Человек как предмет педагогической антропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:55, реферат

Описание работы

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Содержание

1.Введение. 1
2. Человек как предмет педагогической антропологии.
Человек как живое биоэнергетическое существо. 2
Социальность и разумность человека. 8
Духовность и креативность. 13
Целостность и противоречивость. 17
Ребёнок как человек. 20
3. Заключение. 24
Список литературы. 25

Работа содержит 1 файл

Документ.rtf

— 235.39 Кб (Скачать)

Содержание человеческой психики производно от всей истории личности. 

Все, относящееся к собственно личностным чертам, -- мировоззрение человека, нравственные и этические ценности и т.п. -- наследственностью прямо не определяется. Эти качества суть промежуточный и конечный итог развития личности во времени и пространстве ее бытия. 

Взаимодействия генотипа со средой, значимые для формирования индивидуальных особенностей психики, для любого человека специфичны. С любым отдельным человеком одна и та же среда вступает в разные, особенные и уникальные, отношения. 

Рассмотрим -- в дополнение к обозначенным выше -- механизмы, по которым происходит неосознаваемое становление личности. 

Прижизненный опыт ребенка становится, прежде всего, по механизмам перцепции (восприятия), или, точнее, -- апперцепции. 

Ребёнок как человек 

Восприятие есть сложный и постепенный процесс, хотя обычно мы не осознаем его моменты. Процессы восприятия протекают бессознательно. 

Уже за несколько месяцев до своего появления на свет плод слышит доносящиеся до него звуки. От громкого звука ребенок еще внутри матери начинает стучать ножками. 

Внутриутробный опыт может запоминаться, накапливаться. 

Новорожденный. Тенденцию привлекать внимание ребенка имеют различия между темным и светлым. Звуки, обладающие тембром человеческого голоса, привлекательнее всех других. Новорожденный особенно отзывчив к тонам голоса кормящей его женщины. 

Эти классы стимулов имеют тенденцию удерживать наиболее длительное внимание младенца в течение первых 8--10 недель жизни. 

В течение третьего месяца жизни ребенок проявляет внимание к тем событиям, которые умеренно отличаются от тех, с которыми он был знаком прежде. 

Например, к третьему месяцу слегка измененное лицо -- например, маска с глазами на неположенном месте -- вызовет более длительное внимание малыша, чем привычное лицо или объект, которого ребенок никогда прежде не видел. 

Этот "принцип несоответствия" сохраняется и в других сенсорных модальностях. 

Предшествующий опыт диктует и самое восприятие, и действие как результат восприятия. 

Если не брать крайностей, то в подавляющем большинстве случаев свойства нервной системы новорожденного ребенка пластичны, разнообразны. В них есть все необходимое для получения сильных, ярких и глубоких впечатлений. 

Здесь очень многое зависит от того, какими будут первые впечатления, потому что каждое предшествующее впечатление в определенной степени накладывает свой отпечаток на следующие за ним. 

В первые месяцы жизни дитя может незаметно для себя присвоить элементы агрессивности. Если младенца никто никогда, даже в шутку, не ударил, не сделал вид, что бьет, ему не придет в голову "идея битья". 

Если же он хоть раз столкнулся с какими бы то ни было шлепками-пинками, он до лучших времен (если они настанут) будет относиться к ним как к само собой разумеющемуся. 

Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта восприятий. Этот процесс начинается с удовлетворения окружающими потребностей младенца, с его восприятия окружающего мира. 

Апперцептивный процесс постепенно ускоряется как бы под действием сложных процентов: приращенный опыт дает увеличенный процент, тот снова ведет к росту вложенного в человека духовного капитала. 

Родившись, человек постепенно присваивает культуру быта, а ранее всего -- удовлетворения своих ближайших, непосредственных потребностей. На этом фундаменте строится всё остальное, поэтому он так важен. 

Зависимость каждого нового впечатления от структуры и содержания предыдущих впечатлений называется апперцепцией. 

Накопление апперцептивной массы впечатлений. Апперцепция констатирует подчиненность всех последующих восприятий содержанию и структуре предшествующего опыта. 

Опыт -- это запечатленные памятью ход и результат встречи и взаимодействия среды с внутренними состояниями организма. 

Индивидуальный опыт каждого человека совершенно уникален: ведь он зависит от постоянно меняющихся внутренних состояний организма, от колебаний настроения и от их сочетаний с внешними обстоятельствами. Внутренние же состояния всегда заведомо различны у разных людей и нередко меняются у одного и того же человека. А последующий опыт закономерно зависит от предшествующего. 

И. Гербарт (1776--1841) ввёл понятие апперцепции в педагогику, истолковывая её как осознание воспринимаемого нового знания на основе его связи с родственными представлениями. 

Современный психолог Джером Брунер (р. 1915, США) экспериментально подтвердил, что восприятие избирательно. Оно поддается действию личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез (социальное восприятие). 

Апперцепция -- одно из ключевых понятий современной педагогической антропологии. В нем отражен тот фундаментальный факт, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном опыте. 

Проявления апперцепции. Это означает, что даже однояйцовые близнецы, имеющие совершенно одинаковую наследственность, не могут вырасти во всем равными людьми. Различия в их характерах, ценностях и отношениях неизбежны потому, что на них заведомо по-разному будет действовать одна и та же среда, семья, культурная атмосфера. 

Отчего же по-разному? Оттого, что индивидуальный опыт каждого человека совершенно уникален: ведь он зависит от постоянно меняющихся внутренних состояний организма, от колебаний настроения и от их сочетаний с внешними обстоятельствами. А последующий опыт закономерно зависит от предшествующего. 

Вот почему и в одной и той же, казалось бы, обстановке вырастают не слишком похожие друг на друга люди. В этом заключена одна из главных причин индивидуальных различий. 

Если мы присмотримся к психологии преступления, психологии злоумышления к миру или к отдельному человеку, мы всегда в ее фундаменте на дне найдем жестокое, холодное или сугубо эгоистическое детство. 

Опыт взрослых людей и опыт наших воспитанников заведомо разнятся. Разнятся по содержанию, по объему, по качеству, по структуре. Именно опыт определяет собой характер и степень реакции, а также характер и степень восприятия. 

Ведь человек в своем восприятии активен, и это еще одно фундаментальное положение, которое чрезвычайно много объясняет нам в ответе на вопрос: почему же мы такие, какие есть? 

Апперцепция заставляет нас присмотреться к истории индивидуальной жизни и обратить внимание на те самые первые взаимодействия человека с окружающим миром, который неизбежно предопределяет все последующее. 

Ребенок -- отец человека. И чем глубже мы уходим к самому раннему детству, тем больше у нас шансов понять прижизненную историю человека. 

Пластичность апперцепции. Зависимость последующих восприятий и реакций от предшествующих, конечно, не фатальна, не абсолютна. Она скорее ситуативная, варьируемая обстоятельствами. Здесь нет предопределенности. 

От типа, характера, стиля, культуры общения, с которой впервые знакомится новорожденный человек, зависит впоследствии восприятие им более сложных и глубоких пластов культуры. 

Зависимость последующих восприятий и реакций от предшествующих не фатальна, не абсолютна. Она скорее ситуативна, варьируема обстоятельствами. Здесь нет предопределенности. Часть восприятий забывается, их воздействие на дальнейшую жизнь ослабевает и может почти не участвовать в настоящем и будущем. 

Но в подавляющем большинстве случаев преемственность между отдельными частями "жизнекинопленки" существует, даже и между затемненными кадрами. 

Подчас последующие события драматическим образом сами изменяют характер предыдущих восприятий. Пусть пережитое, выстраданное и привычное дорого человеку, но иногда приходится многое вытеснить новым. Как бы трудно это ни было. Как сказал поэт, "И я сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал". 

Это болезненный процесс внутренней перестройки человека. В той или иной мере он неизбывен. Трудно найти более серьезный и важный процесс духовного труда, учиться которому означает тренировать рефлексию и логику, последовательность и волю. 

Закон апперцепции здесь не отменяется. Она объясняет сложность, мучительность этой внутренней работы, содержанием которой становится замена установок и принципов (максим), переоценка ценностей. 

Издавна известно, что ум с сердцем не в ладу, что логические решения противоречат подчас влечениям и желаниям. "Жизнь сердца" -- это апперцептивно продолженные восприятия, идущие из детства. Это -- страхи, пристрастия, оценки, установки, ценности. При рассогласовании этого "доразума" с постепенно созревающим разумом получается, как у героя Ф.М. Достоевского: "Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой". 

Установка и направленность личности. Один из важнейших результатов системы апперцепций -- установка. Это готовность человека к совершению действия, которое может удовлетворить те или иные его потребности. 

И это направленность личности, которая зависит от содержания и структуры всего предшествующего опыта. 

Казалось бы, одни и те же условия жизни и быта или все происходящее в классной комнате, одинаковы для всех ребят, но действие на каждого они оказывают разное. Разное потому, что различны установки детей. 

Возникает парадоксальная ситуация: стимулировать, вызывать к жизни новую потребность можно, только опираясь на уже имеющуюся потребность. Имеющиеся же потребности зависят от общей направленности личности. Общая направленность личности может изменяться только по мере появления в ней новых и новых потребностей. 

Казалось бы, -- замкнутый круг. Но многочисленные эксперименты психологов, прежде всего школы Д.Н. Узнадзе (1886--1950), показывают, что этот круг можно прорвать. 

Установку есть возможность создавать, организовывать, обеспечивать. Это и есть важнейшая задача воспитания. Но сделать это можно, только учитывая характер всего предшествующего опыта данного человека. Всю накопленную и сохраненную им апперцептивную массу впечатлений. 

Заключение. 

Воспитание человека человеком изучается целостно, системно - как педагогико-антропологическая наука. Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого, но и сама воспитывает того, кто систематически и серьезно изучает ее. 

Чтобы присваивать опыт человечества, надо хотеть этого и необходимо располагать условиями, в частности временем, помощниками (учителями, воспитателями), учебными материалами, а так же нужно уметь это сделать. 

Любая по характеру и содержанию культура, которую впитал тот или иной человек и которая сделала его тем или иным человеком, представляет собой историческое образование. Она создавалась настолько издавна, что спрессовала в себе опыт мириад породивших нас людей. 

Антропологическое течение сознательно и преднамеренно предпосылает себе педагогическую антропологию. Оно строит свои основоположения в ходе органического синтеза педагогического человековедение. Оно отличается многофакторным подходом к истокам и движущим силам развития личности. Как и к педагогическому вмешательству в этот процесс. Педагоги-атропологи исследуют действие биологических, и социальных, и духовных факторов в структуре воспитывающегося и воспитывающего человека. 

Итак, педагогическая антропология представляет собой фундамент, основание педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания, обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их миром. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 

1. Б.М.Бим-Бад «Педагогическая антропология» М.,УРАО 1998 

2. Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998. 

3. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995. 

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000. 

5. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000 

Информация о работе Человек как предмет педагогической антропологии