Формирование информационной культуры личности школьника

Автор: Артём Новиков, 07 Июня 2010 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Формирование информационной культуры личности школьника

Содержание

Введение…………………………………………………………….………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5
1.1. Понятие «информационная культура личности».…………………...5
1.2. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации….…...9
1.3. Условия формирования информационной культуры личности в современной школе
Вывод к первой главе……………………………………………….…….20
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22
2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22
2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников………………….….........24
2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ...……….. 26
Вывод ко второй главе………………………………….………………..42
Заключение ……………………………………....………………..……...44
Библиографический список.……………………..……….………...…... 47
Приложение……………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Третья задача заключалась в выявлении условий формирования информационной культуры личности в современной школе. Анализируя работы И.Н. Гайдаревой, Н.И. Гендиной, И.Л. Скипор, В.А. Копылова, мы выявили следующие условия: 1) в учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть введена специальная учебная дисциплина "Основы информационной культуры", призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения; 2) требуется создание комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся; 3) формирование знаний и умений учащихся в области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля; 4) специальная подготовка педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых.

     Четвертой задачей было определение количества школьников с высоким, средним и низким уровнями информационной культуры личности. В данном случае нами использовались методы тестирования и анкетирования. Данные тестирования и анкетирования говорят о том, что у большинства школьников (74%) средний уровень информационной культуры. Также мы выяснили, что предельно малое количество школьников обладают высоким уровнем информационной культуры. Отмечена и положительная сторона полученных результатов, так как было выявлено довольно малое количество школьников  с низким уровнем информационной культуры, говорящее о том, что школа все-таки еще занимает важнейшую роль в процессе формирования этой культуры.

     Итоговой  для нас, пятой задачей было дать методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника. Нами была взята программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась многими учеными и исследователями, в том числе Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой, С.А. Сбитневым и др. В том числе мы представили несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки.

     Таким образом, мы подтвердили возникшее  ранее предположение о том, что  в современной школе процесс  формирования информационной культуры личности школьника протекает недостаточно эффективно.

     Наше  исследование является еще одной  попыткой изучить и определить основные механизмы формирования информационной культуры личности школьника и нашей задачей на сегодня является разработка эффективных методов и проведение практических исследований по изучаемому вопросу. 

 

      Библиографический список 

     1. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований. // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995.: Тезисы докл. -Краснодар, 1995.

     2. Антонова С.Г. Информационная  культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 11.

     3. Артюшкин О.В.Основы информационной культуры : Учеб. пособие для вузов / Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова. - Абакан, 2004. - 195 с., схем. Библиогр.: с. 188-191.

     4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М.: Мол. гвардия, 1988.

     5. Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста. // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 1994.

     6. Гайдарева И. Н.  Социокультурная среда как фактор формирования информационной культуры личности - Майкоп: Аякс, 2002

     7. Геллер И.С. К вопросу об информационно-библиографической культуре студентов // Вестн. БАЕ = Herald of the BAE. - М., 2001. - N 1. - С. 75-77

     8. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Материалы областной научно-практической конференции, г. Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. / Под общ. ред. Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой. Кемерово, 2001.

     9. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 1999.

     10. Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона./ Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей -Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

     11. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 1999.

     12. Горлова И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики. // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М., 1994.

     13. Горячев А.В. О понятии "информационная грамотность" // ИНФО : Информатика и образование. - М., 2001. - N 8. - С. 14-16.

     14. Гречихин А.А. Информационная культура. (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М.,1994.

     15. Грязнова Е.В. Виртуально-информационная  реальность и становление личности // Виртуально-информационная реальность в системе «Человек-Универсум»: моногр. / Грязнова Е.В.- Н. Новгород, 2006.

     16. Ефимов АН. Информационный взрыв: Проблемы реальные и мнимые - М.: Наука, 1985.

     17. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. 2001. № 4.

     18. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов - Краснодар: Краснодар. гос. акад. Культуры, 1996.

     19. Игра - воображалка. // Миша. -1995. № 8.

     20. Игра - запоминалка. // Миша. -1995. № 7.

     21. Информатика и научно-технический прогресс. - М.: Наука, 1987.

     22. Информация и научные исследования культуры: Сб. науч. тр. - М., 1988.

     23. Как укрепить свою память. (Семь простых приемов). // Пять углов.- 1996.

     24. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.

     25. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для уч-ся. / Под ред. А.И. Немировского. - М.: Просвещение,1981.

     26. Копылов В.А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: Проблемы формирования, функционирования, совершенствования. // НТИ. - Сер. 2, 1994. № 9.

     27. Кошевенко С.В. Система использования информационных технологий для формирования информационной культуры учащихся: постановка проблемы // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ, 5-6 января 2004 года. - М.; Луганск; Смоленск, 2004. - Т.4. - С. 123-126.

     28. Красовский С.В. Информация в современном цивилизационном процессе. // Науч. и техн. б-ки, 1992. № 6.

     29. Краткий словарь по социологии. - М., 1988.

     30. Кудрина Е.Л., Гендина Н.И. Новая парадигма образования и необходимость формирования информационной культуры личности. / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

     31. Немировская Л.З. Культурология: История и теория культуры Учеб. пособие. - М., 1992.

     32. Никонов С.Б. Глобализация информационного пространства – объективная закономерность развития человеческого общества // Глобализация и СМИ: моногр. / Никонов С.Б.- СПб.: Роза мира, 2006.

     33. Основы информационной культуры: учеб.-метод. Пособие / Федер. агентство по образованию, Моск. инженер.-физ. ин-т (гос. ун-т) ; [авт.-сост.: В. И. Золотарева и др.] - М.: Моск. инженер.-физ. ин-т (гос. ун-т), 2005.

     34. Оспенникова Е.В.  Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. В 2 ч.: [моногр.] / М-во образования рос. Федерации, Перм. гос. пед. ун-т – Пермь, 2003

     35. Открылась Всемирная цифровая библиотека // Библиотечное дело. – 2009. №4.

     36. Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы Междунар. науч. конф., Краснодар, 16-18 сент. 2002 г. [науч. ред.: И. И. Горлова и др.] - Краснодар: гос. ун-т культуры и искусств, 2002.

     37. Парахин А.А. О понятии «Информационная культура личности». / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

     38. Пронина Л.А., Налетова И.В., Копытова Н.Е. Образование как культуросообразная модель жизнедеятельности в условиях информатизации // Культура и образование информационного общества: коллект. моногр. / Пронина Л.А., Налетова И.В., Копытова Н.Е.- М., 2006.

     39. Соловьев А.В. Развитие новых культурных форм социокультурной среды в условиях информационного общества // Информационное общество: полифония культурных форм: моногр. / Соловьев А.В. – Рязань, 2007.

     40. Узелки на память. // А почему.-1995. №8.

     41. Суханов А.Л. Информация и прогресс. - Новосибирск, 1988.

     42. Федорова Т.С. Наследие и библиотеки // Библиотеки в эпоху перемен: философско-культорологические  и информационные аспекты: информ. Сб. – М.: РГБ, 2009. – Вып. 2.

     43. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - Изд. 5-е. - М., 1987.

     44. Цыганкова Л.М. Школьная библиотека как центр формирования информационно-библиографической культуры. / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

     45. Цымбаленко С.Б., Шариков А. В., Щеглова А. В. Подростки в информационном мире // Педагогика. 2001. № 4.

     46. Чамокова Э.А. Культурологический подход в информатике. // Информация и научные исследования культуры. - М., 1988.

     47. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Черемошкина Л.В. -Ярославль: Академия развития, 1997.

     48. Якимцова О.Г. Информационная культура личности как научная проблема // Библ. свет = Libr. world. – М., 2003. - N 4. - С. 27-29.

 

      Приложение 1 

     Вопросы анкеты 

     1. Как Вы понимаете термин «информационная  культура».

     _____________________________________________________________

     _____________________________________________________________

     2. Какую роль в Вашей жизни  играет информация? Почему?

     _____________________________________________________________

     _____________________________________________________________

     3. Какие источники информации Вы знаете?

     _____________________________________________________________

     _____________________________________________________________

     4. Какой из источников является  для Вас более важным?

     ___________________________

     5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в каждой семье? И для чего?

     _____________________________________________________________

     6. Проводились ли в Вашем классе  уроки по курсу «Информационная  культура» или «Библиография»?

     _____________________________________________________________

     7. Оцените свой уровень информационной  культуры:

     а) низкий

     б) средний

     в) высокий 

 

      Приложение 2 

     Тест на определение уровня информационной культуры личности школьника.

     1. Выберите правильное определение  к слову «библиотека»:

     а) собрание печатных и рукописных материалов;

Информация о работе Формирование информационной культуры личности школьника