Формирование информационной культуры личности школьника

Автор: Артём Новиков, 07 Июня 2010 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Формирование информационной культуры личности школьника

Содержание

Введение…………………………………………………………….………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5
1.1. Понятие «информационная культура личности».…………………...5
1.2. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации….…...9
1.3. Условия формирования информационной культуры личности в современной школе
Вывод к первой главе……………………………………………….…….20
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22
2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22
2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников………………….….........24
2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ...……….. 26
Вывод ко второй главе………………………………….………………..42
Заключение ……………………………………....………………..……...44
Библиографический список.……………………..……….………...…... 47
Приложение……………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Содержание  информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.

     В мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может  осуществляться путем осознания  сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения  информации в обществе, воздействия  ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

     Ввиду осознания глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное  состояние людей многократно  усиленное современными техническими средствами информационная культура личности должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации. Формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.

     В психологической плоскости информационная культура личности заключается в  выработке оптимальной реакции  на поступающую информацию и адекватное поведение личности, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информационного шума.

     В социальной плоскости информационная культура личности заключается в  формировании у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием социализации личности и выполнения ее многообразных функций в обществе.

     В технологической плоскости информационная культура заключается в овладении  информационной технологией, знакомстве с информационными ресурсами общества, навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования [18, C. 115 - 119].

      

     1.2. Задачи информационной  культуры личности  и современные  методы их реализации. 

     В современном обществе, стремительно развивающемся, имеющем многомерные социальные пласты и подверженному информационному дисбалансу, на первый план выходят проблемы его гармонизации. Одним из факторов, способствующим уравновешиванию общества, сглаживанию противоречий, является формирование информационной культуры личности.

     Формирование  информационной культуры - проблема комплексная, включающая много аспектов. Она включает социальный, психологический, педагогический, организационно-технический и другие аспекты, опирается на знание задач  и методе» их реализации в рамках исторически сформировавшихся институтов.

     Все многообразие задач, стоящих перед  этим направлением, можно свети к  трем блокам:

     • внесение в сознание субъекта знаний о сущности и специфике функционирования социальной информации в обществе;

     • формирование понимания субъектом механизма информационного обмена и необходимости учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности;

     • помощь о приобретении субъектом умений и навыков использования информационных ресурсов общества.

     Каждый  из блоков представляет собой совокупность задач частного характера и разной степени общности, решаемых различными методами в рамках разных социальных институтов. В современном обществе в их качестве выступают: семья, учебные  заведения, учреждения культуры, средства массовой коммуникации, учреждения, входящие в структуру документальных коммуникаций: книжные издательства и книжная торговля, библиотеки, информационно-библиографические центры, архивы.

     Методы  формирования информационной культуры личности в данном случае выступают как определенным образом упорядоченные процессы деятельности для решения поставленных задач. Поскольку вся проблематика информационной культуры связана с воздействием на личность, то методы, на которые она опирается, разработаны в рамках педагогики.

     Методы  педагогического воздействия на личность, как известно, дифференцируются на методы воспитания и методы обучения, и далее подразделяются по разным основаниям на: прямые и косвенные; вербальные, наглядные и практические; методы формирования сознания Личности, методы формирования вкуса, ценностных ориентаций и методы организации познавательной и практической деятельности личности. Указанные группы методов применяются всегда в определенных сочетаниях, так как для всестороннего развития личности важно одновременно влиять на ее сознание, деятельность и поведение, на мотивы и интересы.

     Первый  блок задач информационной культуры личности, объединяющий задачи мировоззренческого характера, включает внесение в сознание личности:

     • знание законов распространения информации в материальном мире;

     • знание свойств и функций социальной информации, ее роли в формировании общества;

     • знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности;

     • знание потребностей личности в информации и механизмов их удовлетворения;

     • знание психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации личностью.

     Наиболее  эффективное влияние на формирование мировоззрения личности реализуется  в рамках учебных заведений с  помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с источниками информации.

     На  основе усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи второго блока, включающего задачи формирования информационного стиля мышления личности и культуры производства и потребления информации [2, C. 82 -88].

     Формирование  информационного стиля мышления важная задача на современном этапе развития общества. Он должен стать противовесом все более распространяющемуся технократическому стилю мышления, абсолютизирующему роль техники в социальной жизни и, по существу, рассматривающему личность как объект воздействия, жестко детерминированный выполняемыми функциями. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений и внутреннего духовного мира. Знание особенностей распространения социальной информации и ее восприятия личностью способствует пониманию всей глубины этой проблемы. Информационный стиль мышления предполагает умение видеть явление во всей сложности, включая породившие его, но скрытые, неявные причины и их последствия. В рамках формирования информационного стиля мышления перед информационной культурой личности ставится задача практического овладения методами аналитико-синтетической обработки информации, формирование умения связывать факты, понятия в одну систему, умения мысленно их «достраивать» и правильно интерпретировать, истолковывать. Выработать информационный стиль мышления у личности - это значит также выработать умение в быстроменяющейся информационной ситуации четко ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения используя при оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии.

     Для информационного стиля мышления характерно понимание роли избирательности  в восприятии личностью, роли психологической  установки на восприятие, меняющей, порой кардинально, угол зрения, учет этих факторов при восприятии и оценке информации, понимание того, что эти информационные закономерности могут исказить восприятие информации и спровоцировать неадекватную эмоциональную реакцию на нее. Отсюда следует еще одна из задач формирования информационного стиля мышления личности - воспитание умения адекватно реагировать на поступающую ин формацию, избавляться от импульсивных, непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия.

     Основы  формирования мышления закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным институтом формирования информационной культуры выступает семья, осуществляющая подготовку личности к восприятию социально необходимого объема информации, формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы.

     Используя из педагогического арсенала методы поощрения и порицания, родители формируют направленность интересов, ценностных ориентации ребенка, стимулируют его познавательную активность. Рост объема информации, получаемой далее в рамках образовательных учреждений, сопровождается и овладением способами ее логической переработки путем применения многообразных методов организации познавательной и практической деятельности личности.

     Информационная  культура личности в качестве одной  из задач второго блока выдвигает  проблему формирования культуры производства и потребления информации. Эта  проблема рассматривается в морально-этическом  плане, поскольку информация несет в себе мощный эмоциональный заряд, способный воздействовать на личность как во благо ей, так и во вред. В данном случае выработка у личности культуры производства и потребления информации включает выработку этических принципов, оптимальных форм поведения, рациональных привычек, способствующих гармонизации этого процесса, предотвращения внутреннего психического дисбаланса.

     Скорость  и интенсивность распространения  стандартных образцов мышления, поведения, заключенных в продуктах массовой культуры, расширяющих свой сбыт с помощью средств массовой информации, ведет к унификации форм общественной жизни, к деформации шкалы житейских ценностей, навязыванию личности определенных ориентации. В рамках информационной культуры личности общество должно выработать систему противодействия, защиты личности от возможных информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, а также воспитать чувство ответственности за производство и распространение информации, понимание возможных ее последствий, ее негативного воздействия на личность и общество из-за многократного усиления техническими средствами.

     Культура  производства и потребления информации включает выработку оптимальных  форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, воспитание критического отношения к ней, оценку ее полноты и достоверности, понимание необходимости проверки информации на достоверность. Знание одной из закономерностей информационного процесса, а именно того, что при передаче по различным каналам из-за многократного отражения степень адекватности воспроизведения информации уменьшается, содержание информации из-за внесения личностных оценок, расстановки акцентов, высвечивания ее отдельных, сторон искажается, ставит перед информационной культурой личности - задачу формирования умения и понимания значения работы с первоисточниками.

     С этой задачей тесно связаны задачи предотвращения дисфункционального использования  информации и привычки потреблять несложную, адаптированную информацию, выработки  навыков психогигиены восприятия информации, рациональных привычек, свойств личности для защиты от информационного шума.

     Задачи  воспитания культуры производство и  потребления информации личностью  решаются рядом социальных институтов, и прежде всего учреждениями культуры, предоставляющими личности лучшие образцы информационной продукции, совершенные в плане формы и содержания, несущие положительный эмоциональный заряд, ориентация на которые помогает сформировать вкус, этические и эстетические критерии, которые могут стать препятствием дисфункциональным формам производства и потребления информации.

     В третий блок задач информационной культуры личности входят задачи технологического характера, связанные с использованием информационных ресурсов общества. Их решение осуществляется учреждениями, входящими в структуру документальных коммуникаций: книгоиздательскими и книготорговыми учреждениями, библиотеками, органами научно-технической информации и т.д. формирование информационной культуры в технологическом плане включает:

     • знакомство с основными процессами информационной деятельности;

     • знакомство со структурой информационных ресурсов общества;

     • овладение алгоритмом поиска документированной  информации в различных массивах и банках данных;

     • умение использовать традиционные библиотечно-библиографические  и электронные информационно-поисковые средства;

Информация о работе Формирование информационной культуры личности школьника