Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предприятие в условиях рынка
Организация – имущественно обособленная хозяйственная единица, организованная для достижения каких-либо целей.
Организация создается для производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли; обладает правами юридического лица. Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 92.98 Кб (Скачать)

Производственная мощность изменяется в течение года, поэтому  различают входную, выходную и среднегодовую  мощности

Входная – мощность на начало года, показывающая какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планируемого периода.

Выходная – мощность на конец года, определяемая суммированием входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей.

Проектная – мощность, предусмотренная проектом строительства, реконструкции или расширения предприятия.

Для определения  соответствия производственной программы  имеющимся мощностям рассчитывают показатель среднегодовой производственной мощности путем суммирования мощности на начало года, среднегодового ввода  мощности и вычитанием среднегодового ее выбытия.

ПМ сг = ПМ нг + ПМ введ1 – ПМ выб2

                                                                                          12                  12

н1, н2 –  количество полных месяцев до конца  года с момента соответственно ввода  и выбытия мощностей.

Анализ использования  производственной мощности

Анализ использования  производственной мощности осуществляется с помощью показателей, которые рассчитываются по плановым и фактическим данным:

  1. Коэффициент использования мощности (Ким), как отношение производственной программы (ПП) к производственной мощности (ПМ).
  2. Коэффициент загрузки оборудования (Кз), как отношение трудоемкости производственной программы (XT) к плановому фонду времени работы всего оборудования (Фп х К).
  3. Коэффициент сменности (KL), как отношение трудоемкости производственной программы (5/0 к плановому фонду времени работы оборудования за одну смену (Ф,СК).
  4. Интегральный показатель использования производственных мощностей (Ки), как произведение коэффициентов использования оборудования по времени и по мощности.
  5. Коэффициент пропорциональности мощностей, который рассчитывается как отношение производственной мощности цеха к производственной мощности завода (мощности цеха и участка).

Далее необходимо проанализировать прогрессивность применяемой техники  и технологических процессов, исследовать  условия эксплуатации техники, а  также правильность решения вопросов организации производства и труда.

5. Затраты, издержки производства и себестоимость продукции

Расходы (издержки) – это расходы понесенные предприятием на сырье, материалы, топливо, энергию, на оплату труда, на приобретение  основных средств, услуг. Поэтому, совокупность затрат  живого и овеществленного  труда в денежной форме называются издержками производства.

Помимо  производственных затрат  предприятие  несет расходы по сбыту продукции (упаковка, хранение, транспортировка, маркетинговые исследования, реклама, т.е это расходы связанные со сбытом продукции). Выраженные в денежной форме эти расходы представляют собой издержки реализации продукции.

Наряду  с издержками производства и реализации продукции, предприятия платят налоги, сборы, отчисления в бюджетные и  внебюджетные фонды. Все это образует расходы (издержки) предприятия.

Классификация затрат

В зависимости от способа отнесения  затрат на себестоимость единицы  изделия:

Прямые затраты непосредственно связаны с производством продукции и включаются в себестоимость на основе установленных технологией норм и специфики изделия (сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих).

Косвенные расходы связаны с работой цеха, предприятия в целом по изготовлению многих или всех видов выпускаемой продукции. Их нельзя прямо отнести на себестоимость единицы изделия. Косвенные расходы распределяются между изделиями и включаются в себестоимость пропорционально какой-то условной базе, за которую принимается основная заработная плата производственных рабочих или станко-часы, отработанные оборудованием при изготовлении изделия. К косвенным затратам относятся общепроизводственные, общехозяйственные и внепроизводственные расходы.

Прямые расходы планируются  и учитываются отдельно по каждому изделию, косвенные - в целом по производству.

По признаку зависимости величины отдельных статей затрат от объема производства:

Условно-переменные - затраты, находящиеся в прямой зависимости от объема производства и изменяющиеся пропорционально его изменению. Это затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих.

Условно-постоянные затраты не изменяются или изменяются незначительно при изменении объема производства. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По экономической роли в формировании себестоимости продукции:

Основные - это затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции. К ним относятся расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, основная заработная плата производственных рабочих.

Накладные расходы связаны с созданием необходимых условий для обслуживания технологического процесса производства продукции. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные и внепроизводственные расходы.

При формировании затрат на производство продукции в зависимости от степени ее готовности различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимости.

В зависимости от времени возникновения  и отнесения на себестоимость затраты подразделяются на расходы текущего периода, будущего периода, предстоящие.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

Значение себестоимости. Себестоимость продукции (работ, услуг) является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования организацией различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда в организации. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.  В себестоимость включают все затраты предприятия на производство и сбыт данной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость продукции или услуги - один из важнейших экономических показателей деятельности организаций, выражающий в денежной форме все затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции или оказанием услуг.

В зависимости от периода возникновения:

  • Нормативная себестоимость
  • Плановая себестоимость
  • Фактическая себестоимость

По  полноте затрат, включаемых в себестоимость:

  • Цеховая себестоимость - включает все затраты цеха на производство продукции, закрепленной за цехом для изготовителя. Себестоимость продукции цехов влияет на уровень прибыли организации
  • Производственная себестоимость - включает все затраты на производство продукции. Она складывается из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов.
  • Полная себестоимость - отражает затраты на производство и реализацию продукции и включает производственную себестоимость и внепроизводственные расходы.

По экономическим элементам затрат на производство и реализацию продукции

  • Материальные затраты
  • Расходы на оплату труда
  • Отчисления на социальные нужды
  • Амортизация основных средств, нематериальных активов
  • Прочие затраты

Снижение  себестоимости продукции является источником роста накопления, производительности труда, дальнейшего развития предприятия  и т.д.

Значение снижения себестоимости:

  • При одних и тех же ресурсах есть возможность производить больше продукции
  • Ускоряет оборачиваемость оборотных средств
  • Снижает цену продукции
  • Обеспечивает конкурентоспособность продукции
  • Повышает доходность предприятия

Возможности снижения себестоимости продукции  можно выявить в 2 направлениях: по источникам, по факторам.

Источники – затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции. К ним относят затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы.

  • Снижение затрат на оплату труда
  • Снижение материалоемкости
  • Сокращение затрат на управление и обслуживание производства
  • Экономия внепроизводственных потерь и расходов и т.д.

Факторы – мероприятия, вызывающие изменение себестоимости продукции. Все факторы делят на:

А) объективные  и субъективные

Б) внешние  и внутренние

В) народнохозяйственные (изменение цен на материалы, тарифы на энергию и др.); внутриотраслевые (предусматривают улучшение материально-технического снабжения, укрупнение предприятий, специализация  кооперирование и т.д.); внутрипроизводственные (внедрение укрупненных деталей  и конструкций, увеличение выполняемых  работ и т.д.)

К факторам  относят:

  • Применение технологий, улучшение организации производства
  • Изменение объема и структуры продукции
  • Повышение качества продукции
  • Совершенствование стимулирования и т.д.

6. Ценообразование на предприятии

Цена представляет собой денежную оценку стоимости единицы товара.

Цена, как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций:

  • Информационная – проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товаров, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях деятельности предприятия.
  • Учетная – отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет сколько ресурсов затрачено на производство товаров.
  • Распределительная – состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет  перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государством и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов.
  • Сбалансированность спроса и предложения -  выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.
  • Стимулирующая проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, снижении расходов на производство, увеличении выпуска продукции и спроса на нее.

Виды цен

Отпускная цена – цена, используемая в расчетах со всеми покупателями, кроме населения.

Закупочные цены  - цены на сельскохозяйственную продукцию и сырье.

Тариф – цена на услуги.

Розничная цена - это цена, по которой товары реализуются населению. По своей структуре она включает отпускную цену предприятия-изготовителя, оптовую надбавку если в товародвижении участвует посредник, торговую надбавку.

На современном  этапе становления и развития рынка можно выделить следующие  типы установления цен: регулируемые (фиксированные, предельные) и свободные.

Регулируемая - цена, устанавливаемая соответствующими органами, осуществляющими регулирование  ценообразование или определяемая субъектом хозяйствования с учетом установленных этими органами определенных ограничений.

Свободная цена – цена, складывающаяся по воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Фиксированная и предельная цены отнесены к разряду  регулируемых цен.

Фиксированные розничные цены устанавливаются органами ценообразования и едины на территории всей страны. Фиксированные розничные цены указываются в прейскурантах. В настоящее время фиксированные розничные цены установлены только на водку белую, табачные изделия и сахар.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"