Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6

1.1. Нравственная культура старших школьников как

педагогическая проблема…………………………………………………. 6

1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания

старших школьников .................................................................................. 10

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры

старших школьников……………………………………………………… 16

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24

2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры

старших школьников………………………………………………………. 24

2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры

старших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………... 27

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

      -систематические взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.

      Как видно из указанных направлений  формирования мы старались избегать прямого научения школьников, а создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

      На  втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в которых  они должны были сделать свой нравственный выбор.

     Фантастический метод в форме незаконченного предложения: «Приплыла Золотая Рыбка и спросила: «Что тебе надобно?...» позволил определить приоритетные нравственные ценности старшеклассников.         Если суммировать ответы учащихся, то они выглядят таким образом: «Хочу всегда быть честным» (73%), «Чтобы не было жестокости» (82%), «Хочу, чтобы меня уважали люди» (49%), «Чтобы родители любили и уважали друг друга» (94%), «Чтобы на Земле было больше добра» (100%), «Чтобы меньше было сирот» (98%), «Чтобы у меня была хорошая семья» (98%), «Чтобы процветал и развивался наш город» (91%), «Хочу быть добрым» (97%).

     На вопрос «Если бы я был волшебником, чтобы я сделал в жизни?», ответы учащихся распределились так: «Чтобы был мир во всем мире» (89%), «Чтобы люди жили до 150-200 лет» (73%), «Чтобы не было войн, обмана, лжи» (96%), «Чтобы высшее образование стало доступным для всех практически, а не теоретически» (99%), «Чтобы все люди жили в своих домах» (82%), «Могли путешествовать» (95%), «Могли нравственно совершенствоваться» (84%).

     Анализ этого достаточно сложного социально-нравственного портрета современного старшеклассника показывает, что в высказываниях учащихся выражается вся сложная и противоречивая социально-экономическая действительность. Все общечеловеческие ценности, имеющие в основе нравственное начало, так или иначе, находят отражение в ответах старшеклассников: милосердие и сострадание, уважение к родителям, трепетное отношение к семье, любовь к Родине, стремление к знаниям и духовно-нравственному совершенствованию. Наряду с ними важными ценностями учащиеся называют «престиж», «деньги».

      На  втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в которых  они должны были сделать свой нравственный выбор.

      Рассмотрим  полученные результаты:

        Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных классов  разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.

      Таблица 2 

Уровни  нравственного опыта 10 класс 11 класс
Низкий 8 % 8 %
Средний 52 % 42 %
Высокий 48 % 50 %
 
 

      В то же время изменился их количественный состав. Так в 10  классе количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 8% от выборки, со средним уровнем – 52%, и с высоким – 40%.

      При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем  уменьшилась на 33%, со средним увеличилась  на 4%, и с высоким увеличилась на 5%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 9% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 6% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.

      В целом 18% испытуемых 10 класса изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирования эксперимента у школьников  нравственный опыт достиг высокого уровня развития.

      В 11 классе картина количественного  распределения и изменения состава  учащихся в группе аналогична.

      Выборка разделилась таким образом: с низким уровнем – 8%, со средним –42%, с высоким – 50%. В сравнении с результатами первого этапа исследования 9% учащихся с низким уровнем нравственного опыта попали в группу со средним уровнем, и 24% из группы со средним уровнем – в группу с высоким.

      В целом выборки 10 и 11 классов – 19% испытуемых попали в группы с более  высоким уровнем нравственного  опыта.

     Рассматривая далее современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей, акцентируем внимание на особенностях субъективного отношения старшеклассников к вопросам нравственности, нравственным ценностям. С этой целью проводилось анкетирование 10 и 11 классов указанной выше школы по методике «Незаконченные предложения», анкетирование по разработанным вопросам, «Цели и ценности моей жизни».

     В начале нами использовалась методика «Незаконченное предложение». На бланке текста необходимо было закончить предложения одним или несколькими словами. На вопрос «Нравственность - это... » свидетельствовало о том, что 73% старшеклассников затруднились выделить основную составляющую понятия нравственности.

     Респондентам было объяснено, что нравственность - это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. После раскрытия понятия «нравственность» респондентам предлагалось закончить предложение: «Что для вас представляет понятие «ценность»?». В ходе анкетирования выяснилось, что ценностным для старшеклассников являются: образование, материальные блага, которые заняли 1-е место среди ответов (52 человека из 60 опрошенных); 2-е место заняли позиции: здоровье, семья (49 человек из 60); 3-е место - независимость, хорошие друзья (45 человек из 60). Исследование методом «Незаконченное предложение» позволило нам извлечь информацию, отражавшую систему личностных ценностей и продолжить проблему исследования.

     Для углубленного изучения проблемы представлений современных старшеклассников о нравственных ценностях и ориентациях, была разработана анкета для учащихся, в которой мы просили респондентов ответить на следующие вопросы:

1. Есть ли у вас идеал? Кто для вас идеальный человек?

2. Ваше отношение к религии, как институту духовно-нравственного воспитания личности.

3. Каких нравственных ценностей Вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?

4. Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы молодым жилось лучше и интереснее?

     Анализ ответов показал: на вопрос «Есть ли у вас идеалы?» учащиеся ответили - «Нет идеала» - 61%; 12% ответили - «я сам себе идеал».

     Как показали наши исследования, среди идеалов не назван ни один из учителей, политиков, ученых, известных людей города, родителей, а лишь артисты шоу-бизнеса, «модели». Не названо ни одного «идеала» среди певцов и актеров. При ответе на вопрос: «Кто для вас идеальный человек?» мы получили следующие результаты: идеальных людей нет - 73%; 27% видят идеального человека как идущего вперед, щедрого, веселого, живущего ради себя и других, святого, идущего на компромисс. Это - пример для подражания во всем. Идеальный человек - это знающий свой смысл жизни, любящий и любимый.

     В духовной области у старшеклассников идет формирование нравственной позиции, отношение к религии, проба сил в нравственных поступках. Весьма интересным для нашего исследования является отношение молодежи к религии. Положительно к ней относятся 79% респондентов, 15,4% - нейтрально; 4% - отрицательно. Многие старшеклассники относятся к религии как к многовековой духовной культуре и истории. Они ценят нравственные традиции, которые проповедует религия. 32% старшеклассников возмущены актами вандализма в связи с разрушениями храмов, сжиганием священных книг, уничтожением многовековых памятников древней цивилизации. Но тем не менее, 63% считают, что религия не должна «управлять людьми».

     Старшеклассники задумываются над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Респонденты ответили, что 52% учащихся не хватает уверенности в себе; 41% - трудолюбия, смелости, решительности; 74% учащихся - милосердия, доброты; 32% - целеустремленности, силы воли; 18% - мягкости, нежности, любви, открытости в общении; 33% - твердости духа. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у старшеклассников недостаточно глубоко сформированы нравственные идеалы, ценности, ориентиры в жизни.

     На вопрос: «Что нужно изменить в нашем обществе, для того чтобы молодым жилось лучше и интереснее?» - 35% опрошенных ответили так: «предоставить  возможность честно  зарабатывать  на жизнь»; 22% - создать условия для самореализации; 11% - усилить борьбу с преступностью; 7% - создать молодежные организации и общества; 9% - уделить серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию; 9% - сделать доступными учреждения досуга; 7% -обеспечить социальную защиту всем слоям населения, особенно молодежи и пенсионерам.

     В ходе проведения анкетирования и опроса нами были вскрыты следующие моменты: 61% современных школьников не верят в идеал, мало интересуются общественной жизнью страны; занимают пассивную позицию. В то же время старшеклассники понимают, что для того, чтобы стать лучше, им не хватает целеустремленности, доброты; просят уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию и культурному досугу.

     Среди 11 терминальных ценностей  в жизни старшеклассников занимают: 83% - здоровье; независимость - 82%; любовь - 72%; общественное призвание, почет - 76%. Второе место в жизни учащихся занимают: счастливая семейная жизнь - 73%; наличие хороших и верных друзей - 70%; материальное благополучие - 69%. Третье место занимают: интересная работа -50%; удовольствия в жизни - 45%; жизненная мудрость - 45%. Среди инструментальных ценностей вошли следующие: - богатство - 74%; образованность - 68%; твердая воля - 68%; карьера - 67%. Вторую позицию занимают: смелость - 65%; широта взглядов - 63%; рационализм - 57%. Третье место заняли: трудолюбие - 42%; самодисциплина - 37%. В особую группу (хвост) заняли ценности - средства, которые не значимы для учащихся: доброта - 30%; чуткость - 22%; милосердие - 19%; долг -15%. Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента нравственные ценности для старшеклассников не значимы.

     Как показал опрос, у большинства старшеклассников преобладает прагматическое отношение к действительности. По их мнению, совершенно не важно иметь такие качества как доброта, гуманность, чуткость, долг, совесть. Следовательно, результаты констатирующего эксперимента показали значимость проблемы воспитания нравственных ценностей как результатов поведения старшеклассников.

     На этапе формирующего эксперимента изучалась динамика воспитания нравственных ценностей старшеклассников на основе организации для учащихся нравственных воспитывающих ситуаций, создания воспитывающей среды, педагогической поддержки, этической защиты, взаимодействия с семьей воспитанников. На этом этапе использовался комплекс методики: «Незаконченное предложение»,  позволяющих выявить отношения старшеклассников к нравственным ценностям, уровень воспитания нравственных ценностей.

     Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, старшеклассники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых  произошло в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.  
 

2.3. Результаты опытно-экспериментальной  работы

     На примере теста «Размышляем о жизненном опыте» нами определялась нравственная воспитанность старшеклассников к концу эксперимента. Мы выделили три критерия определения нравственной ориентации старшеклассников: безнравственная, несформированная, нравственная. Результаты представлены в таблице 3.

      Безнравственный (низкий) уровень - проявление эгоцентризма, отсутствие доброты, уважения к личности другого, направленность на свои интересы и потребности.

     Несформированный (средний) показатель уровня воспитания нравственных ценностей - средняя потребность в нравственных поступках в зависимости от ситуации, приспособленческая реакция во взаимодействии с коллективом, единичное стремление принести пользу во благо.

     Нравственный (высокий) уровень нравственной воспитанности -чуткость, доброта, уважительное отношение к окружающим, чувство долга, проявление гуманности, адекватная самооценка, требовательность к себе, ответственность.

Информация о работе Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе