Человек как предмет педагогической антропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:55, реферат

Описание работы

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Содержание

1.Введение. 1
2. Человек как предмет педагогической антропологии.
Человек как живое биоэнергетическое существо. 2
Социальность и разумность человека. 8
Духовность и креативность. 13
Целостность и противоречивость. 17
Ребёнок как человек. 20
3. Заключение. 24
Список литературы. 25

Работа содержит 1 файл

Документ.rtf

— 235.39 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 

1.Введение. 1 

2. Человек как предмет педагогической антропологии. 

Человек как живое биоэнергетическое существо. 2 

Социальность и разумность человека. 8 

Духовность и креативность. 13 

Целостность и противоречивость. 17 

Ребёнок как человек. 20 

3. Заключение. 24 

Список литературы. 25 

ВВЕДЕНИЕ. 

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот - каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики. 

Воспитание человека человеком изучается целостно, системно - как педагогико -антропологическая наука. По природе своей педагогическая антропология - средоточие высокой культуры, знания человека о самом себе. Это знание выверялось и накапливалось тысячелетиями. Для родителей и учителей оно незаменимо во всех отношениях. Им жизненно важно знать, к какому миру они готовят ребенка, что ждет их питомце в обозримом будущем, когда воспитанникам придется обходиться без помощи воспитателей. Это заинтересованное внимание к устройству, духовному облику и тенденциям развития сегодняшнего мира ради понимания мира завтрашнего означает, в частности, что педагогическая антропология может ответить на ожидания воспитателя только в качестве целостного учения о жизни - педагогического жизневедения, человечествоведения и человековедения, в качестве педагогического осмысления мира. 

Современная педагогическая антропология идет в фарватере мировой мысли и возможна только как результат ее усвоения. Проблематика, метод, содержание педагогической антропологии синтетичны, полидисциплинарны. Их сегодняшнее звучание мыслимо только как реверберация в пространстве всеобщей научной и общекультурной дискуссии. 

Педагогику все интересует в человеке. Но прежде всего наставнику необходимо как можно больше узнать о своем питомце, и о самом себе. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности. Педагогическая антропология - человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремиться понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп, и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой. 

Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. В его сущности, становлении, свойствах, деятельности. Педагогика - наука и искусство совершенствования личности. Личности как единства физического и духовного, унаследованного и приобретенного, биологического и социального, соматического и психического. Речь идет о взаимодействии человека воспитуемого и человека воспитывающего. Человек как воспитуемый и воспитатель есть одновременно и субъект, и объект педагогики. 

Человек как предмет педагогической антропологии. 

Человек как живое биоэнергетическое существо. 

Итак, всякая философская антропология, естественно, начинается с вопроса "Что такое человек?". Многие мыслители пытались осветить эту тему, перечисляя те или иные уникальные человеческие свойства. Одни считали, что 

человеческая природа, скажем, обусловлена фактом грехопадения, другие усматривали ее в разумности человека, третьи в его социальности. Подход Фромма принципиально иной. Он отказывается от конкретного определения человеческой природы, которое сводилось бы к обозначению человеческих задатков. В концепции американского исследователя "человеческая природа" выступает как философское понятие, некая абстракция. Фромм полагает, что понятие и сущность человека выражают не качество и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. По мнению Фромма, поведение человека нельзя объяснить на основе раскрытия одних только биологических механизмов, извечно присущих людям. Он отвергает также и противоположную точку зрения, согласно которой основные мотивы поведения индивидов надо искать в социокультурных факторах. Как полагает ученый, надо избегать изолированного анализа только психического или 

только социального. Главные страсти и желания человека, отмечает Фромм, 

возникают из его всеобщего существования, то есть из уникальной ситуации, в 

которой вообще оказался человек. По своим физиологическим функциям люди 

принадлежат миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от животного мира. И эта его "раздвоенность" составляет суть психологически окрашенного экзистенциального противоречия. 

В чем причины развития личности? Каковы его движущие силы? 

Почему при разном происхождении и обстоятельствах становятся сходные характеры? Почему в почти одинаковой среде вырастают внутренне не похожие друг на друга люди, даже если у них абсолютно одинаковая наследственность (однояйцовые близнецы)? 

Чтобы ответить на сформулированные вопросы, мы сначала обратимся к всеобщим генетическим законам развития. Затем перейдем к специфике социальной среды и к закономерностям взаимодействия биологических и социальных программ. Наконец, рассмотрим динамику способностей. 

Развитие человека подчинено общим для всего живого законам и одновременно имеет особенности, отличные от онтогенеза любых иных известных нам существ. 

Генотип и фенотип. Под индивидуальным развитием понимаются постепенные, т.е. прижизненные изменения в росте, форме и функциях организма, развернутые во времени. 

В их ходе генетический потенциал (генотип) разворачивается в функционирующие зрелые системы (фенотип) -- конкретное выражение анатомических, психологических и иных признаков. 

Термин генотип означает наследственные "инструкции", программы развития, передаваемые от одного поколения к другому в генах. Фенотип -- термин, означающий функционирующий развившийся организм. 

Фенотипы представляют собой продукты взаимодействия генетической инструкции с условиями ее реализации. Они даются взаимной связью и поддержкой генотипа и среды. 

Генотип оплодотворенной яйцеклетки несет в себе программу физического развития, которая состоит в достижении зрелости и присущей ей сложности организма в целом и составляющих его органов. 

Созревание организма вовлекает не только рост, но также и процессы качественных изменений -- развитие. 

Структурное и функциональное развитие. В развитии можно различить процесс, в котором системы органов структурно дифференцируются, и процесс, в ходе которого клетки и ткани обретают только им свойственные функции. 

В большинстве случаев оба процесса тесно связаны: определенная структура может требоваться, чтобы отправлялась необходимая физиологическая функция. Но часто эти процессы протекают не синхронно. Например, мозг может достигать своего полного морфологического и функционального развития прежде, чем завершится становление репродуктивной системы. 

Структурное и функциональное изменение может быть нормальным или аномальным. 

Нормальное и аномальное развитие. Функциональная ненормальность организма заключается в неспособности системы отправлять необходимые функции, например производить тот или иной гормон, тип клетки. Структурная ненормальность состоит в необычном морфологическом строении каких-то составляющих орган или организм элементов, в расположении этих элементов, в неполном их созревании. 

Диапазон нормы, как правило, довольно широк, и недоразвитием или аномальным развитием признается только весьма серьезное отклонение от обычного созревания. Отклонения в развитии происходят под влиянием вредностей, с которыми сталкиваются особи в окружающей их среде, типа некоторых химикалий. Присутствие необычных генов также может иметь своим следствием отклонения от нормальных процессов развития. 

Прогрессивное и регрессивное развитие. Нормальные процессы развития в большинстве растений и животных прогрессивны, когда они ведут к увеличениям в размерах и сложности и к дополнению новых элементов к их системе. 

Достигнув зрелости, организм вступает в полосу инволюции -- регрессивного развития. Такие регрессивные изменения -- составная часть нормальной истории жизни организмов. Они ведут к старению и смерти организма. 

Самая простая форма развития -- рост (обычно увеличение) органа, системы или структуры. Рост, однако, редко происходит без сопутствующих химических или функциональных изменений. 

Способность к развитию передается по механизмам воспроизводства живого, т.е. в строго программируемой, генетически предопределенной последовательности. 

Наследственность. Уникальность каждого организма заложена уже в его наследственности. 

Дело в том, что передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах -- признаков) от предков к потомкам всегда есть своеобразное, особое сочетание генетического материала, не буквально возобновляющее родителей в потомках. 

Законы перекомбинирования родительского наследственного материала при слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого организма оказывается уникальным. За исключением монозиготных (однояйцовых) близнецов не существует полностью идентичных генотипов. 

Генетически заданные программы развития реализуются только во взаимодействии с факторами внешней среды. Любой ген активизируется единственно при наличии соответствующей ему среды. Без неё активность гена может либо не проявиться вообще, либо резко снизиться. 

Все генные процессы выявляются при условии их модификации средой. Иными словами, никакая генетическая черта не может ни существовать, ни стать значимой без содействия окружающей среды. 

Биологически наследуемые особенности нервной системы и сомы предопределяют собой развитие особи только опосредствованно -- через его среду, прежде всего, питание. На этом фундаментальном свойстве генов основано предупреждение и лечение множества наследственных заболеваний. 

Среда в силах менять до известных границ биологически детерминированные черты особи. 

Таким образом, наследственности в абстрактной, "чистой" и самодостаточной форме, т.е. вне и помимо среды, в природе не существует. 

Единство наследственности и приобретенных характеристик. Наследованные, врожденные и приобретенные особенности организма неотрывны, едины. Приобретенные черты суть унаследованные и врожденные ее характеристики, модифицированные средой и всей прижизненной историей особи. 

Генетические факторы играют видную роль не в передаче определенных образцов поведения животных, а в готовности организмов отвечать на давление окружающей среды специфическими способами. 

В широком смысле все индивидуальные свойства до некоторой степени унаследованы, поскольку они зависят от генотипа организма, и до некоторой степени приобретены, так как они развиваются и модифицируются окружающей средой. 

Наряду с этим каждый аспект живого (структурный -- так же, как и поведенческий) до некоторой степени определяется наследственностью и в известной мере -- опытом. Например, мускулы могут в ходе онтогенеза стать большими или меньшими в зависимости от природы опыта, которому они подвергаются. Но возможность такой модификации не бесконечна из-за генетических ограничений. 

Одни формы поведения чрезвычайно мало подвержены изменениям под влиянием опыта. Другие типы поведения в огромной степени зависят от опыта, более того, появляются только благодаря соответствующей тренировке. Существуют различные промежуточные уровни. 

Казалось бы, моторика особи меньше других функций подчинена средовым влияниям. Но питание и сенсорный опыт, накопленный при решении двигательных задач, вносят существенный вклад в формирование образа движения, его плавности, точности, стабильности. 

Все сказанное о развитие любых организмов имеет отношение и к человеку. 

Информация о работе Человек как предмет педагогической антропологии