Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56

Работа содержит 1 файл

2-ая КУРСОВАЯ РАБОТА сюж-рол игра с первоклассниками.docx

— 119.42 Кб (Скачать)
  1. нахождение замысла игры;
  2. построение вариантов сюжета игр, выявление ролей и их распределение и интерпретация;
  3. нахождение  путей реализации замысла и содержание игры;
  4. поиск или подготовка игрового материала, атрибутов;
  5. собственно игровое творчество, использование комбинаций при выполнении игровых действий, проявление игровых и реальных отношений, контроль за выполнением правил;
  6. самооценка и оценка найденного сюжета игры, игровых действий, путём реализации игровых задач.

Осуществление первых пяти этапов – это как бы «производственная» сторона игры, включающая организационную  работу и собственно игровой процесс. Шестой этап – анализ и оценка своих  возможностей с целью перспективы  игры [31, с. 127].

Л.С. Выготский  выделил  и парадоксы игры:

1) ребёнок действует по  линии наименьшего сопротивления  (получает удовольствие), но научается  действовать по линии наибольшего  сопротивления.  Игра – школа  воли.

2) обычно ребёнок испытывает  и переживает подчинение правилу  в ситуации отказа от того, что ему хочется, а в игре  подчинения правилу есть путь  к максимальному удовольствию. Игра  даёт ребёнку новую форму желания,  т.е. соотносит желание с ролью  в игре и её правилами. В  игре возможны высшие достижения  ребёнка, которые завтра станут  его реальным уровнем, его моралью  [7, с. 111].

В целом игра рассматривается  как:

  1. особое отношение личности к окружающему миру;
  2. особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
  3. социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
  4. особое содержание усвоения;
  5. деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка;
  6. социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».

Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Ее основой является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что  ребенок берет на себя роль взрослого  и выполняет ее в заданной им самим  игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности и специфическую структуру. Однако при организации игр необходимо учитывать и возрастные особенности первоклассников. Данный вопрос и будет рассмотрен далее.

 

1.3 Возрастные  особенности первоклассников и  их учет при организации игр 

 

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает  новая социальная позиция личности – учащийся. К ребенку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения  со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий  и опыта  включения в деловые отношения.

Надо учитывать, что шестилетки отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью  внимания, ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические  затруднения.

Дети, посещавшие детский  сад, как правило, более общительны, легче устанавливают контакт  с учителем и сверстниками, свободнее  чувствуют себя в коллективе, умеют  соблюдать санитарно – гигиенические  правила, не бояться оставаться в  школе без родителей. «Домашние» дети, напротив, более остро переживают переход к новому образу жизни. Они часто не имеют необходимых навыков общения и работы в коллективе.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная  особенность положения ученика, школьника состоит в том, что  его, учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований, к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.

Основная форма организации  учебной работы детей - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Ученику совершенно необходим  тот комплекс качеств, который организует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки [13, с. 44].

Важная сторона психологической  готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что  готовность к  школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В структуре психологической  готовности к обучению в первом классе принято выделять следующие компоненты (по данным  Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.):

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная  готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной с деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо  произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный ypовень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление. (Способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход  к действительности (ослабление  роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям,  процессу их получения за счет  дополнительных усилий;

- овладение на слух  разговорной, речью и способность  к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений  руки и зрительно-двигательных  координаций. 

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей  качеств, благодаря которым они  могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

С проблемой диагностики  психологической готовности детей  к школьному обучению сталкиваются практические психологи, работающие в учреждениях народного образования. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей.

Готовность детей к  школе может определяться по таким  параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта [13, с. 44].

1. Планирование - умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:

  • низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;
  • средний уровень - действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
  • высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.

2. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:

  • низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
  • средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
  • высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:

  • низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
  • средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения;
  • высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4. Уровень развития  интеллекта:

  • низкий - неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и  конкретизации в форме словесных понятий;
  • ниже среднего - неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
  • средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме словесных понятий - выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускаются ошибки;
  • высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
  • очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе  не готов

Не умеет планировать  и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе  готов

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к  этому), ориентируется на скрытые  свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика [14, с. 56], в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

1.   Психологическая  и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых  психофизиологических функций. 

Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)