Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56

Работа содержит 1 файл

2-ая КУРСОВАЯ РАБОТА сюж-рол игра с первоклассниками.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

Психологическое воздействие  игры проявляется и в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически  и психологически продуманное использование  ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся [27, с. 193].

Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и  средств актуализации накопленных  знаний, навыков и умений. Игра рождает  непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой  стороны личности, учит управлять  своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение к тому или иному  явлению, факту, проблеме.

Социально-психологическое  воздействие игры обнаруживает себя в формировании культуры общения, в  частности культуры ведения диалога. Игра формирует способность принимать  самостоятельные решения, оценивать  свои действия и действия других, побуждает  актуализировать свои знания [29, с. 223].

Педагогическое влияние  учебной игры проявляется в воспитании чувства коллективизма и товарищества, а также чувства высокой личной ответственности перед коллективом  за успех общего дела. Благотворно  ее влияние на формирование ответственного отношения к учебной деятельности. При этом примечательно то, что  у обучаемых появляется стремление к знаниям, не ради оценки, они начинают чувствовать вкус к приобретению знаний. Повышается требовательность к себе. Развиваются профессиональные качества будущего специалиста, формируются  методические умения.

Таким образом, игра как педагогическое явление, оказывающее влияние на умственное, духовное и нравственное развитие, играет важную роль в формировании личности первоклассника, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых  игр и их особенности, рассмотрению которых посвящен следующий пункт  работы.

 

1.2  Особенности  сюжетно-ролевой игры и её основные структурные элементы

 

Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность,  в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме (в специально создаваемых  игровых условиях) воспроизводят  деятельность взрослых и отношения  между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых  предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Именно сюжетная игра позволяет  в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие ребёнка действия, ролевые функции, включаться в разнообразные  события. Как никакая другая деятельность, игра дает ребенку возможность пережить ощущения свободы, своего могущества, эмоционального комфорта. Развитие игры проявляется, прежде всего, в изменении  её сюжета (отражаемой сферы деятельности) и содержания.

У младших школьников можно  наблюдать игры не только с бытовым  сюжетом  («дочки - матери» и т.д.). В этом возрасте достигают своего расцвета игры на производственные сюжеты («железная дорога», «строительство» и т.п.), получают дальнейшее развитие игры  с широким общественным сюжетом («космос», «война» и т.п.).

Главное содержание игры шести  – семилетних детей – уже не столько действия с предметами, сколько  отношения между людьми  и выполнение правил, вытекающей из взятой на себя роли. Ведь именно в ролях воплощается  сюжет и содержание [31, с. 77].

Как ни фантастичен на первый взгляд тот мир, в который вступает ребёнок в игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В своих играх дети отражают то, что происходит вокруг них.

Справедливо замечено в одном  стихотворении:

Есть не в пример наукам хитрым

Совсем нехитрая одна – 

Распознавать по детским  играм,

Чем озабочена страна.

Сюжетно-ролевая  игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой  игры, без него нет самой сюжетно-ролевой  игры. Д.Б. Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх» [30; с. 246]. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты  детских игр достаточно многообразны. Существует несколько классификаций  игр по сюжетам. Достаточно подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся  на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и др., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).

Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего  детства, но Д. Б. Эльконин, описывает  закономерность в их развитии. Здесь  можно говорить, по крайне мере, о  трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с  производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Д. Б. Эльконин связывает с расширением кругозора  ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более  глубокое содержание жизни взрослых [30; с. 259].

На  протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку  зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных  условий. Кроме того, в каждую эпоху  происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный  отклик у детей и взрослых. Такие  события всегда порождают новые  сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения  людей («школа», «дочки-матери» и  т. д.).

Содержание  сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в  качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более  или менее глубокое проникновение  ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю  сторону поведения человека –  только то, с чем и как действует  человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех  отношений между людьми, которые  дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений  реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может  иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет  ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Содержание  игры, отмечает Д.Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослым в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [30; с. 210].

Что может  служить источником содержания сюжетно-ролевой  игры ребенка? На этот вопрос существуют разные точки зрения.

Так, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая утверждают: творческий ребенок играет тогда, когда содержание игры захватывает его чувства. Поэтому необходимо определить источники, которые способствуют развитию содержания детских игр, формируют богатое воображение, развивают ролевые действия. Р.И. Жуковская выделяет два вида источников: непосредственный детский опыт, возникающий стихийно, и опыт, организуемый воспитателем.

Стихийный опыт ребенка, по мнению Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой, важный источник, но часто поверхностный, потому взрослый должен корректировать, направлять ребенка.

Опыт, организуемый взрослым, Р.И. Жуковская представляет в нескольких направлениях:

Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной  содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с  детским опытом, с впечатлениями  от окружающей жизни игрушка дана ребенку» [31, с. 57]. Очень важно рассматривать  игрушку как стимул к организации  детской самодеятельности. Целесообразно  давать ребенку игрушку и как  напоминание о ярких детских  впечатлениях. Игрушки можно вносить  в группу планово, в связи с  планируемой взрослым игрой. Важно  сочетать внесение игрушек с обогащением  детей знаниями о предметах;

Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;

Художественная  литература. Р.И. Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых [31, с. 75].

Названные источники, по мнению Р.И. Жуковской, способствуют развитию содержания игр и влияют на умственное развитие ребенка.

Другие  авторы в своих исследованиях  придерживаются несколько иной точки  зрения об источниках содержания сюжетно-ролевой  игры.

В сюжетно-ролевой  игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких  правил деятельности, но в тоже время  не свободен от того социального мира, в котором он существует и который  определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и  в группе детей в частности  игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его  свобода определяется широтой и  глубиной знаний и представлений  об окружающем, владением способами  деятельности, которые позволяют  воплотить эти знания в игру, утверждают Н.Я. Короткова и Н.А. Михайленко. По их мнению, содержание игры – это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия – все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.

Включение ребенком того или иного тематического  содержания в игру, по мнению Н.Я. Коротковой и Н.А. Михайленко, определяют реальные жизненные ситуации, в которых оказываются ребенок. Эти реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и характеру включенности в них. Все эти ситуации разделили на 3 типа:

  • ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается);
  • ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);
  • ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги т. п.), либо узнает о ней из рассказов, сказок телепередач [25, с. 57].

Все три  типа ситуации дают пищу для детской  игры.

Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых  игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые  изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности  в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание  сюжетно-ролевой игры воплощается  ребенком с помощью роли, которую  он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры.

Роль, которую берет на себя ребенок  в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры [30, с. 57].

Для ребенка  роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в  соответствии с представлениями  о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для детей роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия, при которых ребенок может  взять на себя выполнение какой-либо роли:

  • ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;
  • знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
  • в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.

На  протяжении детства развитие роли в  сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.

Психологи выделяют и такие структурные  компоненты сюжетно-ролевой игры, как: правило, игровое действие, игровые  и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре [29, с. 157].

В ролевой игре главным  для ребёнка является проявление его потребностей и способностей, которые развиваются в игре, - потребность в знаниях, потребность  в помощнике, товарище,  с которым  можно поделиться, сопереживать, которому нужно помочь, защитить его и др.

Чтобы удовлетворить эти  потребности дети должны уметь строить  план игры, выполнять роли, взаимодействовать  с партнёрами. Дети младшего школьного  возраста уже строят игру по некоторым  усвоенным правилам, пользуются известными им средствами, однако в процессе ролевой  игры они открывают и что- то своё, новое для решения игровых  задач. И здесь ребятам требуется  усвоить ряд структурных этапов:

Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)