Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6

1.1. Нравственная культура старших школьников как

педагогическая проблема…………………………………………………. 6

1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания

старших школьников .................................................................................. 10

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры

старших школьников……………………………………………………… 16

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24

2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры

старших школьников………………………………………………………. 24

2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры

старших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………... 27

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

         При исследовании литературы было замечено, что повышение эффективности нравственного воспитания школьников возможно только при создании сочетания педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

         Можно отметить, что  проведенные мероприятия дали положительную динамику развития нравственных качеств школьников старших классов. Но также опытная работа показала необходимость продолжения проведения занятий по нравственному воспитанию со старшеклассниками

         Этой работой мы подтвердили закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. 

         На основе проделанной работы можно сделать вывод, что эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от следующих условий: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравственных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы, способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности  в учебной деятельности. Благодаря чему воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.  Архангельский,Н.В. Нравственное воспитание/Н.В.Архангельский.-  

      М.:Просвещение,1979.- 420с.

2.  Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И./ О нравственном  

     воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. – 213с.  

3.  Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников/Н.И. Болдырев.- М.:

       Просвещение, 1979.-280с.

4.  Воронов, В.В. Педагогика школы в двух слова/В.В.Воронов –  М.: 1999.

5.  Гербарт, И.Ф. Избр. пед. соч./И.Ф.Гербарт - М.: 1940.-54с.

6.  Громцева, А.К. Формирование у школьников  готовности к 

      Самообразованию/ – 2-е изд. – Просвещение, 1991.- 193с.

7.  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/В.И.Даль - М.: 1955.

8.  Кадол, Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников/ Открытая школа. –    

      М., 2000. № 1. - 30с.

9.  Коменский, Я. А. Материнская школа: Пер. с нем. //Избр. пед. соч. - В 2-х

     т. - Т.1. - М. - 1982. – 237с.

10. Морозова, Т.В. Обзоры по информационному обеспечению

      общесоюзных науч.-пед. Программ/  Обзор информ.вып. 5 с.3

11. Немов, Р.С. Психология/ Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

    В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2:

     Психология образования. – 608 с.

12. Немов,  Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ В 3

      кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.3: 

     Психодиагностика. – 640 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ М.:

      Азбуковник, 1999.- 944с.                  

14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных

     заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов./– 4-е

     изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. -512с.

15. Педагогический  энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад -М.:

     Большая Российская  Энциклопедия, 2002. – 528с.

16. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед.  ин-тов/ Ю.К. Бабанский и

      др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. -  М.: Просвещение, 1988. – 479с.

17. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного

      воспитания школьников./С.Л.Рубинштейн – М.: 1981.

18. Савченко, Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным

      проявлениям/ Вопросы психологии. –  М., 1997. –  №3. – 31с.

19. Уледов,А.К.  Нравственное воспитание/А.К. Уледов.-М.: Мысль, 1979.-168с.     

20. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений /К.Д. Ушинский.- М.: 1985,т.2.-240с.

21. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 2-х т./ К.Д. Ушинский- М., 1979,т.1-140с.

22. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ М.: Просвещение, 1990.-56с.

23. Харламов, М.Ф. Педагогика/ Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. –

      М.: Гардарики, 2000. – 519с.

24. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника./Н.Е.Щуркова - М.:

     Пед. общество России. - 1998.- 48с.

25.Яновская,М.Г.Эмоциональные аспекты нравственного воспитания/ М.Г.

     Яновская - М.: Просвещение, 1986.230с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

                                                                                                         Приложение А 

Приёмы  воздействия на учащихся по воспитанию нравственных ценностей

                                                                                                                    

 
Название
 
Содержательные элементы приемы
1. Нравственное упражнение Суть приема - в организации обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных па развитие нравственных качеств. Воспитатель «заставляет» учащихся совершить ряд поступков, которые своим содержанием требуют, чтобы ученик проявил именно эту черту характера. Многократное правильное поведение послужит нравственным упражнение в выработке положительной черты характера (доброты, гуманности, чуткости, справедливости и т.д.) Сложность: необходимо правильно подобрать серию поступков, которые послужат упражнением для формирования намеченного нравственного качества. Ученик не должен подозревать, что предлагаемое задание носит специально воспитательный характер - оно должно выглядит естественно. Допустимо создавать условия, при которых ученику в присутствии товарищей бывало бы неудобно отказаться от предложенного задания, но не следует действовать прямым приказом. Нравственное упражнение развивает новые мысли и чувства, новые мотивы поведения - в этом его воспитательное значение.
2. Доверие Сущность - поручение воспитаннику определенного ответст- 
венного дела. Оно развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность, т.е. мобилизует все силы, чтобы выполнить поручение. Поручение должно быть носильным и вызывать интерес. Иногда лучше дать такое поручение, которое выполняется за сравнительно короткий срок, чтобы ученик сразу увидел результат своего труда. Деятельность, облеченная доверием, характеризуется большим накалом чувств :создается психологическое состояние, благоприятное для пробуждения положительных качеств. На доверие

Откликаются все учащиеся, а особенно те, которые потеряли доверие окружающих. Доверие основывается на 
закономерности развития чувств и воли. Сложность: доверие вызывает радость и воодушевление только тогда, когда воспитанник начал сомневаться в правильности своего поведения, когда он мечтает заслужить любовь воспитателя, желает стать достойным членом коллектива. Если ребенку чужды интересы коллектива, выражение доверия не трогает его, предстоящее поручение тяготит, и ученик его не выполняет. Здесь уместен прием вовлечения в интересную деятельность.

3. Пробуждение  гуманных чувств Для пробуждения гуманных чувств необходимо найти в окружающей обстановке такие условия, при которых ученики сами увидели бы людей, нуждающихся в помощи. Но чтобы дети не прошли равнодушно мимо, учитель должен обратить внимание на испытываемые людьми трудности и способствовать совершению хорошего поступка. Важно, чтобы работа соответствовала их способностям, была увлекательна для них и давала возможность проявить свои умения, чтобы роль учителя ими была бы не замечена. Данный прием основывается на сопереживании -одном из законов образования чувств. Способность к сопереживанию, к сочувствию надо воспитывать, исходя из морального кодекса воспитания нравственных принципов.
4. Активизация сокровенных чувств Воздействие заключается в создании незаметного для учащихся таких обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств, на их основе воспитываются благородные стремления. Сокровенные чувства не всегда являются ведущими, активными. Задача воспитателя состоит в том, чтобы в организуемой педагогической ситуации активизировать сокровенные чувства учащихся, сделать их ведущими и на этих чувствах базировать перестройку поведения воспитуемого. Прием активизации сокровенных чувств способствует установлению более сердечных взаимоотношений между воспитателем и учеником. Данный прием основывается на динамике развития чувств, когда в повой педагогической ситуации ведущим может оказаться появившиеся повое сильное чувство, либо чувство, ранее второстепенное.
5. Доброта, внимание, забота Доброта и внимание к ученику, помощь со стороны коллектива вызывают в ребенке ответные благородные чувства, порождают радость, признательность. Данный прием более необходим, если ребенок обижен. Тогда боль и огорчение порождают озлобление, стремление сделать назло, напротив, отомстить. Причины для обид могут быть различными: ненормальная обстановка в семье, неласковые родители, чрезмерно суровое отношение родителей к ребенку, частое осуждение и наказание в школе. Неожиданное проявление доброты, внимания и заботы может вызвать сильные ответные чувства. Причем учащиеся должны чувствовать искренность учителя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                             Приложение Б 

Алгоритм проведения классного часа по воспитанию нравственных ценностей 

     Психологическая настроенность учащихся. Учащиеся должны ждать классный час и настроиться на серьезный и важный разговор, необходимо в устной или письменной форме напоминать школьникам о проведении классного часа, дать необходимые рекомендации по его подготовке; подготовка классной комнаты для проведения классного часа. Она составляет важную организационную часть, чтобы изменить привычную учебную обстановку кабинета, оставшуюся от предыдущих уроков: обязательное проветривание, уборка учебных пособий в шкафы, чтобы не отвлекать внимание учащихся от намеченной темы, расставляются по-другому столы, стулья, цветы; оформляются афоризмы, цитаты, вывешиваются правила поведения на классном часе, на доске записывается тема; установление продолжительности классного часа. Островное правило регулирования времени мы определили следующим образом: «Классный час закончи до того, как ученик первый раз посмотрит на часы», т.е. когда накапливается усталость. Нежелательная тенденция удлинения классных часов в современных школах дает отрицательный эффект, то есть необходимо учитывать соблюдение требований режима дня школьника.

     Выработка поведенческих традиций проведения классного часа.             Методическая сложность классного часа заключается в том, что свободное поведение, непосредственность, неформальное общение необходимо сочетать с жесткими правилами поведения, четким порядком, уважительной тишиной и вниманием учащихся в противном случае может произойти, нарушение законов этики и эстетики свободного общения. Каждая классная группа вырабатывает свои правила и устанавливает свои традиции, но как указывает Н.Е. Щуркова «в любом своеобразном варианте важно не забыть про основу - совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа». Эта совокупность норм такова:

     Уважительное отношение к любому выступающему на классном часе.

Поднятая рука - единственный способ сообщить о своем желании выступить.

Право на любой вопрос, который можно задавать на классном часе, и отсутствие права на насмешку над задающим вопрос и над самим вопросом.

Четкость вывода и ясность решения, которыми должен заканчиваться разговор на классном часе.

     Опора на конкретные жизненные факты и конкретный жизненный материал при ведении «разговора о жизни».

     Максимальная искренность и связанное с ним право учеников на молчание, когда нет желания говорить [20].

     Главной задачей данного направления является обучение учащихся пониманию человеческого существования ценности существования других людей, становление у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего, осознания своей роли, возрождение духовно-нравственных общечеловеческих ценностей:

-      развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- уметь развивать достижение ощущения смысла собственного существования;

-     воспитывать умение выживать в экстремальных ситуациях;

-     воспитывать устойчивость в отношении чужих влияний;

-     развивать желание самосовершенствоваться;

-     развивать эмоционально-волевые качества учащихся;

- развивать способность принятия человека как уникальную индивидуальность;

-     развивать навыки этической нагрузки;

-     формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи;

-     быть носителем «человека культуры»;

-     иметь осознанную нравственную позицию;

-     развивать способность учащихся к самореализации. 
 

Информация о работе Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе