Формирование у дошкольников представлений о человеке как живом существе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Проведенные исследования в области экологического воспитания дошкольников Николаевой С.Н., Комаровой И.А., Кондратьевой Н.Н., Плохий З.П., Петрикевич А.А., Хайдуровой И.А., Шараповой И.А. и других свидетельствуют о том, что дошкольникам необходимо дать определенные основы экологических знаний, в которые входят и знания о человеке как живом существе: строение тела человека, основные функции, системы организма, понятие «здоровый образ жизни», необходимые условия жизнедеятельности человека, место человека в природе.

Содержание

Введение

Формирование представлений о человеке в группе «Малыши»
Формирование представлений о человеке в группе «Почемучки»
Формирование представлений о человеке в группе «Фантазеры»
Ознакомление дошкольников с человеком в экологических программах.
Вывод

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная по природе.docx

— 52.87 Кб (Скачать)

Учреждение образования

«Могилевский государственный  университет имени А.А. Кулешова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по ознакомлению дошкольников

с природой

«Формирование у дошкольников представлений о человеке как живом существе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Могилев

Содержание:

 

Введение

  1. Формирование представлений о человеке в группе «Малыши»
  2. Формирование представлений о человеке в группе «Почемучки»
  3. Формирование представлений о человеке в группе «Фантазеры»
  4. Ознакомление дошкольников с человеком в экологических программах.

Вывод

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проведенные исследования в  области экологического воспитания дошкольников Николаевой С.Н., Комаровой  И.А., Кондратьевой Н.Н., Плохий З.П., Петрикевич А.А., Хайдуровой И.А., Шараповой И.А. и других свидетельствуют о том, что дошкольникам необходимо дать определенные основы экологических знаний, в которые входят и знания о человеке как живом существе: строение тела человека, основные функции, системы организма, понятие «здоровый образ жизни», необходимые условия жизнедеятельности человека, место человека в природе.

Человек – живой. Так как и все живые, он передвигается (ходит, бегает, прыгает), питается, дышит воздухом, выделяет ненужное (пот, слизь, переработанные воздух и пищу).  Он чувствует (слышит, видит, ощущает запах, боль, голод, температуру окружающего, радость, грусть и другое). Имеет сходные с животными и растениями потребности в воздухе, пище, определенной температуре, свете, месте для жизни, влаге. Испытывает потребность в движении и отдыхе. Человек, так же как растения и животные, растет, развивается и размножается. Передавая дошкольникам эти знания, взрослый помогает формировать у них бережное отношение как к своему телу и здоровью, так и ко всем живым существам.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование представлений о человеке в группе «Малыши»

 

 В группе «Малыши» педагог начинает развивать знания ребенка о себе, формировать позитивный образ «Я».

В этот период педагог только начинает уточнять, какие представления о себе, внешнем виде (части тела, лица, формирует представления о том, что могут делать их глаза, уши и т. д.) имеют дошкольники. (Приложение 1, 2)

Уже в этом возрасте у  дошкольников начинают воспитывать  основы понимания своего единства с  природой, интерес и бережное отношение к живому.

 

2 Формирование представлений о человеке в группе «Почемучки»

 

В программе «Пралеска» для группы «Почемучки» определены следующие задачи по формированию представлений о человеке как живом существе:

  1. уточнять представления младших «почемучек» об их внешнем виде (части тела, лица), формировать представления о том, что могут делать их глаза, уши и т. д.;
  2. формировать  представление  о  необходимости  полезной пищи и движения; о том, что дети растут (какими были, стали, будут).

Взрослый помогает детям  познакомиться с органами чувств человека:

- кожа – педагог знакомит  детей с функциями кожи, рассказывает, что она помогает ощущать свойства  предметов (холодный - горячий, сухой  – мокрый, гладкий – шероховатый,  круглый – угловатый и так  далее), ощущает прикосновение, боль, щекотку. Так же педагог рассказывает о необходимости гигиены кожи;

- язык – педагог формирует  представления о функциях языка,  рассказывает о том, что язык  помогает есть, говорить, ощущать вкус еды (сладкое, горькое, кислое, соленое);

- глаза – педагог формирует  представления о том, что глаза  людей имеют разную форму и  цвет (голубой, серый, карий, зеленый). Глаза защищают веки и ресницы.  Если глаза плохо видят, человек  носит очки. Так же взрослый должен подчеркивать необходимость бережного отношения к своим глазам (Приложение 3);

-  нос – педагог  формирует представления о том,  что носы у людей бывают  разной формы; нос ощущает запахи; через него человек вдыхает  и выдыхает воздух. Так же в  этом возрасте начинают знакомить детей со строением носа (крылья, ноздри), подчеркивая необходимость гигиены носа;

- уши – педагог формирует  представления о том, что уши  у людей различаются по размеру  и форме, начинает знакомить  с функцией ушей (слушать звуки), с их строением (ушная раковина, слуховой проход), обращает внимание  на необходимость гигиены ушей.

Так же у детей формируют  представление о разных видах  движения: бегать, прыгать, ползать, кивать головой и так далее; о необходимости  занятий физической культурой для  здоровья.

Как ты дышишь

Человек постоянно дышит, что для жизни ему необходим чистый воздух.

Как ты питаешься

Растительная и животная пища, откуда люди ее получают. Характеристики полезной еды (чистая, разнообразная).

Как ты растешь

Разные  возрастные периоды в жизни человека и их смене: младенец – дошкольник – школьник – взрослый – старый; как выглядит новорожденный, как родители ухаживают за младенцем; обращать внимание детей на то, что когда они станут взрослыми, то будут заботиться о своих родителях, потому что в семье все любят друг друга и заботятся о близких. [7; 112]

 

 

  1. Формирование представлений о человеке в группе «Фантазеры».

 

К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о природе, себе как ее части. В группе «Фантазеры» эти знания углубляются, расширяется их объем. Возрастные особенности ребенка  делают его более самостоятельным, активным в познании природы. Старший  дошкольник не только способен глубже сопереживать, сочувствовать живому, но и проявлять содействие, стремление помогать природе, защищать и беречь ее.

Элементарное ознакомление «фантазеров» с внутренним строением  своего организма – не самоцель. Оно лишь средство для углубления ощущения неразрывной связи человека и природы.

Задачи:

  1. вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней;
  2. развивать, углублять интерес к природе – живой и неживой;
  3. воспитывать уважение и интерес к физической стороне своей жизни;
  4. воспитывать уважение к физическим различиям между людьми;
  5. воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылке здорового образа жизни; содействовать положительному восприятию своего физического «Я».
  6. углубить представления об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях внутренних органов и систем человека;

Разнообразно содержание воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в области  природы. Воспитатель ведет ее регулярно, системно. Особое значимое место в  этой системе отведено знакомству с  человеком.

Как ребенок чувствует  окружающий мир живой и неживой  природы. Педагог уточняет представления  детей об элементарном строении, функциях и защите органов чувств: наши органы чувств помогают многое узнать об окружающем мире, о нас самих.

Объекты природы имеют  разные оттенки цвета, запаха, вкуса  и т. д. разные части одного объекта  могут иметь различные цвета, вкус, запах (к примеру, яблоко снаружи, внутри и т.д.).

Взрослые помогают расширить  возможности восприятия ребенком объектов живой, неживой природы, рукотворного мира всеми органами чувств.

Глаза (для чего нужны  слезы, упражнения для отдыха глаз, как промыть правильно глаза) (Приложение 4).

Нос (как правильно его  чистить).

Язык (отдельные части  его поверхности воспринимают разный вкус, от очень горячего его можно  обжечь).

Уши (как правильно их чистить).

Взрослый уточняет, расширяет  представления детей о возможностях человека выразить свои чувства от встречи с объектом природы (радость, удивление, огорчение и т.д.); в  работе со старшими «фантазерами» особое внимание – научению выражать добрые чувства к людям, животным, растениям;  избавляться от злых, недобрых эмоций.

Уникальность  каждого человека («Твое тело – единственное и неповторимое»). Воспитатель помогает каждому ребенку осознать свою и других людей физическую уникальность, сосредотачивая внимание на том, что его отличает и что объединяет с другими людьми. Знакомит детей с внешним видом представителей различных рас и народов. Взрослые обращают внимание ребенка на то, что душевная доброта, глубокое уважение к другим, а также физическое здоровье делают человека красивым.

Здоровый организм человека. Что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Педагог подводит ребенка к осознанию того, что его тело должно быть крепким и здоровым. Для этого нужны:

- физические упражнения  и отдых;

- здоровая еда, свежий  воздух;

- чистота;

- внимательное отношение  к своему здоровью (необходимо  знать опасные места, предметы  и уметь избегать опасности;  правильно одеваться; при заболевании  обращаться к врачу и выполнять  его советы, положительно относиться  к необходимым профилактическим  осмотрам, прививкам);

Внутренние органы человека («Что у тебя внутри»).

Человеческое тело имеет  сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью  специальных медицинских аппаратов.

Сердце расположено в  груди. Оно бьется, пока человек живет. Его размер примерно равен размеру  кулака.

Как ты дышишь.

Воспитатель формирует у  детей элементарные представления  о процессе и органах дыхания: из носа (рта) воздух через «живые трубочки»  попадает в легкие, которые могут  раздуваться и опадать. Табачный дым вредит органам дыхания.

Как ты питаешься.

Полезная пища (свежая, неядовитая, много овощей и фруктов, мало сладостей  и т.д.). Возрастная смена зубов. Уход за ними (правильно чистить, проверять  у врача ит.д.).

Элементарные представления  о процессе и органах пищеварения: изо рта еда попадает по «живым трубочкам» в желудок, потом –  в кишечник. Ненужные организму остатки (фекалии выбрасываются). Спиртные напитки  вредны органам пищеварения.

 

 

Как ты двигаешься. Кости

Кости разных форм и размеров составляют скелет человека; у детей  они растут.

Как ты растешь. Взрослые формируют представление у ребенка о том, что с возрастом его внешний вид меняется; он узнает, каким он был после рождения (рост, вес в условных мерках и т.д.), каков сейчас, предполагает, каким будет, когда вырастет.

Воспитатель обращает внимание на важную роль родителей в физическом развитии, росте детей; углубляются  представления о добрых отношениях между детьми и родителями. [7; 209]

 

  1. Ознакомление дошкольников с человеком в экологических программах.

  

Программа «Мы» (автор Кондратьева Н.Н., г. Санкт-Петербург)

Ядром содержания программы  «Мы» являются знания о человеке и  его связи с природой, другими  людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к  живому и умении его осуществлять.

Программа предлагает знакомить  дошкольников с особенностями строения человека, основными частями тела: голова, шея, туловище, руки, ноги; с  органами чувств и их функциями: глаза (зрение), уши (слух), нос (дыхание и  обоняние), язык (вкус, помощь в пищеварении  и произнесении звуков), кожа (выделение, защита, тактильная чувствительность); индивидуальное своеобразие внешнего вида людей: цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность и тому подобное.

Программа «На  дом – природа» (автор Рыжова Н.А., г. Москва)

Основная цель программы  – воспитание с первых лет жизни  гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. [2; 4]

Программа включает в себя четыре блока:

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о человеке как живом существе