Управление качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

В новых рыночных условиях хозяйствования предприятия несут полную ответственность за результаты своей работы. Это требует от них адекватного изменения в подготовке кадров.
Основная цель производства состоит в обеспечении потребителя необходимой ему продукцией (услугами) в заданные сроки, заданного качества и комплектации, с минимальными затратами для производителя. При решении этой задачи в условиях рыночной коньюктуры во главу угла ставиться потребитель.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

Рис. 2. Графическое отображение  вертикальных и горизонтальных

связей в системе

Очевидно, что в сложных  структурах управления такое деление носит чисто условный характер. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.

Взаимодействие по горизонтали  обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.

Впервые модель четкой иерархической  структуры управления была разработана в начале XX века немецким ученым Максом Вебером в теории бюрократии как наиболее эффективной для того времени системы управления организациями и обществом. Основным принципиальным положением теории было четкое разделение труда, из которого вытекали следующие требования к системе управления:

    • использование   квалифицированных   специалистов   на   всех 
      уровнях исполнения;

 

    • соблюдение иерархии управления, т.е. нижестоящий уровень 
      должен подчиняться вышестоящему уровню;

 

    • наличие    формальных    правил    и    норм    для    выполнения 
      персоналом своих задач;

 

    •  разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.

 

Со временем понятие "бюрократия" превратилось в нарицательный термин. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой людей, связанных с управлением (чиновников).

В настоящее время это  понятие определяет тип управления, при котором работники управленческого звена ставят свои личные или корпоративные интересы выше интересов организации и государства. Такое отношение к делу способствует развитию чиновничьего диктата как в экономической сфере, так и в социальной.

Современный тип иерархической  структуры управления имеет много разновидностей. Приведем краткую характеристику основных организационных структур.



Рис. 3. Линейная структура управления.



Линейная структура  управления (рис.3) является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.

 

 

 

 

В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца, звезды и колеса (рис. 4, а, б, в).

Рис. 4.Варианты структур: а - кольцо; б - звезда; в - колесо. Р - руководитель; И - исполнитель

Линейно-функциональная структура  управления (рис. 5) основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д.

Рис. 5. Линейно-функциональная структура  управления.



 

1.3. Планирование

Процесс управления связан с планированием, организацией 
выполнения планов и контролем конечных результатов. Чем лучше 
отработаны и взаимосвязаны эти важнейшие функции, тем эффективнее 
управление. Планирование занимает центральное место среди всех 
функций управления производством, так как призвано строго 
регламентировать поведение объекта в процессе реализации

поставленных перед  ним целей. Система планирования задает показатели контролируемого процесса производства.

Цель планирования производства заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение совокупного спроса на продукцию при минимизации общей суммы производственных издержек. Таким образом, решается вопрос нахождения наиболее экономичных, оптимальных решений для реализации поставленных целей с минимальными издержками при наиболее полном использовании передовой техники и технологии, производственной мощности предприятия, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда.

Планирование позволяет  определять характер, формы и последовательность будущих действий.

В общих чертах планирование предполагает:

    • формулировку целей и вероятных стратегий;

 

    • установление первостепенных задач и определение действий 
      по их решению.

 

Результатом планирования является система планов - долгосрочных, среднесрочных, оперативных.

Наиболее сложной проблемой  является разработка стратегии.

Слово "стратегия" широко используется в военной науке. Стратегия затрагивает интересы любой организации, определяя главные направления ее развития на длительный период. При этом среднесрочные и оперативные планы должны быть подчинены стратегическим целям.

В современном менеджменте вопросы  стратегического планирования занимают одно из центральных мест. Это обусловлено тем, что отсутствие четко избранной стратегии таит немало опасностей, ведет к неопределенности и не способствует осознанному участию работников в производственном процессе.

Стратегическое планирование функция менеджеров высшего звена.

В современной литературе по стратегическому менеджменту  выделяют три уровня стратегического планирования:

    • суммированная стратегия;
    • стратегические экономические планы;
    • функциональная стратегия.

 

На уровне высшего руководства  разрабатывается общая стратегия, учитывающая возможности занять определенную позицию на рынке на ближайшую перспективу. При этом учитываются собственная роль фирмы, осуществляемые виды деятельности, ожидаемый прирост эффекта и рентабельность. С учетом общей стратегии разрабатываются экономические стратегические планы, ориентированные на конкретные структурные подразделения (структурные единицы внутри фирмы, выпускающие продукцию, предназначенную для определенных рынков). В экономических стратегических планах отражается ожидаемая прибыль, доля участия на рынке, ассортимент продукции и его обновление, возможные преимущества пол сравнению с конкурентами.

Функциональная стратегия  учитывает конкретные функции: продажа, управление запасами, закупки, производство продукции, оптимальное использование людских и материальных ресурсов и др.

Таким образом, все уровни стратегического планирования взаимосвязаны и направлены на реализацию избранной стратегии.

Для формулирования стратегии  необходимо, прежде всего, определить цель деятельности, оценить квалификацию персонала, возможности инвестиций, производственный потенциал и др. факторы, которые могут повлиять на реализацию стратегии. Цели фирмы отражают вполне конкретные показатели: продукция, ее объем и ассортимент; рентабельность и другие.

Стратегическое планирование является рамкой, в которую уложены все краткосрочные планы. Оно имеет много общего с программированием, когда указаны цели на продолжительный промежуток времени и указаны задачи. Каждый краткосрочный план представляет собой средства, к решению задач, поставленных в долгосрочном плане. Краткосрочный план подразумевает детальное планирование всех средств, которые необходимы для решения задачи.

Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект при правильном их сочетании. Любая компания или человек должен применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планировании производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.

В оперативном планировании широко применяется метод управления проектами [5]. Проект это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный или неповторяющийся характер. В соответствии со сложившейся в мире практикой бизнес-планирования для экспертизы проекта требуется провести исследования в следующих областях:

    1. маркетинговый анализ;
    2. технологический анализ;
    3. финансовый анализ;
    4. институциональный и юридический анализ;
    5. экологическая оценка;
    6. социальные аспекты;
    7. экономический (народнохозяйственный) анализ.

 

В полном виде анализ по всем указанным выше направлениям проводится только для крупных объектов, требующих весьма больших капитальных вложений и оказывающих заметное влияние на экономику всей страны. Данной схемы анализа придерживаются, в частности, все международные финансовые институты (такие как Мировой Банк, Международная Финансовая Корпорация, Европейский Банк Реконструкции и Развития), предоставляющие кредиты, как правило, под крупные инвестиционные проекты.

Для инвестиционных проектов меньшего масштаба (например, цех, технологическая линия и т.п.) нецелесообразно проводить анализ по всем семи перечисленным направлениям. Чаще всего ограничиваются первыми шести направлениями.

1.4. Управление  персоналом

Управление персоналом на предприятии - - это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия.

При переходе к рынку  происходит медленный отход от 
иерархического управления, жёсткой системы административного 
воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к 
рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

В системе методов управления персоналом выделяют: административные, экономические и социально-психологические методы [1].

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой

регламентирующий или  административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, основаны на использовании экономического механизма управления.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность  и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия - прибылью.

Социально-психологические  методы - это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.

Знание социологических  методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

Информация о работе Управление качеством продукции