Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56

Работа содержит 1 файл

2-ая КУРСОВАЯ РАБОТА сюж-рол игра с первоклассниками.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1  Психолого  – педагогические основы сюжетно  – ролевой игры

    1. Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
    2. Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11

1.3 Возрастные  особенности первоклассников и  их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19

ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой  игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)

2.1 Педагогическое  руководство сюжетно-ролевыми играми  в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32

2.2 Методика подготовки  и проведения сюжетно-ролевых  игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36

ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание человека, формирование его гражданских качеств начинается с детства. С первых школьных лет  важно прививать ребенку прилежание и трудолюбие, привычку к самостоятельности, умение жить интересами коллектива, стремление познавать мир. Немаловажным фактором воспитания этих качеств является игра. Она для ребенка – сама жизнь  со всеми радостями и тревогами, удачами и огорчениями. Потребность  в игре дети ощущают постоянно. Во время игры ребенок как бы «репетирует» разные профессии, приобретает навык  взаимоотношений в коллективе и  трудового сотрудничества.

Умение играть – необходимое  условие для формирования воображения. В игре раскрывается перед детьми мир, проявляются творческие способности  личности. Без игры нет и не может  быть полноценного умственного развития, считал В.А. Сухомлинский. Игра должна стать одним из ведущих методов  воспитания. Серьезные и  веселые, шумные и тихие, спортивные и музыкальные, военные и карнавальные игры удовлетворяют  естественную потребность детей  в движении и творчестве. Умело  сочетая все типы игр, мы развиваем  кругозор ребят, учим их четкости, воспитываем  выдержку, мужество, ловкость, внимательность, наблюдательность и готовим к  трудовой деятельности.

«Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и  который призваны изменить», - считал А.М. Горький. В играх познаются  различные свойства предметов, разнообразные  стороны жизни.

При помощи игры ребята получают значительную информацию. И она поступает  к ребенку без насилия и  нажима. В связи с этим можно  назвать различные мотивы игровой  деятельности, но основными из них  являются интерес, удовольствие, положительные  эмоции, сопровождаемые чувством радости  и др. Ребенок постоянно стремится  к деятельности,  к общению, не имея возможности удовлетворить  эту потребность в другой форме, кроме как в игре.  И это, пожалуй, самый главный фактор, привлекающий детей к игре. Такова психология ребенка: все, что он видит и переживает, отражается в его поступке, действии.

В общей системе воспитательной работы с детьми младшего школьного  возраста значительное место занимают сюжетно – ролевые игры. В таких  играх дети отражают быт семьи, заботы страны  и труд людей, т. е все то, что они видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни. При этом происходит «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их построения из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка».  Комбинирующая деятельность воображения, фантазия помогают ребенку создавать новое творческое построение, действовать самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания.

Проблемой нашего исследования является выявление воспитательного  потенциала  сюжетно – ролевой  игры и раскрытие сущности педагогического  руководства сюжетно – ролевой  игрой в работе с детьми младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявление  эффективности использования сюжетно  – ролевой игры в работе с первоклассниками.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.
  3. Раскрыть сущность педагогического руководства сюжетно – ролевыми играми в работе с первоклассниками.
  4. Составить картотеку сюжетно – ролевых игр для первоклассников.

Объект исследования: сюжетно – ролевая игра.

Предмет исследования: формирование сюжетно – ролевых игр в работе с первоклассниками.

В исследовании использовались следующие методы:

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • наблюдение, беседа, тестирование;
  • констатирующий и формирующий эксперимент, обработка данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено  значение сюжетно-ролевой игры как  основы развития личностных качеств детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры

1.1   Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника

 

На значение игры  в воспитательном процессе обращал специальное внимание классик  советской педагогики А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко писал: «Есть ещё один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело … у ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Надо не только дать ему  время поиграть, но надо пропитать  этой игрой всю его жизнь. Вся  его жизнь – это игра.

У нас был завод с  первоклассным оборудованием.  Делали фотоаппараты «Лейка»  с точностью  до одного микрона, и все-таки это  была  игра» [23, с.272].

Термин «правильная, хорошая  игра» надо понимать как игра, педагогически  грамотно организованная, игра воспитывающая.

Среди игр, которые особенно влияют на духовное, нравственное развитие личности, следует выделить сюжетно  – ролевые игры. Наличие роли, двух планов самочувствия (игрового и  реального), сюжета обеспечивает этой игре многообразные воспитательные возможности.

В своей книге Ш.А. Амонашвили вскрыл недостатки традиционной педагогики, назвав в качестве главного её ограниченные возможности в плане потенциального развития ребенка. Такая педагогика, названная Ш.А. Амонашвили императивной, предполагает, прежде всего,  прямые, непосредственные средства воздействия на ученика: требовательность и жёсткий контроль [1, с. 83].

К прямым средствам воздействия  относят: приказ, требование, уговаривание, напоминание, совет, подсказка, заключение соглашений и договоров и т.д.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок  не ощущает себя объектом воздействия  взрослого, когда он полноправный субъект  деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению  трудностей, ставят задачи и решают их.

Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог  ориентирован на личность ребенка в  целом, а не на  его функции  как ученика.

Игровой  метод включения  ученика в деятельность и общение  предполагает именно личностный подход. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Ролевую игру, как  любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие. Гораздо  легче просто указать детям:

«Делай так!», «Повторяй  за мной!». Ролевая игра требует определенных педагогических усилий, педагогического  мастерства.

Ролевая игра может быть организована как самостоятельная  деятельность, например сценическая, когда  спектакль является её результатом.

Ролевая игра может выступать  как игровое общение. Это сюжетные игры типа «магазин», «школа», «больница» и т.д. Здесь главное - не результат, а сам процесс  игрового взаимодействия участников [9, с. 123].

Наконец, ролевая игра может  быть использована и как способ организации  не игровой деятельности. Например, школьный класс на какое – то время объявляется экипажем космического корабля, вырабатываются «инструкции» по выполнению ряда учебных и других задач.

Сюжетно – ролевая игра влияет на развитие личности ребенка (Приложение А). Именно здесь ребенок знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного  поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Через игру ребенок создает  те характеристики личности, которые  ложатся в основу структуры его  самосознания. Он притязает на признание  в игровых ролях, он  берет на себя роли, соответствующие его полу, он представляет в игре самого себя малышом и проецирует себя в будущем, он осваивает игровые права и  обязанности [3, с. 223].

Младшие школьники, играя  со сверстниками, вступают в сложные  отношения, в которых переплетены  моменты соревнования и взаимной поддержки. В игре и отношениях по поводу игры отрабатываются притязания ребенка. Потребность в притязании проявляется в двух планах: с одной стороны ребёнок стремиться «быть как все», а с другой «лучше, чем все», эта мотивация определяет сами достижения ребенка и развитие его как личности.

Придя в первый класс, ребята ориентируются на достижения сверстников. Поэтому мотив «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же самое время ребенок в игре притязает и на то, чтобы «быть лучше, чем другие». Он начинает борьбу за высокий статус и роль в игре. Эти притязания не открыты свободному наблюдению. Ребёнок 6-7 лет уже умеет маскировать свои притязания от постороннего взора. Он может осознавать свои реальные возможности, стремиться быть успешнее, чем другие, быть впереди, или, по крайней мере, не уступать успешному, а состязаться с ним [17, с. 55].

Игра определяет характер половой идентификации  ребёнка. Игра позволяет ребёнку  ознакомиться с предстоящей ролью  мужчины или женщины, реализовать  свои природные задатки, учит осознавать себя как мальчика и девочку и  проецировать себя в будущем.

Психологами и  педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала эти действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, « в уме») [21, с. 383].

В игре у ребенка  закладывается способность оперировать  образами действительности, что, в свою очередь, создает основу для дальнейшего  перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает  игра на развитие у детей способности  взаимодействовать с другими  людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает  правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством  самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости  знаний [20, с. 183].

Игра обеспечивает эмоциональное  воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра помогает активизировать, закрепить, проконтролировать  и скорректировать знания. Навыки и умения, создает учебную и  педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)