Формирование информационной культуры личности школьника

Автор: Артём Новиков, 07 Июня 2010 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Формирование информационной культуры личности школьника

Содержание

Введение…………………………………………………………….………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5
1.1. Понятие «информационная культура личности».…………………...5
1.2. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации….…...9
1.3. Условия формирования информационной культуры личности в современной школе
Вывод к первой главе……………………………………………….…….20
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22
2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22
2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников………………….….........24
2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ...……….. 26
Вывод ко второй главе………………………………….………………..42
Заключение ……………………………………....………………..……...44
Библиографический список.……………………..……….………...…... 47
Приложение……………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 222.50 Кб (Скачать)
 

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Волгоградский  государственный педагогический университет»

     (ГОУ  ВПО «ВГПУ») 

     Факультет социальной и коррекционной педагогики

     Кафедра социальной педагогики 
 

     Курсовая  работа на тему:

     Формирование  информационной культуры личности школьника 
 
 
 
 
 

     Исполнитель: студент IV курса

     Новиков Артем Вячеславович 

     Научный руководитель:

     кандидат  педагог. наук,

     доцент  кафедры социальной педагогики

     Черников Владимир Александрович 
 
 
 

     Волгоград, 2009

      

     Оглавление 

     Введение…………………………………………………………….………3

     Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5

     1.1. Понятие «информационная культура  личности».…………………...5

     1.2. Задачи информационной культуры  личности и современные методы их реализации……………………………………………………….…...9

     1.3. Условия формирования информационной  культуры личности в современной школе ………………………………………………………...…...16

     Вывод к первой главе……………………………………………….…….20

     Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22

     2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22

     2.2. Исследование уровня информационной  культуры личности школьников……………..……………………………………………….….........24

     2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ……………………………………...……….. 26

     Вывод ко второй главе………………………………….………………..42

     Заключение  ……………………………………....………………..……...44

     Библиографический список.……………………..……….………...…... 47

     Приложение……………………………………………………………….52

      

 

      Введение

     Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными словами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связанные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности». Ведущая роль в формировании информационной культуры личности отводится общеобразовательным учреждениям, однако они не всегда справляются с возложенной на них задачей.

     Еще в начале 70-х годов прошлого столетия в мире произошло осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, понимание неоспоримости того факта, что проблемы образования, наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания и др., вошли в число глобальных проблем человечества. Сущность этого кризиса проявляется в противоречии между социальными потребностями в образовании и возможностью их удовлетворения. Ориентир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Требуется обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.

     Воплощение  в жизнь идеи непрерывного образования  диктует необходимость смены ориентира систем образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея «образования в течение всей жизни». В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

     Глобальный  характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [30, C. 7 - 8].

     В своей работе мы бы хотели рассмотреть проблему информационной культуры личности школьника и ту роль, которую играет школа при ее формировании. У нас возникло предположение, что в современной школе процесс формирования информационной культуры личности школьника протекает недостаточно эффективно. Объектом нашего исследования является информационная культура личности школьника, предметом – формирование информационной культуры личности школьника. Отсюда, нам представляется возможным вывести в цель исследования изучение уровня информационной культуры личности школьника в современной общеобразовательной школе.

     Задачи:

     1. Раскрыть сущность понятия «информационная культура личности».

     2. Определить задачи информационной культуры личности и методы их реализации.

     3. Выявить условия формирования информационной культуры личности в современной школе.

     4. Определить количество школьников с высоким, средним и низким уровнями информационной культуры личности.

     5. Дать методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника.

 

      Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.

     1.1. Понятие «Информационная  культура личности». 

     Сегодня наше общество переживает настоящий  информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое  применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся  поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-экономических преобразований. Однако, на наш взгляд, этот успех в значительной степени будет зависеть и от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Действительно, сегодня, как никогда, наше общество нуждается в грамотном управлении, высококвалифицированных специалистах, не только понимающих цели и задачи общества, но и способных их осуществить, специалистах, имеющих высокую компьютерную грамотность, владеющих новыми информационными технологиями, т.е. высокой информационной культурой [37, C. 146].

     В основе данной концепции лежит трактовка  человека как действующего, активно  воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры личности, по нашему мнению, следует считать процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знания и имеет несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу. В раскрытии этих вопросов информационная культура личности опирается на базовые понятия, выработанные философскими дисциплинами: гносеологией, теорией информации и социальных коммуникаций, социологией, теорией культуры.

     Второй  аспект связан с характеристикой  личности, ее потребностей в информации, имеющих биологический и социальный характер, проблемами социализации под  воздействием информационно-культурной среды. Раскрытие этих вопросов тесно связано с исследованиями, ведущимися в физиологии, психологии, социологии.

     Третий  аспект включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки  зрения функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья, учебные завещания, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры. Причем, каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной культуры своими специфическими средствами. Этот аспект связан интегративными связями с педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографией, документоведением, архивоведением.

     Четвертый аспект раскрытия проблематики имеет  прикладной характер и заключается  в технологии формирования информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умение извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.

     Как комплексное научное направление  информационная культура личности свое место находит на пересечении  нескольких вышеназванных дисциплин, но предмет ее исследования диктует  необходимость рассмотрения ее места, прежде всего с позиции культурологии. Этот угол зрения представляет немалую сложность, которая обусловлена сложностью самого феномена - культуры.

     Существует  множество определений понятий  «культура», по-разному его трактующих. Во-первых, культура - это целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура, цивилизация), возникшие на базе территориальной, языковой, этнической, экономической и политической общности, развивающийся во времени [29, C. 144]. Локальные культуры возникают в определенном природном окружении, обладают хозяйственной специализацией, создают каждая собственную конфигурацию ценностей, имеют свой особый стиль микрочувствования, этнос, культурный климат.

     В данном контексте культура выступает  как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой (макросистемой) и внутренним миром личности (элементом системы). В такой трактовке любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры.

     Второе  определение понятия «культура» включает в себя следующий объем: «асоциальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально  полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество» [29, C. 133].

     Информационная  культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный в каждый исторический отрезок времени  характером и уровнем развития общества и специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет собой двойственный процесс: с одной стороны - это использование накопленной информации, а с другой - ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях [41, C. 77].

     Третье  определение рассматривает культуру как социально прогрессивную творческую деятельность человека, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцированные по видам и сферам деятельности звенья -культуру труда, быта, отдыха, общения, поведения, речи, физическую, нравственную, эстетическую, политическую, профессиональную. Информационная культура, несомненно, стоит с ними в одном ряду, представляя ориентацию на специфический вид деятельности. Одновременно элементы информационной культуры есть как в общей культуре личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и других ее разновидностях, ввиду специфической роли информации в развитии и воспитании личности. В этом плане информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.

Информация о работе Формирование информационной культуры личности школьника