Управление качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

В новых рыночных условиях хозяйствования предприятия несут полную ответственность за результаты своей работы. Это требует от них адекватного изменения в подготовке кадров.
Основная цель производства состоит в обеспечении потребителя необходимой ему продукцией (услугами) в заданные сроки, заданного качества и комплектации, с минимальными затратами для производителя. При решении этой задачи в условиях рыночной коньюктуры во главу угла ставиться потребитель.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

       Что  касается  неустойчивости   качества   продукции   как   объекта

управления, то  оно  под  действием  физического  и  морального   износа постоянно стремится отклониться  от программы (плана).

       Наблюдение  за  реализацией  стратегии   управления   и,   в   случае

отклонения, принятие   мер   для    их    предупреждения    обеспечивают

использование  принципа   обратной   связи. При   управлении   качеством

продукции этот принцип реализуется  на  основе  изучения  потребностей, а

также осуществления  проверок  продукции  на  соответствие  техническим

требованиям, технической  и нормативной документации. Эта  работа проводится заказчиком  и  создателем   продукции. Этому   служат   различные   виды испытаний, внутризаводской   контроль, деятельность    ведомственных и межведомственных инспекций по качеству, сбор информации о  надежности  и  т.п.

       Обратная  связь  устанавливается  по  каждому  виду  продукции   и  от

каждого уровня управления. В результате в управлении качеством  продукции

    обратная связь имеет сложный  характер. Таким  образом,  деятельность  в области улучшения  качества  продукции  отвечает  основным  требованиям общей теории управления, которые могут быть положены в ее основу.

       Сочетание  системно-комплексного подхода с   положениями  общей  нормы управления   является   теоретической   и   методической   предпосылкой современных  методов  организации   работ   по   управлению   качеством   продукции.

 

 

 

                     2.3. Механизм управления качеством продукции

 

 

       На основе специальных аналитических исследований и обобщения форм и методов по улучшению качества продукции была разработана принципиальная  схема механизма управления качеством продукции.

       В результате  изучения характера и объема  потребности,  технических,

экономических и организационных  возможностей  отраслей  материального  производства и народного хозяйства  в целом  устанавливаются  задания  по качеству. После  этого  начинается  конструкторская и технологическая  подготовка  производства  продукции  с необходимыми свойствами, и организация ее  выпуска   в   необходимых   количествах. В   процессе  производства  с определенной  периодичностью  постоянно   сравнивается информация о фактическом качестве с заданием по  качеству. Информация о фактическом   качестве   продукции    поступает    также   из сферы производственного и личного потребления. В случаях возникновения разницы между ними вырабатываются мероприятия по устранению  причин, вызвавших отклонения фактического качества от запланированного.

       Для более четкого раскрытия механизма управления качеством продукции и определения   практических   способов   улучшения   качества   было условленно, что понимается  под факторами   и   условиями   обеспечения качества.

       Под  факторами понимается конкретная сила, способная изменить свойства продукции. К их числу относятся предметы и средства труда и сам  труд. Их  соединение изменяет свойство материала таким образом, что  эти  свойства становятся  способными  удовлетворять   опре6деленные   потребности. Под условиями  повышения  качества  понимаются  обстоятельства, среда, в которой действуют факторы улучшения  качества. По  масштабу  воздействия  условия могут быть  частными  или  общими. К  частным, например, относятся формы  организации  произвоства  и   труда, моральное   и   материальное стимулирование, психологический    климат, окружающая производственная обстановка. К общим –хозяйственный механизм и его такие элементы, как    планирование, ценообразование, экономическое стимулирование и др.

       Условия  оказывают существенное влияние   на  проявление  возможностей  факторов. В зависимости от условий   факторы  либо  полностью проявляют  свои возможности, либо это  проявление  сдерживается; тогда   на  улучшение качества затрачивается  больше времени и средств.

       Одна  из важнейших и сложных задач   управления  качеством  состоит   в том, чтобы при выработке  мероприятий по  улучшению   качества  обеспечить наиболее  гармоничное сочетанием факторов  и условий этой деятельности.

В механизме  управления действует множество прямых и обратных связей. Из схемы на рис.6 четко просматриваются две ветви обратных связей. Первая ветвь по линии потребления, - это формирование новой потребности (предложения по повышению технического уровня и качества выпускаемой продукции, снятие с производства устаревшей продукции, создание новых изделий) Здесь же осуществляются оценки технических, экономических и организационных возможностей выполнения плана по качеству, выработка и реализация мероприятий по поддержанию запланированного уровня качества. Первая ветвь обратных связей функционирует на наиболее высоком уровне иерархии управления качеством продукции. Она, как и все обратные связи в системах управления качеством продукции, должна обладать свойствами высокой оперативности, напряженности и полноты. Вместе с тем цикл ее реализации — наибольший по сравнению со всеми другими обратными связями.

Рис. 6 Механизм управления качеством продукции



 

 

Вторая ветвь обратных связей функционирует на менее высоком уровне иерархии управления качеством продукции. М. у. качеством продукции для каждого вида продукции, типа производства, структуры отраслевого управления имеет свое специфическое конкретное вещественное, экономическое и информационное содержание. Варианты его практически бесчисленны. Однако он обязательно содержит такие типовые элементы, как характер потребности, для удовлетворения которой создается продукция, план качества, факторы и условия обеспечения качества, блок сравнения планового н фактического качества, аппарат и средства выработки реализации мероприятий по повышению или поддержанию качества.

 

 

             2.4. Специальные функции управления  качеством продукции

 

 

       Для  последовательной и целеустремленной  деятельности  по  управлению  качеством  продукции   на   принципах   системно-комплексного   подхода необходимо определенным  образом сгруппировать все многообразие  приемов и методов улучшения качества.

       Каждый  вид работ по улучшению качества  продукции может быть  отнесен  к одной из следующих функций:

  • прогнозирование   потребностей, технического   уровня   и    качества
  • продукции;
  • планирование повышения качества продукции;
  • нормирование требований к качеству продукции;
  • аттестация продукции;
  • организация разработки и постановки новой продукции на производство;
  • организация технологической подготовки производства;
  • организация метрологического обеспечения;
  • организация материально-технического обеспечения;
  • специальная подготовка и обучение кадров;
  • обеспечение стабильности запланированного уровня качества  продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировании, сбыте  и  потреблении (эксплуатации);
  • стимулирование повышения качества продукции;
  • информационное обеспечение управления качеством продукции и др.

       Каждая  из  функций  представляет  собой  сочетание  родственных   или близких по содержанию  задач улучшения качества продукции.  Задачи  каждой функции дифференцируются  по  стадиям  жизненного  цикла  продукции  и уровням  управления. При   этом   конкретизируются   и   отражаются   их специфические особенности.

       Каждая  из  функций  реализуется   в  соответствующей  функциональной  подсистеме системы  управления  качеством  продукции. В  зависимости  от масштаба системы управления качеством продукции иногда в  рамках  одной подсистемы объединяют задачи разных функций.

 

 

 

2.5. Организация деятельности  ОТК

 

 Отдел технического контроля (ОТК) является самостоятельным структурным подразделением ОАО “БАТЭ” и подчиняется непосредственно генеральному директору.

В своей деятельности отдел технического контроля руководствуется  действующим законодательством  Республики Беларусь, а также методическими документами Министерства промышленности в вопросах качества, ГОСТами, техническими условиями, Руководством по качеству, методологическими и рабочими документами системы качества, стандартами предприятия, конструкторско-технологической документацией, заводскими инструкциями, приказами генерального директора, настоящим Положением.

Политика отдела в области качества разработана  в соответствии с требованиями системы  менеджмента качества, действующей  в ОАО «БАТЭ» с июля 2004г. и приведена  в Приложении 1.

Схема управления отделом технического контроля представлена в Приложении 2

Основным документом регламентирующим деятельность отдела, является положение о подразделении. Ниже приведены некоторые разделы  этого документа.

 

2.5.1. Основные задачи подразделения.

 

Обеспечение выпуска предприятием качественной и конкурентоспособной продукции.

Предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), конструкторской и технологической документации.

 Укрепление производственной дисциплины, повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

 

2.5.2. Функции подразделения.

 

Проверка поступающих на предприятие  материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям.

 

Осуществление операционного контроля производственных процессов.

 

Проведение выборочного инспекционного контроля за качеством выполнения отдельных технологических операций.

Контроль за:

  • качеством, комплектностью, упаковкой, консервацией     продукции;
  • соответствием выпускаемой продукции стандартам, техническим условиям, утвержденным образцам (эталонам), конструкторской документации;
  • наличием товарного знака предприятия и знаков соответствия на готовой продукции и сопроводительной документации;
  • правильностью хранения в подразделениях предприятия и на складах материальных ресурсов и готовой продукции;
  • соответствием сдаваемых цехами отходов черных и цветных металлов, установленным требованиям и документам.

Клеймение принятой и забракованной  продукции.

Оформление в установленном  порядке документации на принятую и  забракованную продукцию.

 Анализ и технический учет бракованной продукции.

Участие в оформлении документов на списание бракованной продукции.

Контроль за перемещением забракованной  продукции в изолятор брака, сохранностью соответствующей ей маркировки для  исключения возможности случайного смешивания с годной продукцией.

 Организация двухстороннего обмена информацией о качестве выпускаемой продукции с потребителями.

Оформление результатов контрольных  операций, ведение учета показателей  качества продукции, брака и его  причин, составление периодической  отчетности о качестве продукции. Проведение анализа брака. Участие в разработке мероприятий по его предотвращению.

Оформление документов, удостоверяющих качество продукции, а также документов, содержащих техническое обоснование  для предъявления претензий работниками  ОМТС и ОВК поставщикам сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, забракованных при осуществлении входного контроля.

Участие в испытании новых и  модернизированных образцов продукции, а также в согласовании конструкторской  и технологической документации на эту продукцию с целью обеспечения условий для эффективного контроля.

Развитие и совершенствование  системы технического контроля, систематический  анализ эффективности технического контроля.

Организация и осуществление совместно  с отделом главного технолога внедрения прогрессивных методов контроля, анализа и оценки качества продукции, в т.ч. активного контроля, неразрушающих и статистических методов контроля, а также статистического приемочного контроля.

Ведение учета, обобщения и анализа  рекламаций, изучение причин возникновения дефектов, нарушений технологии производства и выпуска бракованных изделий.

Разработка и внесение предложений, направленных на улучшение качества выпускаемых изделий, для рассмотрения на ПДКК.

Участие в осуществлении периодического и выборочного контроля соблюдения технологической дисциплины, соответствия производственных операций требованиям утвержденных технологических карт и другой технологической документации.

Организация проведения специального контроля соблюдения технологической  дисциплины.

Разработка графиков проверки оборудования на технологическую точность и осуществление  проверок оборудования на соответствие установленным нормам точности.

Информация о работе Управление качеством продукции