Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6

1.1. Нравственная культура старших школьников как

педагогическая проблема…………………………………………………. 6

1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания

старших школьников .................................................................................. 10

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры

старших школьников……………………………………………………… 16

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24

2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры

старших школьников………………………………………………………. 24

2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры

старших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………... 27

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

                                                                                                

Таблица 3-Динамика нравственной воспитанности школьников (в %) 

Критерии нравственной воспитанности   10 класс 11 класс
Нравственная (высокая)   69 76
Несформированная (средняя)   27 20
Безнравственная (низкая)   4 4
 

     Анализ таблицы показал заметное изменение уровня воспитания нравственных ценностей в ходе эксперимента. Если на 1-ом этапе эксперимента с нравственной воспитанностью было 42% старшеклассников, то к окончанию эксперимента - 76%. Снизилось процентное соотношение старшеклассников с безнравственной ориентацией с 12% до 4%

                                                                                                

  Таблица 4 - Изменение жизненных целей учащихся в ходе

                        экспериментальной       работы

№ п/п Жизненные цели Число выборов
 
 
10 класс
11 класс
1. Получить образование 60 60
2. Иметь хорошую семью 52 60
3. Крепкое здоровье 50 54
4. Иметь много верных друзей 48 60
5. Найти хорошую работу 55 60
6. Добиться уважения 56 60
7. Добиться престижа 58 59
8. Быть свободной личностью 54 60
9. Стать известным 53 50
10. Быть богатым 58 60
11. Творить добро 38 52
12. Сделать карьеру 55 57
13. Жить по совести 43 52
14. Проявлять чуткость и милосердие 37 57

     В ходе эксперимента нам необходимо было определить, каким образом изменялись жизненные цели учащихся, ориентированные на нравственные ценности. Из четырнадцати предложенных жизненных целей школьникам предлагалось выбрать наиболее значимые для них цели в порядке убывания важности. В эксперименте приняло участие 60 старшеклассников.

     В таблице 4 нами представлены изменения жизненных целей старшеклассников, вовлеченных в экспериментальную деятельность.

     Анализ таблицы 4 позволяет сделать вывод, что у учащихся стали

преобладать нравственные цели жизненных планов: творить добро, создать хорошую семью, жить по совести, проявлять чуткость и милосердие, быть уважаемой личностью и т.д.

     Создавая условия для реализации исследуемой проблемы, мы испытывали и сложности в экспериментальной деятельности. Как выяснилось, высокий уровень тревожности и низкая сплоченность классного коллектива достаточно долгое время мешали в работе. Приходилось постоянно искать новые пути, формы, методы и приемы работы с учащимися. Нередко приходилось испытывать внутренне скрытое и явное сопротивление некоторых старшеклассников в сплочении классного коллектива. После каждого проведенного мероприятия проводился рефлексивный анализ сделанного, анализировались успехи и неудачи, рассматривались причины неудавшегося и использовались новые пути решения проблем совместно всем коллективом и в индивидуальной работе, что потом высоко оценивали школьники.                                                                                                           

     В испытуемых появилась способность рассуждать, глубоко задумываться над смыслом жизни, открыто признавать свои ошибки и промахи, меньше проявлять юношеский эгоизм; появилась здоровая уверенность в себе, четкие планы на будущую жизнь. Также у участников эксперимента, развилось чувство нетерпимости к несправедливости, проявлению бездушия со стороны взрослых.

     Для подтверждения динамики изменений в воспитании нравственных ценностей старшеклассников приводим данные опросов в10 и в 11 классах в начале и в конце эксперимента.

     Из таблицы 5 видно, что к окончанию школы у старшеклассников меняются нравственные ценности и взгляды на наиболее значимые нравственные качества в человеке. Если в 10 классе в начале эксперимента доброту выбрали 45% как значимую ценность, то в 11 классе к концу эксперимента - 89%; гуманность - 16% и 89%; милосердие - 37% и 80%, отзывчивость 43% и 91% соответственно.

                                                                                          

     Таблица 5 - Динамика оценки нравственных ценностей у

                           старшеклассников             

    Учащиеся    
п/п       Оцениваемые ценности 10класс (%) 11класс (%)
    начало   конец начало конец
1 Доброта      45      64     76    89
2 Чуткость      54      70     70    87
3 Гуманность      16      32     63    89
4 Милосердие      37      45     54    80
5 Духовное совершенствование      52      66     60    84
6 Отзывчивость      43      54     78    91
7 Понимание      61      72     80    93
8 Честность      35      44     54    65
9 Взаимоуважение      63      72     87    98
10 Любовь      68      77     78    99
11 Толерантность      26      54     48    70
 

      Для получения более достоверных данных нами дано ранжирование выборов и их динамика в ходе экспериментальной работы. Сопоставив результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, отметим изменения в ранжировании оцениваемых личностных ценностей. По прежнему для старшеклассников важны любовь, взаимоуважение, понимание. Важно отметить, что такие ценности как доброта, гуманность, милосердие стали оцениваться выпускниками гораздо выше, чем в начале эксперимента. Гуманность с 9 места переместилась по рангу на 6, доброта - с 6 места на - 5 место; отзывчивость с 6 - на 2 место. Эти выводы мы считаем достаточно достоверными, поскольку налицо изменения, произошедшие со старшеклассниками в течении эксперимента. Следовательно, целенаправленная деятельность классного руководителя обеспечивает высокий уровень воспитания нравственных качеств личности и создает предпосылки для дальнейшего развития, совершенствования нравственных ценностей личности. Отвечая на вопрос «Что необходимо делать, чтобы стать личностью?», 74% старшеклассников указывали на наличие следующих нравственных ценностей: «Надо быть добрыми», «Быть порядочными», «Быть гуманными», «Надо много работать над собой», «Надо быть духовно богатым», «Учиться быть терпимым».

  Обобщая результаты  эксперимента, отметим, что педагогические особенности воспитания нравственных ценностей у старшеклассников  определены с учетом положений концептуальной модели воспитательной системы класса и методических условий, направленные на развитие нравственных ориентаций учащихся с учетом возрастных особенностей.

     Педагогический эксперимент позволил доказать, что воспитание нравственных ценностей старшеклассников будет эффективным при условии, если оно выступает в качестве целостного педагогического процесса общеобразовательной школы, в котором сконструирована модель воспитательной системы класса, направленной на воспитание нравственных ценностей. Педагогический эксперимент показал эффективность взаимодействия классного руководителя, школьного сообщества и семьи в разнообразной деятельности по воспитанию нравственных ценностей: создании воспитательной среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, педагогической поддержки, этической защиты.

     Педагогический эксперимент выявил, что процесс воспитания нравственных ценностей проходит в три взаимосвязанных этапа, обусловленные возрастными особенностями учащихся: мотивационный, ценностно-ориентационный, ценностно-деятельностный. Однако, в 9-10 классе преобладает мотивационный этап, в 10 классе ценностно-ориентировочный, в 11 классе - ценностно-деятельностный. Доказано, что на каждом этапе велика роль корректировки нравственных ценностей, осуществляемой во время педагогической поддержки, этической защиты. Выявлено, что педагогические условия воспитания нравственных ценностей особенно эффективно реализуются на классных часах, социальных ролевых играх, дискуссиях, тренингах, обеспечивающих обмен нравственными ценностями.

      В результате педагогического эксперимента выявлены три уровня воспитания нравственных ценностей старшеклассников: низкий, средний, высокий. Для низкого уровня характерна пассивность учащихся, отсутствие цели, уважения к другим, эгоизм, низкая (или завышенная) самооценка, конфликтность, отсутствие долга, ответственности за дело, жестокость. Средний уровень характеризуется ситуативной потребностью в нравственной деятельности, приспособленческой реакции во взаимодействии с другими, осознание потребности в уважительном отношении к другим, выполнение нравственных норм в зависимости от ситуации (знаю, но не буду выполнять). Для третьего уровня характерна дисциплинированность, чуткость, чувство долга, умение отвечать за свои поступки, уважительное отношение к окружающим, активное участие в творческих делах классного и школьного сообщества, проявление гуманности и милосердия по «велению души и сердца», доброта.

     В ходе педагогического эксперимента доказано, что воспитание нравственных ценностей оказывает влияние на все сферы развития личности, обусловливая становление их активной позиции, гражданственности. Осуществляя воспитание нравственных ценностей у старшеклассников и оказывая большое влияние на активность их жизненной позиции, мы замечаем, что они стали более требовательны к себе, внутренний мир старшеклассников совершенствуется и развивается. Идет большая духовная работа и переоценка нравственных ценностей и взглядов, что очень важно для их духовно-нравственного роста. Результаты эксперимента доказали правильность поставленных в работе цели и задач исследования и наметить пути дальнейшей исследовательской работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основе результатов исследования, нами сделаны следующие выводы. В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены основные результаты исследования.

  1. На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы.  Доказано, что воспитание нравственных ценностей учащихся осуществляется на основе постоянного повседневного раскрытия для воспитанников ценностной сущности предметов и взаимоотношений реального мира.
  2. В исследовании выяснено, что общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Нравственные ценности человека, ориентированные на добро, уважение, совестливость, воспитываются в процессе непрестанного взращивания и «творения» добра.
  3. В исследовании отводится особая роль воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников; показано, что развитие нравственных ценностей будет успешным, если оно строится на комплексном, системном, личностно-деятельностном, культурологическом подходах, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, создаются условия для успешной самореализации личности учащихся в воспитательной системе класса, ориентированной на нравственные ценности.
  4. Выявлено, что воспитательная система класса является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии и базируется на системном, проблемно-целевом, деятельностном, культурологическом и личностно-ориентированном подходах. Рассмотрены основные черты гуманистической воспитательной системы класса и этапы развития. Возведение школьника в статус цели воспитания нравственных ценностей принципиально значимо при моделировании воспитательной системы классного сообщества.
  5. Создана концептуальная модель воспитательной системы класса нравственной направленности . Ценностно-целевой компонент, включающий в себя: цели и задачи воспитания нравственных ценностных ориентации; приоритетные идеи построения воспитательной системы; формирование нравственных ценностей как значимых целей развития личности старшеклассников. Данный компонент является ценностно-смысловым ядром воспитательной системы, так как целями воспитательной системы класса являются: создание единой воспитательной направленности в развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, выбора поисков и поступков учащихся; формирование потребностей к нравственному саморазвитию. 

Информация о работе Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе