Человек как предмет педагогической антропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:55, реферат

Описание работы

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Содержание

1.Введение. 1
2. Человек как предмет педагогической антропологии.
Человек как живое биоэнергетическое существо. 2
Социальность и разумность человека. 8
Духовность и креативность. 13
Целостность и противоречивость. 17
Ребёнок как человек. 20
3. Заключение. 24
Список литературы. 25

Работа содержит 1 файл

Документ.rtf

— 235.39 Кб (Скачать)

Рассуждая о чувствах, бл. Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому. Ноги ходят, руки работают, глаза видят. Почему? Потому, что они повинуются душе. Я даю известное направление своему чувству, и если оно способно принять такое направление, то тотчас повинуется моему желанию. Но можно ли допустить, чтобы то, что дает движение моим органам, было само таким же органом? Можно ли думать, чтобы преимущество столь дивное, как управление массой материи, принадлежало самой материи, или было одной из ее частей? Правда, тело иногда не совершает известного действия, но в этом-то более всего и видно 

различие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется. 

Зависимость духовности индивида от реализации его задатков. 

Духовное развитие каждого индивида в известной мере связано с реализацией тех задатков, которые наследуются им генетически, проявляясь в особенностях организации его мозга. И общество и сам индивид вынуждены считаться с этим фактом. Без его учета нельзя правильно строить воспитание и самовоспитание. Однако возможности, предоставляемые природой человеку, чрезвычайно велики. И, конечно, требуется интенсивное воспитание и работа личности над собой, чтобы в должной мере их использовать. «Мозг,- пишет академик Н. П. Дубинин,- обладает безграничными возможностями для восприятия разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенциал - задача воспитания... Человеческое в человеке задается историей, социальной культурой. Все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию» . Это означает, что человек потенциально способен к неограниченному самосовершенствованию. И. П. Павлов, отмечая, что человек есть система сама себя совершенствующая, писал: «Разве это не может поддерживать достоинство человека, наполнять его высшим удовлетворением? А жизненно остается все то же, что и при идее о свободе воли с ее личной, общественной и государственной ответственностью: во мне остается возможность, а отсюда и обязанность для меня, все знать.» Самопознание, взятое в плане действенного самоотношения, должно вести индивида к осознанию необходимости самосовершенствования как момента индивидуального развития каждого человека. Формирование личности только в детском периоде протекает без самовоспитания или с крайне неразвитым самовоспитанием. На определенном этапе развития индивида, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для подключения к формированию его личности и самовоспитания. Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи индивида с обществом, богаче стал его внутренний мир. Человек обрел способность выступать в качестве не только объекта, но и субъекта своего познания, изменения, улучшения. Он по-новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему. 

Еще Гегель отмечал, что образование стремления индивида к самовоспитанию, личному совершенствованию является столь же неизбежным, как и развитие в нем способности стоять, ходить, говорить. «...Способность постигать свое собственное «я» есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка; с этого момента он... делается способным к рефлексии над самим собой... Но самым главным является здесь просыпающееся в них (детях) чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть, и живое желание стать такими же, как и взрослые, среди которых они живут... Это собственное стремление детей к воспитанию есть имманентный момент всякого воспитания» . 

Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам - все протекает под влиянием этого процесса. Процесс самоутверждения, самовоспитания «должен стать для подростка самой сутью его жизни» ,- пишет В. А. Сухомлинский. 

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, дремучего невежества и даже порочного самовоспитания. 

Писатель Михаил Зощенко рассказывает об одном поучительном в этом отношении случае. Крестьянин, охваченный бешеным чувством ненависти, совершил убийство. Его приговорили к высшей мере наказания. Находясь в камере, этот малограмотный человек читал книги и среди них встретил книгу писателя «Возвращенная молодость». Прочитав ее, он понял, что человек может и должен руководить собой. «Пораженный этой простой мыслью,- замечает Зощенко,- преступник написал мне письмо о том, что, если б он знал об этом - он не совершил бы своего преступления» . В обществе, где обязательным является всеобщее среднее образование, конечно трудно встретить человека совершенно невежественного в познании окружающего мира. Но в постижении простой мысли, что человек сам должен руководить собой, быть хозяином своей личности, обязан разумно строить свою жизнь, постоянно стремиться к лучшему, обогащать себя духовно, можно еще встретить, к сожалению, столь же дремуче невежественных субъектов, как и тот малограмотный крестьянин. 

В романе А. Ананьева «Годы без войны» художественно убедительно показано, в какой трагический тупик может завести личность порочное воспитание. Галина воспитывала своего сына Юрия так же безалаберно, стихийно, импульсивно, как жила сама. Все дурное, проявляющееся в сыне и других «трудных» подростках, она приписывала влиянию времени, общества, улицы. «Галина с чувством правоты, как это делали все другие родители, похожие на нее, с легкостью снимала с себя вину и перекладывала ее на школу и улицу. «Одно хулиганье, -говорила она, -да где же тут вырасти порядочному человеку? Куда смотрят школа, государство? Ведь должен же быть какой-то порядок?!» Она делала то, что в народе имеет определенное название,- перекладывала с больной головы на здоровую, тогда как вся трудность ее заключалась в ней самой и в том образе жизни, который она вела». 

Креативность представляет собой не просто психическое (психофизиологическое) состояние человека, а особый вид духовной энергии, которая обусловливает переход состояния из дорефлексивного состояния в рефлексивное, а затем и в самосознание. Креативность есть социально детерминированный признак духовности человека, который проявляет ее в конкретных условиях социального пространства и времени. Как творческий потенциал сознания креативность актуализируется в мышлении и хозяйственной практике (производстве, распределении, потреблении). Такая актуализация обусловлена социльно-ценностными ориентациями личности, стоящими перед нею целями и задачами, а также ценностными координатами и институциональными детерминантами самого общества. 

Креативность экономического сознания личности есть фундаментальная основа креативности в целом, есть ключевой фактор целостности сознания человека и важное условие возникновения нового знания и критического мышления. 

Целостность и противоречивость. 

Еще древнегреческие мыслители рассматривали понятие «целостность», которое увязывалось с проникновением в сущность явления, с определением сущности, а сущность выступает в «обличье целого» (1.с. 172). При этом и в древности, и в эпоху Средневековья философы различали целостность материальную и нематериальную (духовную). 

Целостность предполагает понимание данного диалектического противоречия «различных существований» объекта. В нашем исследовании таким объектом выступает человек, его хозяйствующая личность. 

Исследование проблемы целостности человека предполагает изучение его сознания в качестве важнейшего его признака. Сознание человека есть сфера его, человека, «идеального бытия», которая обусловливает во многом и само предметно-материальное бытие. Воздействие сознания на физическое бытие человека столь же очевидно, как и влияние «физического бытия» на «идеальное бытие» человека. Целостность сознания, взятая в двух аспектах, как объект и как субъект воздействия, представляет собой развивающееся многообразие свойств, связей и отношений. Рассматривая это многообразие не в статике, а в динамике, мы можем выявить как прогрессивные, так и регрессивные, как эволюционные, так и революционные, как восходящие (к совершенству), так и нисходящие (к деструкции) тенденции развития этого многообразия. Одной из «клеточек» этого развивающегося многообразия человеческой сущности выступает его экономическое сознание. Проблема целостности экономического сознания как частный случай более общих проблем целостности сознания самого человека, имеет ряд уровней исследования: это, прежде всего, взаимосвязь экономического сознания и сознания человека в целом; это взаимосвязь разных уровней, содержательных элементов и тенденций (алгоритмов) в развитии самого экономического сознания; это место и роль экономического сознания в формировании и развитии целостности человека в целом. 

В общем и целом, необходимость осмысления проблемы целостности сознания обусловлена дуальной природой самого человека, который, как известно, принадлежит к двум мирам: природному (физическому), конечному и духовному. Мы сталкиваемся с тем, что дуальная природа человека детерминирует его дуальное сознание: он как бы закрывает для себя те объекты, отражение которых мешает ему формировать тот образ, то изображение, которое он сам уже априори желает иметь .Означает ли это, что душа, в которой формируется данный образ, отказалась от адекватности физического мира в пользу духовного мира? Означает ли это, что человек осознает неправильность своего сознания с точки зрения природы, но признает для себя высшим и более важным «правильность» духовного мира? Ответы на эти вопросы целиком и полностью зависят от того, признаем мы или отвергаем самостоятельное умение сознания рефлексировать по поводу собственно познаваемых процессов и явлений, и считаем ли мы способность тем, что называется духом. Речь идет о том, что креативность рефлексировать принципиально отличается от самой способности отражать. Сознание отражающее есть физиология. Но вот рефлексирующее сознание, кретивность, творческий потенциал, которые в одном человеке спят, а в другом проявляются несмотря на то, что оба субъекта физиологически идентичны и находятся в одинаковых внешних условиях, - это очевидная, эмпирически выявленная нефизиология. Конечно, данный аргумент не самостоятелен, а лишь иллюстрирует наличие проблемы. 

Целостность экономического сознания в контексте креативности рассматривается как его системность и полнота. С точки зрения системности (структуры) экономическое сознание различается как научное (специализированное) и ненаучные (обыденное). Креативность присуща обоим разновидностям экономического сознания, но в большей степени характеризует специализированное (научное) сознание, поскольку основывается на большем объеме информации, переработке ее научными методами, что создает оптимальные возможности для актуализации в сфере мыслительной деятельности человека его творческого потенциала. С точки зрения полноты (содержания) экономическое сознание рассматривается как сознание опытное, формирующееся на основании эксперимента, что также связано с креативным характером мыслительной деятельности хозяйствующего субъекта, изначально моделирующего конкретную экономическую ситуацию (например, сегментируя рынок или разрабатывая производственный план). 

Дуалистический подход к теме. Педагогическая антропология в России традиционно исходит из постулата о двойственном характере человеческой природы (К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.В. Зеньковский). 

Дуалистическое воззрение на природу человека и общностей "единственно возможно и полезно для педагога, потому что оно идет из всеобнимающей жизни, а не из односторонних теорий" (К.Д. Ушинский). 

Двойственность человека проявляется во множестве феноменов и процессов его бытия. 

Так, в природу человека заложены созидательные, благотворные, полезные для него лично и для общей культуры начала. Но в ее толще мы одновременно обнаруживаем и грозные, и позорные пласты. 

В человеке обнаруживается одновременное наличие и сложное взаимодействие духовности и материальности. 

Дуализм человека проявляется и в антиномичности сознания, в амбивалентности чувств, ценностей и отношений, разделяемых личностью и обществом. 

Насквозь двойственно индивидуальное и общественное бытие человека. 

Идея двойственной природы человека позволяет педагогической антропологии рассматривать и интерпретировать данные историографии, социальной психологии, других наук и искусств. Рассматривать их в переплетении и внутренней противоречивости внешних проявлений человека и его внутренней жизни. 

Дуальная природа человека проявляется на всех уровнях его развития. 

Единство материального и духовного в человеке. В своем историческом развитии культура как способ социальной самоорганизации тесно связана с биологическими процессами. Место и роль культурных традиций во многом эквиваленты месту и роли генетических видовых программ в процессах эволюции человека. 

Та же неразрывная связь биологических программ развития с социальными программами наблюдается и в онтогенезе. 

Мы не рождаемся как чистая доска, нет, мы рождаемся как доска с письменами на ней. Но все они проявляются в человеческой жизни только при условии их взаимодействия с постепенно разворачивающейся и усложняющейся массой впечатлений. 

Они проявляются как неповторимое своеобразие человека, совокупность присущих ему особенностей. Как конкретное сочетание мыслей, чувств, воли, мотивов, интересов. Склонностей, способностей, интеллекта, привычек и др. 

Фенотипическое значение всякого признака у конкретного человека, объем, характер и черты этого признака являются результатом взаимодействия генотипа со средой. 

По наследству передается не конкретное выражение фенотипа, а индивидуальная форма, вид реакции данного генотипа на данную среду. Поэтому реализация генотипа существенным образом зависит от негенетических факторов. 

Информация о работе Человек как предмет педагогической антропологии