Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56

Работа содержит 1 файл

2-ая КУРСОВАЯ РАБОТА сюж-рол игра с первоклассниками.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

– У нас сложилась чрезвычайная ситуация. Всем известно, что наша планета всегда славилась чистейшей водой из прекрасных источников, наши водные курорты испокон века привлекали путешественников своей красотой и чудодейственной целебной силой. НО... (Далее следует сообщение на 3 – 5 мин., излагающий проблему в области загрязнения воды.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Царство зверей"

– Мы просим помощи! Люди всей галактики слетались к нам для того, чтобы увидеть величайшее разнообразие растительной и животной жизни на нашей планете. Нигде не было такого разнообразия, как у нас. Мы не хотим утратить это разнообразие и видеть животных и растения только на картинках. (Далее – сообщение, излагающий конкретную проблему.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Свободная земля"

– Наша планета всегда поражала всех своей красотой и изобилием: плодородная почва, безбрежные моря и бездонное небо. Но случилось страшное – мы замусорили всю планету: земля, реки и озера. Мы уже забыли, как выглядела наша планета. (Далее – сообщение, излагающий конкретную проблему.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Парки мира"

– Вы всегда прилетали к нам, чтобы насладиться красотой природы нашей планеты. Если вы хотите оставить своим детям прекрасное наследие и память – помогите. (Далее – сообщение, излагающий конкретную проблему.)

Завершение игры.

Подведение итогов

Сюжетно-ролевая игра "Два  корабля. По морям, по волнам"

Свод морских законов игры

  1. Крепи дружбу морских узлов!
  2. Помни: только смелым покоряются моря!
  3. Скуку за борт!
  4. Много не ешь – потонешь!
  5. Сам утопай – друга спасай!
  6. Не суйся в воду, не зная броду!
  7. Получил задание, умри, но выполни!
  8. Держи нос по ветру!

Цели игры: выявление интеллектуальных и физических способностей детей; создание атмосферы взаимовыручки и товарищества; совершенствование навыков коллективной (групповой) игры.

Подготовительная работа.

В игре участвует две команды  по 7 человек.

Инициативная группа учащихся готовит  необходимый атрибут для оформления места игры, нужный материал для  проведения мероприятия; выбирает  ведущего, вопросы для болельщиков.

Каждая команда придумывает  оригинальную морскую форму.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы отправляемся путешествовать по морям, по волнам  на двух кораблях. Цель нашего путешествия –  посмотреть наши родные просторы и определить самое удобное и красивое место для проведения Олимпиады-2014.

Капитаны, ваши команды готовы к  странствию? Счастливого плавания и  семи футов под килем!

1 конкурс

Мы еще не знаем названия кораблей, и поэтому сейчас каждая команда-экипаж «построит» свой корабль (вырезать из ватмана) и  сложит из букв название своего корабля:

  • 1 команда – ФАНТАЗИЯ
  • 2 команда – БОГАТЫРЬ

Знакомство с членами жюри и условиями игры. Жюри будет оценивать конкурсы не баллами, а милями. Милю обозначим одним флажком. У каждой команды свой цвет флажка. За каждый правильный ответ можно получить одну милю.

Всех отважных, пытливых и зорких 
Приглашаем на борт мы сейчас. 
Вместо флага весёлая зорька 
Пламенеет на мачте у нас. 
И ни грозные штормы, ни штили 
Не страшат нас, ребята ничуть –  
Мы, как песню, корабль сочинили 
И на нём отправляемся в путь

2 конкурс. Представление экипажей кораблей

Корабли есть, названия им присвоены. Пора познакомиться с экипажами.

Каждый получит  листочки, где написаны должность и имена членов экипажей. Каждый должен представиться, подробнее рассказать о себе.

(1 команда – капитан корабля Морской волк, юнга Папочкин, боцман Трос, врач Пилюлька, матрос Причалка, лоцман Краб, кок Кастрюля.

2 команда – капитан корабля Морской дьявол, юнга Мамочкин, боцман Швабра, врач Градусник, матрос Швабра, лоцман Медуза, кок Поварешка).

3 конкурс. Конкурс матросов.

Чтобы отправиться в плавание,  матросы должны поднять якоря. Кто быстрее поднимет  якорь, прикрепленный к длинной веревке.

4 конкурс. Конкурс поваров.

Приглашаются повара, так как  все на борту  проголодались.

1 задание. Имеются трехлитровая банка компота и две пустые банки: одна – литровая. Другая – двухлитровая. Как разлить компот так, чтобы во всех трех банках было по одному литру? (Ответ: способ первый: наполнить литровую банку, вылить ее содержимое в двухлитровую банку, наполнить литровую банку из трехлитровой банки. Способ второй: наполнить двухлитровую банку, наполнить из нее литровую банку).

2 задание. Должны почистить одну картошку. У кого длиннее и тоньше кожура, и чище картошка.

5 конкурс. Конкурс врачей.

Проверим знания судовых врачей в области народной медицины.  Каждому врачу даётся по 5 вопросов.

  1. Растение, которым сводят бородавки (Чистотел)
  2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея. (Бессмертник)
  3. Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
  4. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
  5. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. (Щавель)
  6. У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит это научное название? (Алоэ)
  7. Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник)
  8. Жёлтый, кислый плод южного дерева, который мы употребляем во время простуды. (Лимон)
  9. Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник) 
  10. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовётся «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана) 
  11. Лиственное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Берёза) 
  12. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюблённые. (Ромашки) 
  13. Сладкое вещество, имеющее целебные свойства, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд) 
  14. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

6 конкурс. Конкурс юнга «Как в науках мы  сильны!»

Ведущий:

Малолетний морячок 
Любит море горячо. 
Мечтает паруса поднять 
И за штурвалом постоять.

Вы узнали, конечно, это  юнга.

Приглашаем их на конкурс «Как в  науках мы  сильны!»

1. Какие три буквы будут стоять вместо звездочек в следующем ряду: М, А,Р, *. (Ответ: Марс).

2. На продуктовом складе апельсины расфасованы в ящики по 2, 3 и 7  кг. Можно ли отправить  со склада 10кг апельсинов, не вскрывая ящики? (Ответ: можно: 1 ящик по17 кг и 1 ящика по 3 кг.)

7 конкурс. Конкурс боцманов.

1 задание. Перемотать клубок ниток, вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу.

2 задание. На листочках написать ответы на следующие вопросы. Учитывается и правильное написание слов.

  1. Какой термин используют моряки при мытье палубы? (Драить палубу)
  2. Какой спортивный инвентарь используют моряки при измерении силы? (Канат)
  3. Закрывающееся отверстие на палубе корабля. (Люк)
  4. Морской разбойник. (Пират)

8 конкурс. Конкурс «Морской узел».

Задание. Экипажи получают по веревке. Сколько участников в команде, столько узлов должно быть на веревке. Чья веревка окажется в руке ведущего быстрее, та команда и получит милю.

9 конкурс. Конкурс лоцманов.

На одну линию поставлены 6 чашек. Допустим, что нам надо переправляться через рифы и мели, завязав глаза. Кто быстрее и без ошибок.

10 конкурс. Конкурс  капитанов кораблей.

Задание. К нашему борту принесло бутылку, которую нашли юнги. Достаньте из бутылки и узнайте, что находится в ней. Попробуйте прочитать содержание. Каждому капитану дается карточка с алфавитом в произвольном порядке (сами должны догадаться,  как её применить). Записка содержит следующую запись: (Зимняя олимпиада две тысячи четырнадцатого года состоится в Сочи)

Игра с болельщиками.

Пока наши капитаны расшифровывают послание, мы проведем с пассажирами  кораблей игру на знание моря, морского пространства. Победители в этой игре награждаются ракушками.

Морские загадки для «пассажиров кораблей»

1) Когда с тобою этот друг, 
Ты можешь без дорог 
Шагать на север и на юг, 
На запад и восток. (Компас)

2) Эта птица – рыболов, 
В клюве прячет свой улов. (Пеликан)

3) В мрак ночной или туман 
Знает точно капитан: 
Будет он светить всегда, 
Чтоб берег видели суда. (Маяк)

4) Это местности чертеж, 
Все, что хочешь, там найдешь: 
Горы, страны и города, 
Нужна в пути она всегда. (Карта)

5) Она на палубе стоит 
И парусами шевелит. 
И волна за борт не смоет 
Сооружение такое. (Мачта)

6) Не в тарелке на столе, 
В море плавает желе. (Медуза)

Штурман: Когда капитаны кораблей зачитают свои расшифрованные записки, в корабле по микрофону штурман объявляет о прибытии в Сочи. По проектору идёт видеопоказ слайдов с видами города Сочи, его природы.

(Звучит новая  песня-гимн, посвящённая Олимпиаде).

Подведение итогов игры.

Награждение экипажа-победителя (каждый член экипажа награждается путёвкой на Олимпиаду-2014).

Экологическая сюжетно-ролевая  игра "Лесное происшествие"

Цель:

  1. На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.
  2. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
  3. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

Предварительная работа:

Познавательная деятельность:

  • Экскурсия в зоопарк.
  • Прогулки в лес, на реку, озеро, луг.
  • Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях из книги «С любовью о природе».
  • Беседа о правилах поведения людей в природе.

Ознакомление с художественной литературой:

  • Русские народные сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и волк», «Медведь – липовая нога», «Зимовьё зверей», «Лиса и рак», «Медведь и собака».
  • «Лесные путешествия» В.Бианки.
  • «Большая книга леса» Л.Л.Стишковская.
  • «Энциклопедия животных» Е.Лаврентьева.
  • «Планета животных» Стив Паркер.

Подвижные игры с элементами имитации:

  • «Птицы».
  • «Лес. Сад. Огород».
  • «Где спрятался зайчик».
  • «Собери урожай».
  • «Человек – верный сын природы».
  • Домино «Мы из красной книги России».

Оборудование:

  • Макеты деревьев;
  • вёдра;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»;
  • носилки;
  • макет автомобиля;
  • спортивное оборудование: наклонная доска, маты, перекладина, дуга и пр.

Сопутствующие игры:

  • «Больница»;
  • «Спасатели»;
  • «Пожарники»;
  • «Журналисты».

Предполагаемые роли:

  • Девочка – Весточка;
  • жители леса – животные;
  • врач;
  • ветеринар;
  • водители;
  • спасатели;
  • санитары;
  • пожарники;
  • журналисты.

Обогащение и активизация словаря:

  • Патруль;
  • бедствие;
  • происшествие;
  • эвакуация;
  • милосердие.

Примерный план развития сюжетно–ролевой  игры «Зелёный патруль» («Спасатели», «Планета Земля в опасности», «Лес – наше богатство»).

 

Этапы становления  игры

1.

Закрепление знаний о животных, растениях нашей планеты. Накапливание знаний о профессии эколога, спасателя  от познавательных занятий, постепенный  переход и игровым умениям

2.

Организуем совместные с  детьми игры – придумывания на известные  сюжеты.

Воспитываем умения партнёров.

3.

Учим изменять замысел  в соответствии с предложениями  всех участников

Формируем игровые действия согласно замыслу.

4.

Совместно с детьми комбинируем  разнообразные события, стремясь к  соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.

5.

Активизируем воображение, добиваемся самостоятельного развёртывания  сюжета.

6.

Придумываем реальную историю, а не игру - сказку, вызывающую эмоциональный  отклик всех участников игры.

Учимся преодолевать препятствия  на пути достижения цели игры.

7.

Организовываем художественно–продуктивную деятельность родителей, детей и  педагога. Изготовление декорации, макетов, костюмов, масок.

Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)