений и инвестиционного проекта.

      Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в том числе затраты  на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое  перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другое.

      Инвестиционный  проект – это обоснование экономической     целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Информация о работе Экономика промышленных предприятий нефтегазовой отрасли

Описание работы

Экономика может существовать только как развивающаяся система. Необходимым условием экономического роста и, как следствие, повышения благосостояния общества является накопление капитала. Увеличение капитала общества осуществляется за счет чистых инвестиций. Поэтому ядром экономической политики любого государства является инвестиционная составляющая.