Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6

1.1. Нравственная культура старших школьников как

педагогическая проблема…………………………………………………. 6

1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания

старших школьников .................................................................................. 10

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры

старших школьников……………………………………………………… 16

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24

2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры

старших школьников………………………………………………………. 24

2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры

старших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………... 27

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ  КОЛЛЕДЖ  УЧРЕЖДЕНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

                                                                                  Допущена к защите 

                                                                                  Председатель ПЦК

                                                                                  Педагогики и психологии 

                                                                                     _________ Л.В.Адащик 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Формирование  нравственной культуры старших школьников

в учебно-воспитательном процессе 
 
 
 
 

                                                                     Учащаяся гр. 45                    Т.Д. Юсеева  

                                                                     Руководитель ________ Е.П. Осмоловская 
 
 
 

Минск, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….............  3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………...  6

1.1. Нравственная культура старших школьников как

        педагогическая проблема………………………………………………….  6

1.2.   Возрастные особенности   нравственного воспитания

         старших школьников .................................................................................. 10

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры

        старших школьников……………………………………………………… 16

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24

2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры

       старших школьников………………………………………………………. 24

2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры

       старших школьников в учебно-воспитательном  процессе ……………... 27

2.3.  Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………  42 
 
 
 
 
 
 
 
 

            

ВВЕДЕНИЕ

     Культура  личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком  смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

     Во  все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Беларуси, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания старших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

     Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

     Во-вторых, в современном мире человек живет  и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

     В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности потому, что воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

     К.Д. Ушинский писал: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания человека». [20, с.131].

     В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном  обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

      Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности учащегося.

      Значение  и функция школы в системе  непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

      Основной  функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  способностей учащихся к активно -деятельностному взаимодействию с окружающим миром.. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

      Исследуемая нами проблема нашла отражение в  фундаментальных работах А.М.Архангельского [1], Н.М.Болдырева [3], И.Ф.Харламова [22] и др. В их работах указывается сущность основных теоретических понятий по избранной нами теме, а так же способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Так же ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

          Проблемой нашего исследования является обоснование пути и педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов  и методик их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

     Актуальность выбранной нами работы обусловлена тем, что формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе, их общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла. Из всего этого прослеживается, что решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебно-нравственной деятельности не достаточно исследовано.

     Объект исследования - нравственная культура старших школьников.

     Предмет исследования - пути формирования нравственной культуры.

     Цель  курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность избранных нами способов для воспитания нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе.

     Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть понятие нравственной культуры личности как части базовой культуры;
  2. Изучить возрастные особенности старших школьников;
  3. Обосновать пути и педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе;
  4. Провести экспериментальные исследования по выделенной нами проблеме и обосновать полученные выводы.

      Гипотеза - уровень мотивационно-ценностных ориентаций и нравственного воспитания  старших школьников значительно повысится при условиях:

        1. Изучения учителями сущности нравственной культуры школьников;
        2. Осознания ими возрастных особенностей развития нравственной культуры старших школьников;
        3. Принятия во внимания субъективно-нравственного опыта старших школьников в процессе их нравственного воспитания;
        4. Создания нравственно-насыщенной образовательной и воспитательной среды для улучшения качества образования.       

    Успешное  решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:

           1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

           2. Беседа с преподавателями и учащимися.

           3. Анкетирование учащихся и учителей.

Базой исследования является СШ № 4, 10-11 классы, кол-во учащихся 60 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нравственная культура старших школьников как педагогическая проблема

      Термин  нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности:

    «Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, его этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [13,с.423].

      В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое - moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IVв. н.э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.

      В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью  понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой. Так, основными сферами морали выступают культура поведения, семейно-бытовая мораль, трудовая нравственность. В свою очередь, структура этики как науки выражает исторически закрепившиеся за ней функции: определение границ нравственности в системе человеческой деятельности, теоретическое обоснование нравственности (ее генезиса, сущности, социальной роли), а также критически-ценностная оценка нравов (нормативная этика).

        Первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека». Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами.

      Этика подразделяется на эмпирически-описательную, философски-теоретическую и нормативную  части. Здесь необходимо отметить некоторые  отличия нравственности от морали, хотя на уровне обыденного сознания эти понятия признают синонимами. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а, наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Если соотнести нравственность с таким образом понимаемой моралью, она представляет собой сферу нравственной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро. Следует указать еще на одно толкование морали и нравственности. Первое - это выражение человечности (гуманности) в идеальной, завершенной форме, второе фиксирует исторически конкретную меру морали. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственный - относящийся к одной половине духовного быта; противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному компоненту В. И. Даль относит истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина [7]. В. Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижение блаженства сообразно долгу.

Информация о работе Формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе