Человек как предмет педагогической антропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:55, реферат

Описание работы

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Содержание

1.Введение. 1
2. Человек как предмет педагогической антропологии.
Человек как живое биоэнергетическое существо. 2
Социальность и разумность человека. 8
Духовность и креативность. 13
Целостность и противоречивость. 17
Ребёнок как человек. 20
3. Заключение. 24
Список литературы. 25

Работа содержит 1 файл

Документ.rtf

— 235.39 Кб (Скачать)

Роль интеллекта в нравственном развитии чрезвычайно велика. 

Дети могут прогрессировать по направлению к высоким уровням морального рассуждения. Переходить от решений, основанных на личном интересе, к поиску одобрения других. Затем -- к уважению прав других и т.д. 

Но высокие требования к самому себе, добрую волю как свое убеждение человек может выработать только сам. Отсюда видно, что нравственное воспитание есть воспитание умственное, воспитание убеждений. 

Развитие интеллекта. Развиваясь, мозг становится более совершенным органом, чем это возможно при прямом определении всех его деталей набором генов. 

Этот прирост мощи интеллекта берется из окружающей среды. Именно окружающей среде приходится в значительной степени определять, как будет действовать организм. Таким образом, набор генов и окружающая среда вместе участвуют в формировании взрослого организма. 

Вот почему взрослый организм, в конечном счете, обнаруживает большую способность регулирования, чем та, которая могла бы определяться одним набором генов. 

Поэтому возможно усиление умственных способностей, подобно усилению физической мощи. Источником этого усиления является образование. 

Ум ребенка развивается не ровно и не строго постепенно, а, как правило, скачкообразно, иногда взрывообразно. 

Формальную организацию интеллекта можно определить как группу законов, определяющих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. 

Такого рода законам подчинены, например, способы отличения одних представлений от других. Ассоциации представлений с прежними представлениями. Действия, вызываемые стимулами, и возникновение порождаемых ими эмоций. И т.д. 

Но ум -- не только форма и не только содержание способностей и знаний, а синтез того и другого. Функционирование ума возможно только как непрерывное слияние его формальных компонентов с содержанием сознания. 

Роль опыта. Влияние индивидуального опыта на становление и развитие ума весьма велико. Человеческий опыт накапливается главным образом благодаря апперцепции. Этот закон объясняет, почему так важны процессы накопления, переструктурирования опыта решения задач -- и житейских, и познавательных. 

Трудности детей при решении задач дедуктивного вывода происходят скорее от узкого объема их памяти, чем от ограниченности дискурсивных способностей. 

Для педагогики это означает необходимость сугубого внимания к содержанию сознания в связи с изменениями личного опыта. Рост и изменения в содержании сознания как интериоризованного тезауруса личности зависят от конкретных условий окружающей культурной среды. 

Сложная работа по развитию интеллекта у детей начинается с осознания ими повседневных впечатлений и далее продвигается к анализу и синтезу, становлению понятий. 

Ведь то, что узнает растущий человек о поведении людей, что воспринимает из произведений искусства, производит на него глубокое впечатление и врезается в его сознание только в том случае, когда это близко ему и личностно для него значимо. А это условие зависит от характера и особенностей его жизнедеятельности. 

Поэтому главным в развитии интеллекта нельзя не признать личный опыт ребенка. В частности, особенности его отношений -- дружбы и вражды, товарищества и антипатии, конфликтов, ссор, обид, разочарований и прямо противоположного -- любви. Всего, что может приводить к возникновению известных обобщений. 

Конечно, здесь, важен круг чтения. Важны формирование круга любимых героев и помощь в выработке отношений к произведениям искусства и любимым героям. Но еще важнее выработка отношений к человеческим качествам друзей в реальном опыте общения с ними. 

Задача педагогики -- помочь человеку делать правильные обобщения, избегать логических, эмоциональных, содержательных ошибок при подобного рода обобщениях. Надо научить сопоставлять личный опыт с опытом других людей, зафиксированным и в информации, поступающей от близких, от окружающих, и в искусстве и науке. 

Важность контекста окружающей среды, и особенно социальной окружающей среды, невозможно переоценить. Интеллектуальное развитие может находиться в значительной степени под влиянием взаимодействия ребенка с окружающими. Ребенок видит, как и о чем размышляют и действуют важные для него люди, и затем усваивает их модели интеллектуального поведения. 

Осознанная жизнь души есть сознание -- жизнь со знанием. 

Воспитание ума есть наступление сознания на бессознательное. Огромную роль в воспитании разума играет тренировка критичности и реалистичности. 

Как предмет постоянных забот воспитателя и учителя следует также рассматривать разумную волю -- подавление импульсов, торможение или регулирование сильных желаний ("уменье властвовать собою"). Равно как и способность сосредоточить внимание к продуктивному мышлению. 

Воля -- атрибут мышления, и ее направленность есть первейший предмет внимания воспитателей. Здесь особенно важно поощрять единство цели воспитуемых со средствами их достижения, единство помысла и свершения, взаимозависимость целей, средств и результатов деяний. 

Здесь понадобятся многочисленные упражнения на соотнесение средств и целей, на выработку критериев их соотнесенности, на нравственно-волевые поступки в их разнообразии. 

Детям предстоит выработать в себе силу. Силу противостоять дурным влияниям среды. Для этого нужно поощрять в ребенке сопротивление вредным влияниям и не поощрять слепого подражания или трусливого конформизма. 

Правильность мышления зависит от нравственных установок, от характера, от отношения человека к миру. И становиться они могут только вместе, как яйцо и курица, или постоянно меняться местами, как курица и яйцо. 

Отвращение к самообману -- тот материал, на котором замешивается правильная мысль. Отношение к самообману как к постыдному пороку, спасительный страх самообмана -- вот что необходимо для правильного развития ума. 

На процессы мышления влияют и общие характерологические особенности, и общее развитие (образованность) личности. Например, смелый человек шире и свободнее в своем мышлении по аналогии, чем малодушный. Что, впрочем, еще не означает, что смелый логичнее мягкого по характеру человека. 

Огромная польза примеров именно в том и состоит, что они усиливают способность суждения. Примеры суть подпорки для способности суждения. 

Формирование понятий. Детям совсем не нужно десять раз показывать кошку и пятнадцать раз собаку, чтобы они научились отличать кошку от собаки. Формирование понятий происходит спонтанно и мгновенно. Для формирования понятия кошки абсолютно достаточно одного ее предъявления при условии, если у нее пушистый хвост и она мяукает. 

Вот почему так легко внедряется в сознание нового жильца земли его обстановка. 

Ни понятие, ни суждение не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они существуют, что является их сутью. Понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие. Не наша субъективная деятельность приписывает предмету тот или иной предикат (действие, свойство), а мы рассматриваем предмет в его объективной определенности. 

Рефлексия. Рассматривается как способность человека отслеживать собственные действия, в частности мыслительные действия. 

Без рефлексии нет ясных понятий, духовная жизнь человека остается туманной, примитивной. Мышление образованного человека должно повиноваться им же открытым или переоткрытым законам, а практические действия должны логически контролироваться. 

В умственной сфере важнее всего -- прохождение человеком пути от смутных к ясным понятиям. Для этого совершенно необходимо воспитание рефлексии -- способности к сознательно-волевому регулированию потока ощущений, представлений и идей. 

Рефлексия -- это умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов. Умение отказываться ради истины от своих прежних, вечно недостаточных, знаний, от предвзятости, от своей субъективности. 

Рефлексия необходима для преодоления личностью инертности сначала чувственного мышления, представлений, затем -- суждений и, наконец, -- самих способов мышления. 

Образование обязано развить в человеке способность к самокритике мышления, проверке и очищению его, к постоянной самокорректировке. 

Соблюдая эти принципы, учитель вводит ученика в царство противоречий и учит их правильно разрешать. Это необходимое лекарство от догматизма, к которому так легко прибегает неопытная душа ребенка. 

Надобно видеть противоречия, знать о наличии противоречий. А потом надо уметь преодолевать боль противоречий, и прежде всего, собственных противоречий со своими же убеждениями. Наконец, надобно искусство снимать противоречия, разрешать противоречия и готовиться к неизбежности новых противоречий. 

Имеется в виду способность к движению в пространстве мысли, которую точно охарактеризовал А.С. Пушкин в одном из своих юношеских стихотворений: "Учусь удерживать вниманье долгих дум". Рефлексия -- это способность к долгому движению в пространстве чистой мысли. 

Духовность и креативность. 

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса - электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. 

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека. 

В данном реферате, давая определение духовности человека, мы не можем обойти вниманием церковного ( в данном случае православного) трактования столь важного, ключевого понятия. 

По учению блаженного Августина все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины телесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; ибо если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвесть без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм. 

Информация о работе Человек как предмет педагогической антропологии