Формирование информационной культуры личности школьника

Автор: Артём Новиков, 07 Июня 2010 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Формирование информационной культуры личности школьника

Содержание

Введение…………………………………………………………….………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5
1.1. Понятие «информационная культура личности».…………………...5
1.2. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации….…...9
1.3. Условия формирования информационной культуры личности в современной школе
Вывод к первой главе……………………………………………….…….20
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22
2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22
2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников………………….….........24
2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ...……….. 26
Вывод ко второй главе………………………………….………………..42
Заключение ……………………………………....………………..……...44
Библиографический список.……………………..……….………...…... 47
Приложение……………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Далее, мы выделили количественные критерии уровней информационной культуры личности школьника:

     0 - 4 балла - низкий уровень информационной  культуры;

     5 - 8 балл - средний уровень информационной  культуры;

     9 - 11 баллов - высокий уровень информационной  культуры. 

     2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников. 

     Исследуя  уровень информационной культуры личности школьников, мы получили довольно интересные результаты.

     Результаты  анкетирования следующие:

     1. 39,3% учащихся дали наиболее полное определение термина «Информационная культура».

     2. 87,23% опрошенных считают, что информация  играет в их жизни большую  роль.

     3. 80,4% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.

     4. 53,2% опрошенных считают наиболее  важным источником информации компьютер, 38,2% считают таким источником телевизор.

     5. 87,2% учащихся считают обязательным  наличие компьютера, но лишь 44,7% использовали  бы его для учебы.

     6. В данной школе занятия по  курсу «Информационная культура»  или «Библиография» не проводились.

     7. 10,6% опрошенных считают, что уровень  их информационной культуры низкий, 74,5% - средний и 14,9% - высокий.

     Исходя  из полученных результатов можно  сделать следующие выводы: не все учащиеся точно осознают смысл понятия «Информационной культуры», однако они хорошо понимают, что информация играет большую роль в их жизни; 80,4% испытуемых назвали наибольшее количество источников информации, определили их значимость в своей жизни. Особенно важное значение для испытуемых имеет компьютер. Это говорит о том, что в сознании испытуемых есть понимание сущности и специфики функционирования информации в обществе, но все же им необходима помощь в дальнейшем формировании умений и навыков использования информационных ресурсов общества. Таким образом, мы пришли к заключению, что большинство испытуемых имеют средний уровень (74,5%), школьников подтверждают этот факт в своих ответах. Одна из причин этого, как мы считаем, отсутствие в школах курса «Информационная культура».

     Результаты  тестирования в основном подтверждают данные, полученные при заполнении анкет. Выяснилось, что у 16,2 школьников высокий уровень  информационной культуры, у 73,7% - средний, а у 10,1% - низкий. Таким образом, мы выяснили, что предельно малое количество школьников обладают высоким уровнем информационной культуры. Эти данные подтверждают то, что процесс формирования информационной культуры личности школьника недостаточно продуман, а это самым отрицательным образом скажется на будущем выпускников школ. Однако, стоит отметить и положительную сторону полученных результатов, ведь довольно малое количество школьников  с низким уровнем информационной культуры говорит о том, что школа все-таки еще занимает огромную роль в процессе формирования этой культуры.

     По  данным тестирования и анкетирования  выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников средний. Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что в современной школе процесс формирования информационной культуры личности школьника протекает недостаточно эффективно, о чем говорят не слишком высокие показатели уровня информационной культуры личности школьников.

     Ниже  представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и  работников библиотеки, которые, как  мы думаем, помогут повысить уровень  информационной культуры школьников данных школ. 

     2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьников. 

     Известно, что большое влияние на формирование информационной культуры личности школьника оказывают опыт работы и информационная наполненность школьных библиотек. В нашем современном обществе школьным библиотекам необходимо постоянно совершенствоваться и пополнять свой запас информации.

     Взятая  нами программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась многими учеными – исследователями (Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой, С.А. Сбитневым и др.) в течение последних 10-15 лет. За это время апробировались разные варианты, в результате сформировались основные сквозные линии программы, определились принципы ее организации, наработались формы и приемы практической реализации программы.

     Прошедшее 10-летие многое изменило в восприятии проблемы информационной культуры. Серьезно изменилась структура информационных ресурсов; в практику взаимодействия с информацией вошли новые  информационные технологии; реальностью школьной жизни стали наукоемкие и информационноемкие формы учебной деятельности - все это потребовало иного уровня информационных знаний и навыков, иного их состава и сочетания. Значительно изменился и сам реципиент информационных знаний - ребенок, подросток рубежа третьего тысячелетия. Иной стала его система приоритетов и ценностей, общий информационный багаж, операционные возможности. Все обозначенные реалии наложили свой отпечаток на формирование данного программного проекта.

     Библиотеки  должны исходить из того, что программированию подлежат все основные уровни информационной культуры:

     • социальный;

     • психологический;

     • операционно-технологический;

     • коммуникативный

     в том их сочетании, которое наиболее целесообразно для каждой возрастной ступени.

     Таким образом, принцип комплексности  и интегративности становится для  программы библиотек одним из основополагающих. Реализуется он сочетанием в каждом блоке программы основных ее содержательных линий; привлечением разнообразных видов информационных ресурсов, сопровождением разных подходов, форм и методов работы.

     Принцип адаптивности видится также одним  из ведущих в практической реализации программы. При этом адаптивность понимается, как способность быстро реагировать и гибко приспосабливать свои программные установки к динамично меняющимся социокультурным условиям, общевозрастным и индивидуальным особенностям школьников, пользователей библиотек.

     Очевидно, что соотношение и сочетание  тем в каждой возрастной параллели  будет разным в каждой отдельной  региональной ситуации, и будет зависеть от исходного уровня информационных знаний и навыков школьников, степени  актуальности для них тех или  иных программных позиций. В этом смысле предварительные исследования, предшествующие внедрению программы, видятся как необходимые и обязательные для получения эффективного результата.

     Плотность познавательной жизни современного школьника предельно высока. В  связи с этим, введение в его обиход еще одного обучающего курса представляется делом весьма непростым. Преодоление, в этом случае, возможной реакции отторжения и агрессии мы связываем с активным использованием в своих программных установках принципа действенной включенности. В программе заложены позиции, согласно которым школьники выступают не только восприемниками информации, но на каждой ступени получают множество возможностей для реализации себя в роли транслятора и создателя информации. В структуре программы, таким образом, деятельностные формы работы превалируют над чисто знаниевыми.

     Используется  и хорошо зарекомендовавший себя в библиографической практике и  практике формирования библиотечно-библиографических  знаний, принцип концентричности. Темы, базисные для формирования багажа информационной культуры личности, повторяются на каждой ступени с определенным приращением - знаниевым или операционным.

     Наконец, одним из ключевых при определении  содержания и структуры данной программы, был принцип целостного подхода. Исходная позиция - формировать не отдельные информационные умения и навыки, а личность читателя в целом, апеллируя к сфере читательских потребностей и интересов, к читательскому самовыражению и поведению, к читательскому творчеству.

     Итак, сформулируем целевые посылы этой программы. В их числе выделяются, как основные, следующие:

     • формирование читателя «информационного века», информационного общества;

     • развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков - в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению;

     • развитие, на основе информационных знаний, умений, навыков, коммуникативных и  креативных способностей читателя.

     Результатами  реализации программы должны стать следующие новообразования в активе личности школьника:

     • определенный уровень информационной независимости;

     • представления об информационных перспективах;

     • способность к информационным коммуникациям.

     Организационно  программа реализуется через ЦДБ, выступающей в качестве методического и координирующего центра, и подразделения ЦСДШБ, как непосредственных исполнителей программы.

     Программный курс поддержан системой индивидуальной работы, имеющей два направления:

     • создание поддерживающего фона информационной культуры в индивидуальной читательской деятельности (через систему индивидуальных заданий, тренингов, индивидуального консультирования);

     • помощь отдельным читателям в  ликвидации пробелов в информационной подготовке, появившихся в результате пропусков посещениях отдельных занятий, либо в силу индивидуально-личностных причин.

     Индивидуальная  работа учитывается и фиксируется  библиотекарем с помощью системы  разработанных пометок в дневнике библиотекаря и в читательских формулярах, которые переносятся потом на АЕРК (Автоматизированную единую регистрационную картотеку).

     Ежегодно  работа в рамках программы подвергается анализу - в формах библиотечной отчетности и на методических совещаниях. Цели и методика анализа задаются годовым планом [см. 11].

     Далее рассмотрим сценарии уроков по формированию информационной культуры.

     I. Библиотечный урок "Алфавитный каталог".

     Урок  является частью программы дополнительного  образования "Основы информационной культуры" и предназначен для  учащихся 5-го класса.

     Цель  урока: развитие у детей навыка пользования  карточным алфавитным каталогом  и, на этой основе, развитие коммуникативных  и креативных способностей юного  читателя.

     Для достижения этой цели ставятся следующие  задачи:

     1. Познакомить детей с историей  каталогов.

     2. Убедить в необходимости умения  пользоваться карточным алфавитным  каталогом.

     3. Обучить детей рациональным способам  работы с каталогом.

     4. С помощью практического занятия  убедиться, усвоен ли материал.

     5. Подготовить почву для следующего  урока, посвященного работе с электронным алфавитным каталогом.

     План  урока:

     1. Представление библиотекаря.

     2. Отличие библиотечного урока  от обычного. Зачем нужны библиотечные  уроки?

     3. Необходимость умения пользоваться  карточным алфавитным каталогом.

     4. Из истории каталогов.

     5. Что можно узнать из каталожной  карточки?

     6. Рациональные способы работы  с алфавитным каталогом.

     7. Практическое занятие.

     Проведение  урока.

     Здравствуйте, ребята! (Представление библиотекаря).

     Сегодня вы пришли на абонемент 5-9 классов на библиотечный урок. Такой урок, с одной стороны, похож на привычные для вас школьные занятия, когда учитель сначала объясняет вам материал, а затем проверяет, хорошо ли вы его поняли. Вы не просто выслушаете меня, но и попытаетесь на практике применить полученные знания -выполните практическое задание.

Информация о работе Формирование информационной культуры личности школьника