Разработка стратегического плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

По итогам 2003 г. - начала 2004 г. можно отметить наличие реального экономического роста, которому не мешает даже значительное укрепление курса рубля к доллару. Эксперты Центра развития, обосновывают это тем, что негативные последствия укрепления рубля были компенсированы усилением евро, но свою роль сыграл еще и общий рост емкости внутреннего рынка. Так в 2003 году места в России, считают в Центре развития, места хватило всем: и импортной, и отечественной продукции.

Содержание

1. Внешняя среда предприятия
2. Внутренняя среда предприятия
3. SWOT- Анализ
4. Миссия ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион»
5. Построение матрицы SPACE
6. Разработка стратегического плана

Работа содержит 4 файла

КР АКСИОН.doc

— 445.50 Кб (Открыть, Скачать)

КР СТРАТ. ПЛАН. ижтрейдинг.doc

— 174.00 Кб (Открыть, Скачать)

нефтемаш

— 328.00 Кб (Скачать)

стратегия ЗАОаспек.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Рис. 2. Сезонная динамика объемов продаж через  сеть АЗС «АСПЭК», тыс. литров. 

Рис. 3.Недельная динамика объемов продаж через  сеть АЗС «АСПЭК»,

тыс. литров (период с 11.11.02 по 17.11.02). 

Рис. 4. Суточная динамика объемов продаж через  сеть АЗС «АСПЭК», литров (17.11.02).

      

Рис.5. Структура реализуемых  нефтепродуктов через  сеть АЗС «АСПЭК»  в 2002 г, % 
 

Вторая  группа потребителей – небольшие  промышленные предприятия и сельскохозяйственные производители. Крупные промышленные предприятия работают на прямую с поставщиками, имеют собственные небольшие базы.  

Предпочтения  потребителей

 

      По  результатам маркетинговых исследований по г. Ижевску, проведенных во 2 квартале 2002 г., установлен следующий рейтинг ключевых факторов предпочтений.

      Таблица 4

      Рейтинг ключевых факторов предпочтений

    Критерии Место  в рейтинге
    Качество  бензина 1
    Удобное месторасположение  2
    Цена  топлива 3
    Уровень обслуживания 4

      Таким образом, определяющими факторами  выбора АЗС являются качество топлива  и удобное месторасположение  АЗС. Цена топлива находится на третьем  месте.

      Основными конкурентами анализируемого предприятия является ОАО «УдмуртНефтеПродукт», ОАО «Медведь», «Петролиум-сервис», «ХИТ», «Инсайд», «АЗС-Сервис», «Ижевский молокозавод».

 

Обзор рынка

      Общий объем рынка нефтепродуктов, реализуемых  через АЗС, по Удмуртской Республике составляет около 230 млн. литров.  

      Цены.  Основной темой обсуждения по бензиновому рынку является прогноз Российского топливного союза, который заявил, что в начале 2003 года цены на бензин могут взлететь почти вдвое.

      Однако  по прогнозам других экспертов, цены вырастут от силы процентов на 10 - 20. А в Министерстве по налогам и  сборам нам назвали еще меньшие цифры, уверяя, что новая система взимания акцизов не столь сложна и «опасна». К тому же у нее свои плюсы - акцизы заменят собой упраздняемый дорожный налог.

      По  сообщениям СМИ налоговые органы должны будут «отсечь» те компании, которые не владеют мощностями по производству и хранению бензина, - а таких большинство. В итоге мелкие владельцы бензоколонок будут выброшены с рынка в угоду крупным «бензиновым королям». 

      Конкурентная  ситуация.

      Количество  АЗС в Удмуртской республике продолжает расти, опережая спрос, при этом, соответственно, объем реализации в расчете на каждую АЗС падает. На рынке УР по-прежнему три основных оператора: ОАО «Удмуртнефтепродукт» (100 АЗС), ЗАО «АСПЭК» (27 АЗС) и ЗАО «АЗС-Сервис» (9 АЗС), а также другие операторы, имеющие совокупную долю около 15%. В их числе «Татнефть» и «Лукойл», обладающие большими ресурсами и потенциалом, и представляющие угрозу для местных операторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Как видно из таблицы доля рынка «АСПЭК–Нефтепродукт» в 2002г. увеличилась по УР на 1,5 %, практически достигнув 30% рубежа, определенного планом маркетинга на 2002 г.  

      Характер  рекламной и PR-деятельности.

До 2001 г. реклама сети АЗС «АСПЭК» носила преимущественно имиджевый характер. С июля 2001 г до февраля 2002 г. рекламная  кампания была ориентирована на акцию «Юбилейный марафон» (розыгрыш 10 автомобилей к Дню рождения компании) и приобрела большую интенсивность. Начиная с марта 2002 года, реклама нацелена кампанию по качеству и проект «Пластиковые карты». Интенсивность рекламного воздействия увеличилась. Бюджет маркетинга определяется главным образом наружной

рекламой, прессой, радио, ТВ, в меньшей степени - полиграфической продукцией, BTL-акциями. Для стимулирования продаж пластиковых карт в 3 и 4 кварталах 2002 г. проведено 2 акции по розыгрышу автомобиля и ценных призов. К Новому году АСПЭК принял участие в имиджевой акции «Выборы Главного Деда Мороза», организованной местным медиа-холдингом, и  интенсивно раскрученной в региональных СМИ.

      ОАО «Удмуртнефтепродукт» продолжает мощную рекламную деятельность с 2000 г. и позиционируется как компания, обеспечивающая высокое качество нефтепродуктов. Одновременно с акцией «АСПЭК» - «Юбилейный марафон», «УНП» проводилась акция «Заправка удачи» (розыгрыш автомобилей). Начиная с марта 2002 года, также как и «АСПЭК-Нефтепродукт», реклама «УНП» была нацелена на стимулирование своего проекта «Пластиковые карты» и качество. В ответ на акцию по розыгрышу автомобиля среди владельцев дисконтных карт, в 3 кв. 2002 г. также проведена акция по розыгрышу призов (100 бочек бензина). Проводится интенсивная реклама по ТВ, радио, наружная реклама. Интенсивность данной рекламы по сравнению с «АСПЭКом» выше (на 15-30%). Кроме того, распространяется слуховой фон в отношении высокого качества топлива компании и низкого у конкурентов.

      У других компаний-операторов специальных  акций и рекламы по прежнему либо вообще нет, либо она очень незначительна. Только в марте 2002 г. «АЗС-Сервис»  проведена небольшая рекламная  кампания на ТВ по топливным талонам  для организаций. На АЗС «Радиозавод» были выпущены дисконтные карточки на бумажном носителе для автомобилистов.

      В целом уровень конкуренции на рынке розничной продажи нефтепродуктов продолжает возрастать. Основное влияние  на конкурентную ситуацию оказывают  операторы «Удмуртнефтепродукт» и «АСПЭК». 

      При оценке научно-технических факторов можно отметить, что развитие научно-технического прогресса и появления новых  технологий по обеспечению светлыми нефтепродуктами идет быстрыми темпами, но на их внедрение потребуется время  и дополнительные средства. Новые АЗС строятся по современным технологиям с использованием усовершенствованного оборудования. Предприятие активно исрользует имеющиеся на сегодняшний момент новшества, но самостоятельных исследований не проводит в связи с недостатком ресурсов, как материальных так и людских.

      Государство может взять под особый контроль сферу добычи и переработки нефтепродуктов. Это может повлечь ухудшение  мобильности при принятии экономических  решений и составляет дополнительный риск для анализируемого предприятия. Сфера деятельности ОАО «АСПЭК» попадает под особый контроль в связи с особой пожаро- и взрывоопасностью и возможностью загрязнения окружающей среды. Возможно возникновение общественного давления и ужесточения требований по соблюдению необходимых норм, что может привести к дополнительным затратам.

      По  прогнозам Министерства промышленности Удмуртской Республики согласно Постановлению  Правительства Удмуртской Республики от 23.06.97 года № 646 «О разработке среднесрочной  программы социально-экономического развития Удмуртской Республики» топливная отрасль не достигнет устойчивого состояния из-за недостаточного финансирования предприятий нефтедобычи и геологоразведочных работ. В целом прогнозируется в следующем году спад объема производства топливной промышленности до уровня 95,7 % по сравнению с 2003 году.

      Согласно  данным Государственного Комитета по статистике о социально-экономическом  положении страны по итогам реформирования российский экономике» существует тенденция  спада данной отрасли (отчетный год составляет 86 % от уровня 2000 года).

    (Статья  В. Корецкого, опубликованная  в «АиФ в Удмуртии», в которой  дается прогноз рынка) J 

      В ближайшее время необходимо ждать  значительного повышения цен  на ГСМ. В частности  по прогнозам  специалистов цен на бензин  Аи-92 могут вырасти на 10-15 %, на Аи-95 - до 15-20 %. 

      Дело  в том, что цены на сырую нефть  на внутреннем рынке за последние 4 месяца выросли почти в 3 раза. Это  обусловлено рядом причин. В первом квартале при снижении объемов добычи нефти произошел хоть и незначительный, но все же рост экспорта нефти. В результате на внутреннем рынке нефти стало просто недостаточно. Кроме того крупные нефтяные компании искусственно сдерживали внутренние цены, пытаясь вытеснить мелкие фирмы, занимающиеся сбытом нефтепродуктов. Сегодня нет экономических возможностей и политической необходимости, и цены отпущены. Другое дело, что бюджет Удмуртии этого процесса не почувствовал, хотя в идеале должен быть был. Всему виной российское налоговое законодательство  и корпоративные цены. Нефтедобывающим компаниям просто невыгодно показывать реальную цену на сырую нефть, и они обычно сознательно ее занижают. Тем самым из-под налогообложения выводятся очень значительные суммы. Удмуртской нефтедобывающей компании, по нашим данным в официальных отчетах цены на нефть раза в 2-3. Действительная прибыль делается на уровне реализации готовых нефтепродуктов на российском рынке или при экспорте нефти. Порочная  схема работает только по тому, что ни Российская Федерация, ни Удмуртия не в состоянии или просто не желают навести порядок с корпоративными ценами, действующими внутри вертикально  интегрированных компаний. Как результат – плохой бюджет. Однако ситуацию усугубляет не только это. Рост цен на сырую нефть привел к росту оптовых отпускных цен на нефтепродукты. По данным Русского топливного агентства на оптовом рынке с начала апреля цены на моторное топливо взлетели в среднем на 25 %. С начала марта бензин марки АИ-92 подорожал на 39,8 %, АИ-76 – на 70 %, ДТ на 44 %. Крупнейшие сбытчики ГСМ в Удмуртии АО «АСПЭК» и ОАО «УдмуртНефтепродукт» пока воздерживаются от повышения цен на бензин. Президент Удмуртской топливной ассоциации С. Лахин даже сделал прогноз, что цены на бензин в ближайшее время не поднимутся. Однако эта практика может привести к разорению сбытовых компаний и оголению республиканского рынка нефтепродуктов для интервенции извне. Более, депутаты Российской Думы в настоящее время рассматривают повышения акцизных сборов с АЗС по крайней мере в 2 раза.  
 
 

  1. Анализ  внутренней среды
 

Основные  показатели деятельности ЗАО «АСПЭК»  за 2000-2002 гг. 

Год Объем производства, млн. руб. Темп прироста, % Рентабельность  продаж, % Производительность  труда, тыс. руб./чел. Рейтинг компании по УР
2000 3055 65,22 17,66 14550 2
2001 4242 38,84 5,06 16901 5
2002* 3764 -11,27 6,85 14877  

* прогноз  на основе деятельности за 11 месяцев. 

Сегодня ЗАО «АСПЭК» – современное  многопрофильное предприятие, осуществляющее гибкий и эффективный бизнес, ориентированный  на рыночные потребности. 

    1. Организация и управление производством
 

         Ассоциация «АСПЭК» является  торговой компанией, занимается  реализацией оптом и в розницу  нефтепродуктами. Реализация осуществляется  через АСТОРы, которые находятся  от 2 до 3 штук в каждом городе  Удмуртской Республике.

Производственная  структура предприятия

 
 

                                          
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Система показателей, характеризующих деятельность предприятия, и оценка эффективности

                                                                                                                                 

Показатели Единица измерения Сумма
Объем реализации Тыс. руб. 4 2424 24
Темп  прироста % 38,84
Балансовая  прибыль Тыс. руб. 329 582
Рентабельность   5,06
Производительность Тыс. руб. /чел. 16 901
Основные  фонды компании Тыс. руб. 405 128
Оборачиваемость   1,68
Ликвидность   1,21
Доля  активов в собственном капитале компании   3,54
Рентабельность  собственного капитала   0,25

Информация о работе Разработка стратегического плана