Человек как предмет педагогической антропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:55, реферат

Описание работы

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Содержание

1.Введение. 1
2. Человек как предмет педагогической антропологии.
Человек как живое биоэнергетическое существо. 2
Социальность и разумность человека. 8
Духовность и креативность. 13
Целостность и противоречивость. 17
Ребёнок как человек. 20
3. Заключение. 24
Список литературы. 25

Работа содержит 1 файл

Документ.rtf

— 235.39 Кб (Скачать)

Биологическая специфика человека. Человеческий организм уступает многим животным в скорости передвижения, физической силе и т.п. Но у человека есть самолеты и спутники, автомобили и велосипеды, парусники и теплоходы, подводные лодки и подземные поезда. 

Механическое несовершенство человеческого таза выражается в чрезмерно затрудненных родах. Но человек рождается с самой большой (по отношению к остальному телу) головой из всех известных нам существ. Это возможно благодаря уникальной мягкости и подвижности хрящевого покрытия головы у новорожденного. 

Человек расплачивается за двуногое прямохождение специфическими заболеваниями. Но, научившись излечиваться от них, он много выиграл благодаря высвобождению рук. 

От природы человек получил большой запас прочности -- при всей хрупкости и несовершенстве его биологической природы. Горбатая карлица с риском для жизни рождает геркулеса, богатыря. Пятидесятилетняя шизофреничка с глубоким расстройством мышления производит на свет абсолютно здоровую красавицу, доживающую до преклонного возраста без каких-либо отклонений от соматической, физиологической, психологической нормы. 

Понятие неблагоприятной биологической наследственности -- весьма неточное. В каждом отдельном случае новорожденный нуждается в очень серьезном наблюдении и исследовании, прежде чем появится возможность самой постановки вопроса о неблагоприятной наследственности. 

Взаимодействие генетического материала человека со средой. И наследственность, и физическое и сенсорное питание (среда) всегда важны для каждого человеческого проявления. 

Так, при рецессивной наследственной болезни, называемой галактосемией, дефектен фермент, необходимый для обмена веществ, -- галактоза. Единственный источник галактозы в диете ребенка -- молоко, которое в этом случае его отравляет. Терапевтическая манипуляция окружающей средой -- исключение всех естественных форм молока из питания ребенка и замена их синтетическим молоком без галактозы -- обеспечивает нормальное развитие новорожденного. 

Все человеческие болезни имеют генетический компонент. Основанием медицинской терапии является модификация окружающей среды. Чем больше мы узнаем природу молекулярных и клеточных дисфункций, связанных с такими болезнями, тем более их лечение зависит от терапевтической манипуляции окружающей средой. 

До 90 % злокачественных образований у людей связано с факторами внешней среды (канцерогенными веществами). Только приблизительно 5 % раковых образований имеет явный генетический причинный компонент. 

Но сказанное не значит, что по отдельности наследственность и среда эквивалентны для каждой из характеристик личности. В разных отношениях их роли обнаруживаются по-разному. 

Например, пигментация радужной оболочки глаза находится под наследственным контролем. Эта особенность является относительно независимой от таких факторов внешней среды, как диета или климат. 

С другой стороны, не оправдано предположить, что рост, масса или интеллект так же мало определяются средой, как цвет глаз. У высоких ростом родителей могут быть малорослые дети, у худых -- тучные. 

Отклонение роста однояйцовых близнецов от средней величины составляет меньше половины отклонений для всех других родных братьев и сестер. 

Масса тела еще в большей степени, чем рост, подвержена изменению факторами окружающей среды. Влияние среды на однояйцовых близнецов, которые выросли обособленно (в разных семьях), сказывается в относительно большем среднем различии в массе тела по сравнению с однояйцовыми близнецами, воспитываемыми вместе. 

Мышцы человеческого тела только на 30 % формируются -- благодаря генетической программе -- хромосомами родителей, а на 70 % зависят от прижизненной активности человека. 

Норма созревания и начала половой зрелости зависит от сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Во многих случаях половая зрелость наступает позже при условии плохого питания. Дети в многодетных семьях растут медленнее, чем другие. 

Среди новорожденных имеются заметные различия в активности, пассивности и реактивности. 

Психогенетика сообщает, что сходство в поведении монозиготных близнецов-младенцев (общительность, импульсивность, эмоциональная чувствительность, агрессивность, дружелюбие и т.п.) не больше, чем среди дизиготных близнецов в общей окружающей среде. 

Генетические факторы объясняют приблизительно 50 % от диапазона различий, обнаруженных в данной популяции. Большинство остальных различий относятся не к общей для малышей окружающей среде, а к тому уникальному окружающему каждого из них мирку, который создается их взаимодействием с членами семьи и друг с другом. 

Подобные результаты получены для близнецов, вырастающих как вместе, так и отдельно. 

Темперамент врожден человеку. Если у ребенка холерический темперамент, у него более быстрая реакция, он вспыльчивый. Но это не значит, что ему легче стать хулиганом, чем сангвинику или флегматику. 

А.Р. Лурия продемонстрировал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например зрительная память) -- в меньшей степени, а для формирования высших психических функций (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. 

Мыслительные способности в огромной степени зависят от духовной пищи, которую получают дети в ходе воспитания и из окружающей их среды. 

Сила, скорость, точность, системность, многосторонность и другие характеристики ума отдельного человека в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями и нервной ткани, и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Но различия в содержании ума, в системе понятий, которыми он оперирует, имеют своей причиной взаимодействие человека с окружающей его культурной средой и его индивидуальный опыт. 

Акселерация. С середины XIX в. в развитых странах мира наблюдается поразительная тенденция к ускоренному росту и созреванию детей. 

Генетические и средовые аспекты акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы акселерации растут. Ускоряется половое созревание. 

Имеются данные о форсировании умственного развития детей. 

Социальность и разумность человека. 

Вне взаимодействия с обществом, с исторически накопленной человечеством культурой дитя вида homo sapiens не развивается в человека разумного. 

Это с абсолютной ясностью показывают строго запротоколированные случаи выживания детей в природных условиях без контакта с людьми. В этом случае, вырастая, дитя человеческое не обретает специфически человеческих характеристик. 

Признаки, отделяющие человека от высших животных. Выросшее вне социума дитя не приобретает самосознания, прямохождения, способностей смеяться, разговаривать, трудиться. 

Оно не может верить в Бога. Наслаждаться искусством. Убивать, судить, пытать и казнить друг друга. Развивать технику и технологии. Хоронить и заботиться о могилах. Вести научные изыскания. Разрушать творения друг друга. Заключать общественные договоры, соблюдать или нарушать их. Эксплуатировать и грабить. Поздравлять с днем рождения и праздниками. 

Оно не способно пользоваться вилкой и горшком, соблюдать этикет и ритуал. Иметь понятия чести, стыда и совести. Культивировать растения и скот. Обмениваться товарами. Изобретать и творить. 

Процесс, в котором индивидуальность формируется под влиянием ее культурной обстановки, есть очеловечение. Индивидуальный биологический организм недостаточен для очеловечения человека. 

Невозможно преувеличить власть и влияние культуры на человеческое существо. 

Новорожденный -- только кандидат в человека. Исторически накопленная культура обеспечивает для индивида второе, культурное, собственно человеческое, рождение. 

Культура сильнее, чем смерть. Самим фактом своего длящегося существования культура дает человеку энергетическое бессмертие, а идеей вечной жизни -- бессмертие его душе. 

Воспитательно-образовательная сущность культуры. Культурное поведение есть результат усвоения образцов, которые могут быть приобретены и переданы от одного индивида и поколения к другим. Сущность этих образцов -- значения и смыслы, которые нельзя постигать одними чувствами. Культура -- искусственная окружающая среда, существование которой обусловлено способностью людей к передаче и восприятию символов. 

Культура -- сложное целое. Она включает в себя язык, идеи, верования, обычаи, законы, учреждения. А также инструменты, методы, произведения искусства, ритуалы, церемонии. И, конечно, способности и привычки, приобретенные человеком. 

Культура существует только благодаря возможности ее накапливать и изменять. Эта возможность предопределена обучаемостью и воспитуемостью людей, с одной стороны, и усвояемостью культуры индивидом -- с другой. 

Инкультурация может должным образом быть расценена как процесс, которым социокультурная система внедряется в восприимчивого ребенка. Именно этот процесс делает возможным существование социума, очеловечение ребенка и непрерывность культуры. 

С давних пор человек должен был убедиться в слепоте и недостаточности инстинктов для сохранения жизни и продолжения рода. Он выработал известные правила физической, духовной и умственной гигиены. Функция образования человека -- его воспитания и обучения -- в том и состоит, чтобы помочь людям усвоить эти правила. 

Природные задатки человека могут проявиться в нем и актуализироваться исключительно только благодаря воспитанию, упражнению, обучению, испытанию трудностями в новых и новых ситуациях. "Соавторами" природы в становлении человека человеком выступают все процессы социализации, инкультурации, научения -- присвоения индивидом культурно-исторического опыта людей. Образование, т.е. помощь человеку в ускоренном и углубленном, системном и целенаправленном усвоении культуры, также является средством социализации. 

Способность воспринимать и транслировать культуру входит в число фундаментальных свойств человека. Она варьируется в весьма широких границах. Эти степени индивидуальных различий представляют для педагогической антропологии первостепенный интерес. Равно как и факторы созревания и колебаний основополагающих способностей, способы их развития. 

По своей природе личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива; ее развитие протекает как сложное взаимодействие разворачиваемых во времени внутренних и внешних программ. Внутренние, наследуемые, программы обеспечивают воспитуемость и обучаемость человека, а внешние -- средовые, культурные -- его воспитание и обучение. 

Формирование личности невозможно, на самом деле существует только становление личности. Личность может только саморазвиваться. Все, что личность приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры неповторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществиться личностью только самостоятельно. 

Воспитание в силах помочь (или помешать) личности в этом труде самосотворения, оно способно повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры. 

Ум. 

Интеллект -- одновременно и объект, и субъект развития. Умственные силы человека разворачивают свой потенциал во времени. Но по мере умственного созревания интеллект все более сложным образом взаимодействует с чувствами. 

Чувства и разум. Сократ показал, что добродетель есть в огромной мере знание, а порок -- неведение. Действительно, жизнь, не обремененная сознанием, не руководимая проверенным и перепроверенным знанием, целиком зависит от обстоятельств, случая, влияния и среды. 

Чтобы не полагаться на легко обманывающие человека чувства, он вынужден вооружиться знанием о причинах удовольствия и страдания. И о результатах или сопутствующих обстоятельствах удовольствий и страданий. 

Именно разум доставляет человеку благоразумие и умеренность для принятия достойных наслаждений, и мужество как управление страхом перед страданием, если оно в какой-то степени неизбежно. 

Мудрость и знание необходимы как критерий, в соответствии с которым измеряется количество и качество наслаждений. Если мудрости позволяют выбирать среди удовольствий, то она становится на защиту правильно понимаемого интереса личности, т.е. ее высшего блага, ее счастья. 

Благодаря уму человек следует правилам человеческого общежития. Значительная часть этих правил -- суждения, которые составляются постепенно на основе жизненного опыта таким образом, что в конечном счете они начинают приносить людям пользу. 

Информация о работе Человек как предмет педагогической антропологии