Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6

1.1. Нравственная культура старших школьников как

педагогическая проблема…………………………………………………. 6

1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания

старших школьников .................................................................................. 10

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры

старших школьников……………………………………………………… 16

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24

2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры

старших школьников………………………………………………………. 24

2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры

старших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………... 27

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

     Среди тех нравственных проблем, которые  на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и  продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

     Бурные  социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. [11, с. 245]

     Сама  жизнь вырабатывает у большинства  современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера; и самостоятельность — хотя и не всегда правильность — суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т.п.). [17, с. 184]

     Для современных старшеклассников честность  уже не выступает в ее  наивно-реалистической форме, в виде ортодоксально-нравственных сентенций типа: «никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду». Большинство юношей девушек нынешнею поколения утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую.  Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый, пользуясь приведенным выше примером, в суждении: «правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей».

     Справедливость  юношами и девушками также  понимается уже не так, как она  воспринимается детьми: «справедливо — это когда всем одинаково». Современные старшеклассники в  большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «От каждого — по возможностям, каждому — по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей». [17, с. 188]

     Гораздо глубже понимается и нравственный принцип  порядочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей.     Особенно полно данный принцип проявляется в отношениях старшеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков.

     Процесс нравственного развития старших  школьников носит личностно обусловленный характер. Не случайно ведущие исследователи содержания школьного воспитания указывают на необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств.

     Не  составляют исключение из этого правила честь и достоинство личности, психологической основой которых является достаточно высокий уровень самосознания учащихся, их способность к рефлексии, нравственной самооценке и самоуважению. Как правило, интровертированное (направленное на себя) мышление наиболее отчётливо проявляется в старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования чести и достоинства личности. [8, с. 26]

     В психолого-педагогической литературе чаще всего подчёркивается противоречивый характер развития личности старшеклассника. Внимание акцентируется на тех трудностях, которые у них возникают в этот жизненный период – их перестаёт удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений; прежняя полудетская, полувзрослая социальная роль начинает осознаваться как не соответствующая их возросшим возможностям. Возникает противоречие между стремлением утвердиться в жизни и характером их отношений с окружающими людьми. Внутренние переживания сказываются на развитии нравственных качеств учащихся.

     Учителя говорят о возрастном максимализме старших школьников, их завышенных требованиях к себе и другим людям. Не сложившиеся взаимоотношения старшеклассников с учителями и родителями препятствуют достижению успехов в учёбе и жизни, развитию самоуважения, укреплению уверенности в себе.

     Нравственное  воспитание только тогда эффективно, когда оно не идёт вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Нравственное воспитание учащихся приносит мало пользы, если оно опирается только на уже имеющийся уровень моральной воспитанности учащихся и не является "источником возникновения нового", в частности не способствует формированию чести и достоинства личности.

     Можно сказать, что нравственное воспитание старших школьников должно идти впереди  их личностного развития, стимулируя возникновение тех нравственных новообразований, формирование которых наиболее актуально или жизненно необходимо. [8, с. 27]

     На  основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции. У старшеклассников с высоким уровнем готовности к противодействию аморальным проявлениям присутствует чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях. [18, с. 26]

     Учащиеся  стремятся иметь обобщающее мнение не только относительно окружающей их действительности, но и самих себя, своего места в мире. По этим вопросам они пытаются высказать свою точку зрения, а не только разделять мнение других.

     Стимулирующую функцию в формировании нравственности старшеклассников выполняют их оценочные способности, выражающиеся в умении ориентироваться в людях, правильно воспринимать и оценивать их достоинства и недостатки. Опыт оценочных суждений и самооценки складывается у подростков в процессе общения со сверстниками, мнение которых является наиболее значимым для развития положительной репутации и чувства самоуважения, однако быть объективными им мешает усиливающаяся в этом возрасте критичность и самокритичность, не позволяющая давать взвешенную оценку нравственных поступков других людей и своих собственных. [18, с. 22]

     Влияют  на формирование нравственных качеств  стремление старшеклассников к идентификации  себя с другими людьми, а также  с той социальной ролью, которую они собираются реализовать в недалёком будущем, для формирования моральных качеств необходимо использовать положительные примеры. Хорошие предпосылки для обретения положительной репутации и самоуважения имеют старшеклассники с ярко выраженными учебными способностями, высоким уровнем обучаемости. Однако удовлетворённость собой, положительное самовосприятие, чувство личного достоинства и отличников, и хорошистов, и троечников определяется уровнем их притязаний: для психологического комфорта притязания должны соответствовать реальной действительности. [8, с. 29]

     На  развитие нравственной культуры молодых  людей оказывают влияние темпы и уровень физического развития, их внешность, наличие комплексов, в частности комплекса неполноценности, особенно характерного при наличии физических недостатков.

     Таким образом, у старших школьников есть целый ряд личностных предпосылок, способствующих развитию самоуважения, чувства чести и личного достоинства. Необходимо учитывать возможные трудности в личностном развитии старшеклассников и предупреждать конфликтные и стрессовые ситуации, отрицательно сказывающиеся на формировании нравственной культуры учащихся.

     Выводы: Период ранней юности – время вступления  старшеклассников во  взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни.

     Одним из серьёзных вопросов, над которым  задумываются юноши и девушки  – это вопрос о нравственности и морали. У старших школьников  впервые  осуществляется  принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов.  Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.

     На  период ранней юности, традиционно  связываемый с обучением в  старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания.

     К окончанию школы большая часть  юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.

     Эффективное  формирование нравственности старших  школьников зависит от таких условий, как: выбор содержания нравственного  воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравственных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника.

     В процессе активного участия в  разнообразной деятельности  у  учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения.  

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников

     На  основе проведённого анализа прочитанной литературы был сделан вывод, что эффективное формирование  нравственной культуры старшего школьника зависит от определённых условий. К этим условиям можно отнести:

       1.Выбор содержания нравственного  воспитания;

      2.Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравственных качеств;

      3.Активное  участие педагога в становлении самовоспитания старшего школьника.

Охарактеризуем  каждое из них.

      1. Выбор содержания нравственного воспитания.

      Осмысливая  сущность нравственности личности, следует  иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их

неуклонное соблюдение.

      Но  что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к  поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т.д.

      Мораль  общества охватывает большое многообразие этих отношений, если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений.

Информация о работе Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе