Взаимодействие школы и клубных учреждений в организации досуга детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на территории ПМР учреждения клубного типа вместе с общеобразовательными школами опираясь на общественный интерес в сфере досуга, стараются привлечь для развития свободного времени как можно больше детей и подростков. Так как, прежде всего, родители хорошо понимают, каким огромным образовательным и воспитательным потенциалом обладает досуг в развитии породных задатков ребенка, воспитании его характера, подготовке к сознательному выбору профессии. При взаимодействии школы и клуба дети и подростки заняты интересным и любимым делом не только целой группой, но и индивидуально. Ведь досуг является благоприятной почвой для усвоения детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. На сегодняшний день необходимо стремиться привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне зоны нашего внимания не должны оставаться подростки группы риска. А ведь именно этих детей необходимо занять во внеурочной деятельности, чтобы направить их энергию в нужное русло. Для этого необходимо взаимодействие учреждений культуры и общеобразовательных школ в разработке новых программ, имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к кружковой деятельности всех детей и подростков. Ведь при помощи двух учреждений наибольшим образом развиваются интересы подрастающего поколения, в процессе занятий любимым делом, развиваются не только духовные потребности, вкусы, кругозор, но и формируются творческие качества личности каждого подростка, от которых и создаётся атмосфера дружеского общения и в клубе и в школе. В настоящее время органы народного образования и культуры максимально способствуют организациям в развитии досуга детей и подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Организация свободного времени детей и подростков в
общеобразовательных школах и учреждениях клубного типа. 1.1Организация досуга детей и подростков.………….………................5 1.2Развитие творческой деятельности детей и подростков .………...…9 Глава 2. Развитие творческих способностей в условиях школы и клуба.
На примере Слободзейского района.
2.1.Взаимодействие учреждений клубного типа и общеобразовательных школ в организации досуга детей и подростков………………………………..…....13
2.2.Развитие творческого процесса детей и подростков в сфере досуга. На примере хореографически – театрального коллектива «Карамель» села Фрунзе. ……………………………………………………………………..…....16
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы…………………………………………………………...…22 Приложение.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая номер 3.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

-досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

-  досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей и подростков в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде.  
 

1.2 Развитие творческой деятельности детей и подростков во время

     досуга. 

           Целью развития творческой деятельности детей и подростков во время досуга является возможность дать детям проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе). Так   как творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира подростка) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Систематизируется творчество по следующим направлениям:

- производственно-техническое творчество  это конструирование, моделирование, изобретательство.

- самодеятельное художественное творчество - художественная самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство; массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие); народно-художественные промыслы и ремесла;

- естественно-научное творчество - туризм, альпинизм, легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.); гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие; тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее); шахматно-шашечный, нарды; йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи; фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

- Неординарные формы  творчества - праздники семьи, двора, улицы, города, КВН и другие;  дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

У детей  творчество связанно с игрой, в игре, а возможно, только лишь в игре, подростки  обладают свободой творчества. То, что проявляется как творчество — это всегда процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира. Такие особенности сюжетно-ролевой игры как перевоплощение в образ, взаимоотношения различных персонажей и т. д. стимулируют развитие детского творчества. Творческие возможности игр - выявляются и в овладении детьми способами сюжетосложения. Развитие творческой личности будет обеспечено в том случае, если взрослый займет по отношению к подростку равноправную позицию. Для успешного развития творческого мышления в совместной деятельности предпочтительно действие взрослого со своей позиции, но с учетом позиции ребенка. В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных выразительных средств данного жанра. Развитию творчества способствуют также решение задач на смекалку, головоломки, загадки, задачи-шутки. При этом дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя творчество. Различные виды (из бумаги, строительного и природного материалов, деталей конструктора) и формы (по образцу, замыслу, теме и условиям) конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов. Таким образом, творчество — это то, в чём подросток может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Проявлять элементарных знаний по видам труда, формирование организационных умений в труде,  привить интерес к труду и развитию самостоятельности. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети и подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. А также эти элементы, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В творческой деятельности детей и подростков следует выделять три основных этапа. Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Второй этап – процесс создания замысла. Третий этап – анализ результатов, - это связанность двух предыдущих этапов для их логического продолжения и завершения. Итак, творческое развитие детей и подростков - это с одной стороны знакомство (при поддержке взрослого) с многообразием окружающей жизни, попытка научить детей и подростков с помощью специальных средств выражать своё впечатление от этого многообразия. А с другой стороны – это раскрытие потенциала каждого подростка, то есть того, что в нём изначально заложено. Например, дети и подростки проводят досуг, назовём его - «Нескучная мастерская» - особенность этой программы  в том что, она даёт широкий выбор направлений и возможность участия в деятельности детей с различными интересами. Этот досуг направлен на подготовку детей и подростков к самостоятельному изготовлению  интересных работ по различным направлениям, например аппликация соломкой, работа с бисером  и элементы декоративного искусства. Рассматривая эти направления можно сказать что, работа с соломкой вновь стала одним из популярных видов деятельности. При изучении техники, дети узнают о строении растений, способах подготовки материала, учатся сами заготавливать соломку. Освоив технику изготовления орнамента из геометрических фигур, дети и подростки осваивают изготовление шкатулок с помощью соломки. За основу используют пустые коробочки. Бисероплетение -  работа очень сложная, кропотливая. Не всем детям и подросткам  в начале она будет по силам. Но, не смотря на то, что эта работа трудная, она несёт большую коррекционную значимость, т.к. здесь идёт развитие мелкой моторики рук. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.   Изобразительное искусство – это специфический вид художественного творчества. Одним из важных условий  развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнения заданий  следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь,  пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки. Такая тактика обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества детей и подростков. Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели и др.) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества. Лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда детям будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда дети сами попросят использовать эти дополнительные изобразительные средства. Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для детей  подростков) во время занятий. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции подростка превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у детей множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Подросток не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают подростка в свой волшебный мир. Дети и подростки становятся сосредоточенными, их внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения рук подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

         На примере таких заданий дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а так же к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время таких занятий дети и подростки  вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. И зная о практическом применении своих поделок, дети  проводят досуг  просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей -  процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.

Мотивацией  такого  время провождения для  детей и подростков является то, что - это может пригодиться в будущем, нравится делать красивые вещи, здесь занимаются мои друзья и др. Такие занятия помогают детям более объективно подходить к оценке своих способностей. Главное в творческом развитии с детьми и подростками – это создание хорошего  микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно в творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса к занятиям в кружках и объединениях, развития творческого потенциала и как конечная цель – воспитание личности по – настоящему творческой, ведь каждый подросток должен побывать в ситуации успеха. 

Анализируя  данную тему, автор по первой главе определили, что, рассматривая понятие – досуг, проводимого индивидуально или группой является неотъемлемой частью воспитательного и творческого процесса детей и подростков. Досуг   в определённой части   отвечает за  формирования характера ребенка, а в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и трудолюбие. Художественное творчество оказывает влияние на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие творческих способностей детей и подростков в условиях  школы и клуба. На примере Слободзейского района. 

2.1.Взаимодействие учреждений культуры клубного типа  в организации досуга детей и подростков.

На данный момент в Приднестровской Молдавской Республике функционирует 856 самодеятельных клубных формирований, в том числе из них  738 коллективов художественного творчества, и 118 организаций клубного типа, где реализуют свои творческие способности около 13 тысяч человек. А также в Республике проходят такие мероприятия как: открытый городской фестиваль танца «Лучшее шоу» для молодежи, конкурсно-развлекательная программа «Об Отчизне с любовью!» для детей и подростков, спортивно-патриотический фестиваль «Юный патриот Приднестровья», выставки рисунков детей старших и подготовительных групп дошкольных учреждений ко Дню Республики. Городской этап Республиканского конкурса художественной самодеятельности «Пою мою Республику, Отечество мое», цикл детских праздничных мероприятий «Адрес детства - Приднестровье», городской конкурс авторской песни о Приднестровье, «Вахта памяти» у памятных знаков и могил защитников Приднестровской Молдавской Республики, проведение музыкально-хореографической композиции «Это наша с тобой биография», посвященная годовщине образования ПМР. Спортивно-молодежное подворье,  Международный слет молодежи, посвященное независимости ПМР, Фестиваль творчества молодежи «Поколение NEXT», городской вечер памяти «Живая быль, живая боль». Открытый городской слет молодежи «Современник», международный мотофестиваль дружбы «Рожденные в СССР», агитпоходы «Мы славим тебя, Приднестровье». Встречи учащихся образовательных учреждений столицы с защитниками Приднестровья «Мужество, творящее историю», «Дорога в бессмертие» – все эти и другие  мероприятия проводят дети, подростки и работники учреждений культуры.  С каждым днем возрастает не только общее количество коллективов художественной самодеятельности, но, что особенно важно, творческих коллективов со званием «народно-образцовый». Учреждение клубного типа - организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Главное назначение учреждений культуры клубного типа состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию детей и подростков, всемирному раскрытию их талантов, дарований  и способностей. Итак, клубы – являются самым распространённым типом учреждений культуры, которые способны создать человеку разнообразные условия для развития отдыха, оказать на него комплексное, интелектульное и эмоциональное воздействие. Клубы прочно вошли в быт людей особенно в селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей. В районах и деревнях сельский клуб является главным учреждением по организации свободного времени детей и подростков. Для того чтобы дети и подростки занимались в различных ансамблях или кружка нужно всячески распространять работу клуба. Каждый праздник имеет свою особенность, свой масштаб, свой повод для проведения. Например,  Новый год – это праздник, который дети  ждут целый год, чтоб праздновать его именно зимой вокруг наряженной ёлки в ожидании Деда Мороза и Снегурочки, которые приходят с подарками только зимой. Для этого зимнего досуга организаторы учреждений культуры проводят весёлые, зимние старты для проведения в них конкурсов, эстафет и разнообразных представлений с главными героями зимы – Дед Мороз и Снегурочка. Так же  дни 8 Марта походят в клубе. Для поздравления всех мам с праздником дети и подростки готовят поздравительные открытки, самодельные подарки и композиции из цветов, а также концерт, посвящённый всем мамам на земле. В концертном представлении все происходящее исполняется только детьми и подростками. Организаторы учреждений культуры стараются максимально насыщенно проводить досуг в день защиты детей.  Для этого они стараются организовать большое шоу для детей и подростков, в котором чтоб принимали участие не только сами дети, но и все возможные сказочные герои, но и представители цирка и клоунады. Помимо праздников в честь знаменательных дат из истории страны: Дня Победы, Дня защитника Отечества. В практику прочно вошли и оказались востребованными, календарные народные праздники это масленица, святки, старый новый год и др. В эти - уже современные праздники вводятся элементы традиционных, они привлекательны и для детей и для взрослых возможностью отдохнуть всей семьей, проявить себя в конкурсе, поучаствовать в народных, часто забытых играх, соревнованиях. На базе Дома культуры проводятся Областные и Международные праздники и фестивали, это день смеха и др. Дом культуры предлагает предприятиям, учреждениям и частным лицам организацию праздников, вечеров, концертов. Вы можете воспользоваться методической литературой, сценариями, театральными и карнавальными костюмами.

     Образовательный процесс в клубе имеет следующие  особенности:

    1. Дети приходят в клубы на занятия творческих объединений и массовые мероприятия в свободное от основной учебы время.

    2. Образовательный процесс организуется  на добровольных началах всех  сторон (дети, родители, педагоги).

    3. Психологическая атмосфера носит  неформальный комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами.

    4. Детям предоставляются возможности  удовлетворять свои интересы  и сочетать различные направления  и формы занятий.

    5. Допускается переход воспитанников  из одной группы в другую (по  профилю, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

    6. Формирование здорового образа жизни, активизация спортивно-массовой и оздоровительной работы.

    Как педагогическое учреждение клуб сохраняет выбор детьми направления деятельности образовательной области, программы, объема, типа усвоения. Свобода выбора образовательных областей предопределяет:

    - стиль взаимоотношений детей  и взрослых;

    - перечень направлений деятельности: всегда и при любых условиях  действовать в интересах развития  каждого ребенка, посещающего клуб;

    - содержание и методику работы  всех творческих объединений.

    Сложность работы в клубе состоит в том, что модифицировать старое, осмысливать  и упорядочивать новое приходится по ходу событий, оперативно выявляя  и удовлетворяя меняющийся социальный заказ населения на свободное время детей и подростков. Клубы являются не столько местом получения знаний, сколько микросоциумом, в котором идет процесс формирования ценностей, норм и навыков полноценного развивающегося общения ребенка в бесконечных информационных пространствах, социумом взаимного развития педагогов, детей и их родителей, обращающим свободное время детей в условия и инструмент их предсказуемого развития.

    Заполнение  свободного времени детей образовательным  содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. - таков социальный и педагогический фон развития творческих способностей современного подростка в объединениях учреждений культуры. 
 
 

2.2.Организация творческого процесса детей и подростков в сфере       досуга. (На примере хореографически - театрального коллектива «Карамель» села Фрунзе Слободзейского района).

     В июле 2007 года в селе Фрунзе был объявлен набор детей и подростков на  конкурсной основе, для создания хореографического - театрального коллектива в дом культуры. В итоге конкурса были отобраны дети  в возрасте  от 7 до 10 лет.  Первое их выступление состоялось  в Праздничном концерте, посвященному Дню Республике и 1 сентября. Первым  танцем был исполнен танец вальс «Цветные сны», который очень понравился зрителям этого мероприятия, а также постановка сказки «Репка».  Впоследствии этого ребятам было присвоено звание хореографически - театральный коллектив «Карамель», так как подростки показали свои способности в хореографическом искусстве на высоком уровне для  детей такого возраста. По сегодняшний день участники уже старшей группы « Карамель», радуют наших зрителей своими выступлениями. В их репертуаре имеются разнообразные танцы и народные и стилизованные, а также постановка сказки «Буратино», «Дюймовочка», «Теремок», «Кошкин дом». К каждому танцу шьются новые интересные костюмы, а к сказочным постановкам изготавливаются индивидуальные костюмы, которые вместе с участниками были придуманы для определённой постановки, которые украшают мероприятия Дома Культуры [см. прил.]. На сегодняшний  день  в хореографически – театральном коллективе «Карамель» три группы: младшая, в которой занимаются  ученики 2 класса Фрунзенской СОШ, средняя – это ученики 3 класса, и старшая ученики 4 класса нашей школы. Общее количество детей трех групп составляет 48 участников. Занятия проводятся после уроков три раза в неделю. Коллектив  принимает активное  участие во всех мероприятиях Дома Культуры и Фрунзенской средней общеобразовательной школы. Например, в день открытых дверей в общеобразовательной школе коллектив исполнил групповым хоровым пением прекрасную песню «Детство», а далее инсценировали придуманную ими сценку «Дети будущего» в которой показали как дети и подростки будут выглядеть и что будет происходить мире.   Неоднократно коллектив принимал участие в таких мероприятиях ДК с. Ново-Котовск как, «Юный патриот» в котором исполнил народный танец и отрывок из сказки «Теремок», а также провели викторину «Самый умный». Принимал участие в конкурсе « Золотой Башмачок » г. Слободзея исполнив свой любимый танец «Детство» и продемонстрировав постановку сказки «Дюймовочка», впоследствии которого завоевали награду «за активное участие в юном творчестве». В октябре 2010 года коллектив достойно выступил в районном мероприятии « Мой родной край» в  школе пгт. Первомайск. Представив своё театральное мастерство в постановке сказки «Буратино» дети  показали свои навыки в умение держаться на сцене не стесняясь публики, а также потрясающее исполнение каждой роли. Так они показали и доказали  своё название  театрально - хореографический коллектив. В своих выступлениях хореографически – театральный коллектив использует народные костюмы, маски, всевозможные танцевальные атрибуты, а также самостоятельно изготовленные атрибуты и сценические костюмы для театрального представления.

Информация о работе Взаимодействие школы и клубных учреждений в организации досуга детей и подростков