Шпаргалка по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:35, шпаргалка

Описание работы

Кадры (люди) – наиболее подвижная часть производительных сил общества, состав и структура их постоянно обновляются в соответствии с изменением техники, технологии, организации производства и управления. Существует несколько группировок кадров по различным признакам. По сфере приложения труда весь персонал промышленных предприятий делится на три группы: промышленно-производственный, непромышленно-производственный и непроизводственный.

Работа содержит 1 файл

экономика лекции.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Аккордная система оплаты труда – это разновидность сдельной системы, где заранее определяют сумму заработной платы за всю работу в целом вне зависимости от фактически затраченного времени. За сокращение установленного срока выполнения работ выплачивается премия.

Бестарифная система  оплаты труда основана на долевом распределении средств, предназначенных для выплаты заработной платы. При введении бестарифной системы необходимо учитывать границы ее рационального применения. Она может быть достаточно эффективной, если затрагивает коллектив, члены которого в процессе производства продукции зависят друг от друга и достаточно взаимно подконтрольны.

2. Повременная форма оплаты труда

При простой повременной системе оплата труда производится за фактически отработанное время по повременным ставкам. Применяется эта система, когда выполняемые работы не поддаются техническому нормированию и учету или в случае экономической нецелесообразности использования сдельной формы оплаты труда, а также при оплате работ, характеризующихся высокой степенью регламентации рабочего времени применяемой техникой и технологией (автоматические линии, конвейеры, аппаратурные процессы).

Заработок при  этой форме оплаты труда Зпп зависит от

Простая повременная  система не создает материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда или в улучшении его качества, поэтому ее следует применять только там, где по каким-либо причинам невозможно ввести сдельную оплату или хотя бы повременно-премиальную.

Повременно-премиальная  система предусматривает, кроме повременной оплаты, премирование за достижение тех или иных показателей. Эта система применяется, например, при оплате труда по эксплуатации лесовозных дорог, по текущему ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования и т.д.

Кроме оплаты по сдельной и повременной формам, работники могут получать различные виды доплат: за совмещение профессий, за сверхурочные работы, за работу в ночное время, за руководство бригадой, за выслугу лет, по районному коэффициенту, за вредные условия труда и т.д.

23. Тарифная система: ее элементы

Тарифная  система является механизмом, назначение которого заключается в регулировании и дифференцировании заработной платы в зависимости от характера, сложности и квалификации труда.

Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень характеристик работ, выполняемых в данной отрасли промышленности, и тех требований, которым должен отвечать выполняющий данную работу. Справочник является основой всей тарифной системы.

Тарифной  ставкой называют принятый размер оплаты за единицу времени (час, день, месяц). Она устанавливается для низшего (первого) разряда.

Тарифные  коэффициенты предназначены для дифференциации тарифных ставок по разрядам в зависимости от квалификации работ и рабочих-исполнителей. Коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочего первого разряда.

Тарифные  сетки позволяют дифференцировать оплату труда рабочих в зависимости от их квалификации. Тарифный разряд показывает квалификацию рабочих, а тарифный коэффициент – превышение уровня оплаты труда по каждому разряду по отношению к уровню оплаты труда по первому разряду.

Диапазон  тарифной сетки зависит от максимальных различий в сложности выполняемых работ. Диапазон колебаний тарифных коэффициентов должен По мере роста квалификации рабочих их тарифные ставки прогрессивно возрастают.

24. Себестоимость, издержки производства и стоимость продукции

Себестоимость продукции представляет выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Под издержками производства – совокупные затраты труда и материальных ресурсов на производство и реализацию товаров. Результат же производства определяется разницей между выручкой предпринимателя и издержками производства, которые образуют действительную стоимость товара для производителя, выступая базой для определения исходной цены продажи – цены предложения. В издержки производства, кроме заработной платы, входят денежные выплаты и бесплатные услуги из общественных фондов потребления, из которых в себестоимость продукции включаются только отчисления на социальное страхование.

Себестоимость продукции является частью ее стоимости. Между стоимостью продукции и ее себестоимостью имеется количественное и качественное различие. Количественное различие состоит в том, что накопления, создаваемые на предприятии, не включаются в себестоимость продукции. Себестоимость продукции определяется индивидуальными затратами при достигнутом на предприятии уровне техники и организации производства, а стоимость продукции – затратами общественно необходимого труда.

Цеховая себестоимость образуется из всех текущих затрат данного цеха (лесопункта) на производство продукции.

Производственная (фабрично-заводская) себестоимость включает в себя помимо затрат, входящих в цеховую себестоимость, так называемые общехозяйственные расходы. Она показывает, во что обходится изготовление продукции.

Полная  себестоимость слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, связанных главным образом с реализацией продукции. Она показывает, во что обходится предприятию изготовление и сбыт продукции.

Индивидуальная  себестоимость определяется совокупностью затрат отдельного предприятия на производство и реализацию продукции.

Региональная  себестоимость характеризуется средними затратами на производство продукции лесозаготовок в данном регионе. Данный показатель служит основой для формирования уровня оптовых цен на лесопродукцию для региона.

Среднеотраслевая  себестоимость показывает средневзвешенные затраты на производство продукции лесной промышленности в целом по стране.

 

 

 

 

25. Способы классификации и группировок затрат на производство.

Классификация затрат по экономическим элементам выполняется по признаку их экономической однородности. Действующей нормативной документацией предусмотрена единая методология распределения всех осуществляемых расходов по экономическим элементам.

Классификация затрат по статьям калькуляции. Деление расходов по элементам затрат невозможно применить при решении ряда вопросов, связанных с планированием и контролем за расходованием средств внутри предприятия..

Группировка затрат по статьям калькуляции осуществляется по их производственным признакам или по месту возникновения. Состав расходов, включаемых в статьи калькуляции затрат, отличается от состава расходов по соответствующим элементам.

Группировка по формам связи с процессом производства. Основные затраты связаны с процессом производства продукции. Накладные затраты необходимы для нормального функционирования предприятия.

Группировка по методам учета и распределения. К категории прямых затрат относятся те, величину которых в себестоимости отдельных видов продукции можно определить прямым подсчетом, пользуясь расценками и нормами расхода на единицу продукции. Косвенные затраты невозможно определить прямым подсчетом относительно единицы продукции.

Группировка затрат по их поведению при изменении объема производства: пропорциональные, условно-пропорциональные, непропорциональные. Для группы пропорциональных расходов характерно увеличение их пропорционально возросшему объему производства и также пропорциональное снижение при сокращении объемов производства.

27. Цена продукции:  ее эконом. сущность и функции

Цена  – это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе товарно-денежных отношений. Цена товара, его полезность проверяются рынком и окончательно на нем формируются.

Цена  – это денежное выражение стоимости, которое определяется затратами общественно необходимого труда на изготовление того или иного продукта и устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения.

В условиях рыночных отношений внешним проявлением цены выступают ее функции, т.е. целевое назначение.

Информационная  функция позволяет информировать потребителей о ценах на продукцию у различных производителей, а поставщиков – о ценах на их продукцию-сырье, которую они реализуют.

Стимулирующая функция часто именуется регулирующей. Цена определяет условия и характер товарообмена, обеспечивает воспроизводство основных фондов и развитие производства.

Учетная функция цены позволяет вести учет продукции не только в натуральной, но и в стоимостной форме. В стоимостной форме на предприятиях осуществляется учет затрат труда и материальных ценностей на изготовление продукции. Цена продукции показывает соотношение в ней себестоимости и прибыли; она является базой для расчета при планировании производственной программы предприятия, капитальных вложений, производительности труда, показателей эффективности хозяйственной деятельности.

Распределительная функция цены проявляется в том, что посредством цены обеспечивается реализация такого принципа ценообразования, как учет соответствия между спросом и предложением, между товарной массой и денежными доходами населения.

12. Инвестиционная политика на соврем. этапе.

На современном  этапе всё большее число предприятий  осознаёт необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью. Инвестиционная стратегия ˗ системную концепцию, связующую и направляющую развитие инвестиционной деятельности предприятия.

Разработка  инвестиционной стратегии включает постановку целей инвестиционной деятельности, определение её приоритетных направлений и форм, оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения, выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности, поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.

Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является базовая стратегия экономического развития предприятия, по отношению к которой инвестиционная стратегия носит подчинённый характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации.

26. Фак–ры и пути снижения себест–ти продукции

Себестоимость ˗ основа соизмерения расходов и доходов. Снижение себестоимости продукции приводит к увеличению прибыли, росту эффективности производства.

Повышение технического уровня производства – это внедрение новой техники и прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; совершенствование действующей техники и технологии; введение новых, более эффективных и улучшение использования имеющихся видов сырья и материалов; повышение качества выпускаемой продукции.

Улучшение организации производства и труда – это совершенствование управления производством, организации труда и материально-технического снабжения, использования рабочего времени и действующего оборудования; улучшение структуры топливо- и энергоснабжения; ликвидация непроизводительных расходов; прочие факторы.

Изменение объема и структуры производимой продукции – это увеличение объема производства и сокращение условно-постоянных расходов (без амортизации) на единицу продукции; улучшение использования основных фондов и снижение амортизационных отчислений; изменение структуры производимой продукции.

Изменение природных и производственных условий – это изменение породного состава лесосечного фонда; среднего объема дерева; запаса на 1 гектар, а также товарности лесного фонда и др.

Отраслевые  и прочие факторы – это ввод новых и ликвидация малоэффективных цехов, участков, производств, а также изменение размещения производства по предприятиям объединения; цен на сырье, материалы, топливо, энергию; норм амортизации основных фондов, условий оплаты труда и ставок заработной платы и т.п.

Экономия  достигается от снижения материальных затрат, трудоемкости продукции, в результате улучшения использования производственных фондов.

Эксплуатационные  затраты ˗ часть себестоимости продукции, включающая статьи калькуляции, которые изменяются под воздействием применяемой в производственном процессе техники и технологии.

28. Классификация цен

Оптовая цена реализации предприятия, в качестве базы имеет полную себестоимость продукции и плановую прибыль предприятия-производителя. Цены оптовых фирм слагаются из цены предыдущей ступени оптовой торговли, издержек данной фирмы и ее прибыли. Применяется для продажи товара последующей ступени оптовой торговли.

Розничные цены формируются на базе цены мелкооптовой торговли, издержек розничной сети торговли и получаемой прибыли. По этим ценам розничная торговля реализует продукцию (товары) населению, предприятиям, организациям.

Договорная  цена – это цена, устанавливаемая по соглашению сторон (продавца и покупателя) на определенный объем продукции и на определенные сроки; она учитывает предложение и спрос на данный товар.

Цены  по видам франко. Франко – обозначение места передачи продукции производителем потребителю. До пункта франко все расходы, связанные с доставкой продукции, включаются в цену. Вид франко обязательно оговаривается в договоре на поставку лесопродукции.

ФАС (свободно вдоль борта судна) – цена, в которую включаются расходы поставщика по производству продукции, упаковке ее для морской перевозки, доставке в порт и размещению на причале.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике предприятия"