Формирование у дошкольников представлений о человеке как живом существе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Проведенные исследования в области экологического воспитания дошкольников Николаевой С.Н., Комаровой И.А., Кондратьевой Н.Н., Плохий З.П., Петрикевич А.А., Хайдуровой И.А., Шараповой И.А. и других свидетельствуют о том, что дошкольникам необходимо дать определенные основы экологических знаний, в которые входят и знания о человеке как живом существе: строение тела человека, основные функции, системы организма, понятие «здоровый образ жизни», необходимые условия жизнедеятельности человека, место человека в природе.

Содержание

Введение

Формирование представлений о человеке в группе «Малыши»
Формирование представлений о человеке в группе «Почемучки»
Формирование представлений о человеке в группе «Фантазеры»
Ознакомление дошкольников с человеком в экологических программах.
Вывод

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная по природе.docx

— 52.87 Кб (Скачать)

- я и природа (что  есть рядом с человеком в  живой и неживой природе);

- вода, воздух, почва, солнце, растения, животные;

- лес и другие биоценозы;

- человек и природа  (пути природопользования).

Программа «Юный  эколог» (автор Николаева С.Н., г. Москва)

Программа рассчитана на работу в условиях разновозрастной группы и впервые предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: знания о природе и отношения  к ней.

Данная программа состоит  из пяти разделов. Один из них посвящен человеку: 5 раздел показывает взаимодействие человека с природой (человек –  живое существо; природопользование; охрана природы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В национальной базисной программе «Пралеска» в разделе «Человек и природа», разработанном А.А. Петрикевич достаточно полно раскрыто содержание по ознакомлению дошкольников с человеком как живым существом. Для каждого возраста программой определены свои задачи и знания, которые нужно дать ребенку именно в этом возрасте.

Так же во многие других программах экологического образования имеются разделы, которые посвящены изучению человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Комарова И.А., Прокофьева О.О. Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003, – 100 с.
  2. О программах экологического образования дошкольников// Дошкольное образование. – 2004. - № 11. – с. 3-4, с. 21
  3. Ознакомление с окружающим в группе «Малыши)/ авт.-сост. Л.И. Прус. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006, – 62 с.
  4. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста/ [сост. Г.А. Кудрявцева]. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 55 с.
  5. Организация работы с дошкольниками по программе «Пралеска». Блок «Человек и природа»/ [сост. Г.В. Шурпач, З.Г. Точиленко]. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 100 с.
  6. Петрикевич А.А. Маленький эколог. – Мн.: Сэр-Вит, 2003. – 56 с.
  7. Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007, - 320 с.
  8. Работаем по программе «Пралеска»/ Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО: Аверсэв, 2007, - 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Конспект занятия

Тема: «Мое прекрасное тело. Руки и ноги»

(Группа «Малыши»)

 

Программное содержание: закрепить знания детей о частях тела, их назначении, возможностях; формировать представление о направлении движений: вверх, вниз, вперед, назад; воспитывать доброжелательность, любовь к себе и своему телу.

Материал: картинки с недорисованными лицами.

Словарная работа: туловище, лицо.

Предварительная работа: рассматривание игрушки (куклы), наблюдения за движениями детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, кто вам помогает? (Мама, воспитатель.) А еще вам помогают ваши главные помощники – руки и ноги. Что мы делаем с их помощью? (Кушаем, играем, рисуем и т.д.)

Взрослый показывает детям  иллюстрации с изображением различных  действий.

Воспитатель: Вот видите, какие у нас славные помощники. Давайте попробуем поиграть с ними.

Игра «Пальчики»

  1. Массировать каждый палец на правой руке, а затем – на левой: «Здравствуй, пальчик! Как живешь?»
  2. Потрясти руками: «Ручки, попляшите, ручки, попляшите».

Затем обыгрывается потешка:

Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем –  в лес ходил.

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем – песни  пел.

Воспитатель: Теперь давайте поиграем с ножками. (Дети по желанию делают упражнения.)

- Поднимите одну ногу, затем другую.

- Достаньте одной рукой  до головы, другой до живота.

- Попрыгайте на одной  ноге, затем на другой.

- Обнимитесь, покружитесь.

Воспитатель: Что еще, кроме рук и ног, есть у каждого человека? (Туловище и голова.) Покажите их. Посмотрите друг на друга. У всех есть голова, туловище, две руки, две ноги. Мы все одинаковые? Есть девочки и мальчики. (Подводит детей к ростомеру, измеряет рост желающих.)

- У вас  разный рост, цвет глаз, одежда. Что  вам помогает видеть? (Глазки.) Что помогает слышать? (Уши.) Кушать? (Рот.) Покажите свой рот (нос, свои уши).

Потом показывает картинки, на которых изображены недорисованные лица (рис. 1).

 

                   

Рис. 1

Проводится игра «Портрет».

Воспитатель: Посмотрите на картинки. Художник что-то не нарисовал. Чего не хватает на лице? (Дети называют и дорисовывают) Игровые упражнения:

  1. Закройте глаза. Откройте рот.
  2. Покажите, где у вас щечки, ушки, нос.
  3. Потрите их, Надуйте щечки.

Игра-упражнение «Водичка-водичка» (по потешке): дети читают потешку, показывают части лица, имитируют умывание.

Водичка-водичка, Умой мое личико, Чтоб глазоньки блестели, Чтоб щечки  краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Вот какие наши руки, помогают умываться, одеваться. (Дети повторяют.) А сейчас наши помощники ноги помогут нам пойти на прогулку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Опыт по теме «Человек»

(Группа «Малыши»)

«Движение»

 

Программное содержание: расширять представление о том, что под гору подниматься тяжелее, чем спускаться с горы; через ручей по узкой дощечке лучше проходить по одному, чем вдвоем.

Материал: горка, «ручеек».

Опыты:

  1. Бег под гору по одному и вдвоем, взявшись за руки.
  2. Бег с горы вдвоем и по одному.
  3. Ходьба через «ручеек» по одному и вдвоем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Конспект занятия

Тема: «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир. Глаза. Уши»

(группа «Почемучки»)

 

Программное содержание: формировать представления о том, как органы чувств (5 помощников – глаза, уши, нос, язык, кожа) помогают нам знакомиться с окружающим миром. Познакомить с элементарным строением, функциями и защитой органов чувств. Развивать зрительную и слуховую память. Учить делать выводы на основе наблюдений, развивать активную речь детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель

- что это за предмет? (мяч)

- как ты узнал, что  это мячик?

- ты почувствовал, что  я тебе положила в руку? Чем  ты ощутил? (кожей)

- вот еще один помощник  – кожа. Попробуй, не подглядывая  определить на ощупь, что лежит  в мешочке (2 свеклы).

- как ты узнал, что  это свекла? Сейчас открой глаза  и посмотри, так ли это. Это  свекла и редька. Они очень  похожи по форме.

- можно определить с  закрытыми глазами, где свекла, а где редька?

- можно попробовать на  вкус.

- Да. Верно у них разный  вкус. Определить вкус нам помогает…(язык).

-  вот еще один помощник  – язык (воспитатель вывешивает  картинку). А сейчас закройте глаза. (Воспитатель распыляет дезодорант).

- что вы почувствовали? 

- как вы узнали, чем  пахнет? (понюхали носом).

- значит, у вас есть  еще один помощник – орган  обоняния – нос (воспитатель  вывешивает картинку).

Вот мы и вспомнили всех «помощников».

Сейчас мы проверим, как  вы запомнили.

Вам нужно будет узнать, каким «помощником» мы воспринимаем предложенные вам предметы.

РАБОТА В ЗВЕНЬЯХ.

Слева лежат предметы. Ваша задача напротив предмета положить нужный «помощник» (картинку).

- начинаем по сигналу.

- закончили. Теперь проверим, все ли справились.

- давайте поближе познакомимся  с первым помощником – глазами.

- глазки, глазки, идите сюда. Слушайте, они нам хотят что-то  сказать.

« здравствуйте, дети! Узнали нас? Мы – глаза. У вас тоже есть глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Какой мы формы? 

Посередине глаза есть черная точка – зрачок. Поморгайте глазами. Нас оберегают от соринок  и пыли ресницы, веки и даже слезы. А теперь закройте глаза. Видите ли вы что-нибудь? Плохо без нас?

О чем нам рассказали глазки? Какой они формы? Что оберегает  наши глаза? Посмотрите друг в глаза, какого они цвета? Сейчас проверим, насколько внимательны наши глазки.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Хорошо. У всех прекрасное зрение, но у всех разное. Есть люди, которые совсем не видят, им нужно  помогать на улице, в транспорте. Чтобы  с вами такого не случилось, надо беречь глаза. Мы говорим о значении глаза. Человеку глаза нужны, чтобы видеть всю красоту окружающего мира. Какие правила нужно соблюдать, чтобы наши глаза были здоровыми?

Вот как много мы узнали о наших «помощниках» – глазах – органе зрения.

Давайте познакомимся поближе  с еще одним «помощником».

Прислушайтесь. Что вы слышите?

 Какие бывают звуки? (разговор, шум, музыка)

С помощью чего мы их различаем?

Да, с помощью ушей. Познакомимся с ними поближе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Конспект занятия

Тема: «Твое чудесное тело»

(Группа «Фантазеры»)

Программное содержание: познакомить детей с элементарными сведениями о строении и функциях внутреннего органа – сердца; закреплять знания детей о внешнем строении тела человека, профилактике заболеваний, лекарственных травах; воспитывать уважение к своему здоровью, хорошее отношение к необходимым профилактическим осмотрам.

Материал: кукла-схема Пан Прозрачный, кукла, лекарственные травы, настои, брикеты, рисунки, схемы органов чувств, фонендоскоп.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем похожи все люди? (У всех людей есть голова, туловище, руки, ноги). Посмотрите на эту куклу: ее тело похоже на наше или нет? (Похоже). Это так, но давайте посмотрим, что у нее внутри.

Дети рассматривают куклу, видят, что внутри пусто.

Воспитатель: Как вы думаете, у нас внутри тоже пусто? (Нет) Что там? (Сердце, легкие, почки)

- У нас внутри все  очень сложно устроено. Узнать об этом нам поможет гость. Сегодня я пригласила Пана Прозрачного. (Здороваются).

Пан Прозрачный (взрослый с  куклой в руках): Я слышал, вы хотите узнать, что находится внутри человека. Есть специальные рентгеновские аппараты, которые помогают это увидеть. Однако недаром меня зовут Пан Прозрачный. Вы можете увидеть, что внутри у человека, когда посмотрите на меня. Закройте глаза: один, два, три. Готово! (Воспитатель показывает куклу-схему.) Как вы думаете, что это такое? (Показывает на сердце.) (Сердце). Где оно находится? (Чуть левее середины груди)

- Как вы думаете, у  вас оно есть? Оно бьется? Покажите  где оно расположено. Поднимите левую руку, приложите ее к груди. Что вы слышите? (Ответы детей) А сейчас послушайте, как бьется сердце друг у друга.

- Теперь приложите к  сердцу трубочку. Правда лучше слышно? Но лучше всего услышать, как бьется сердце, можно вот через эту трубочку. Этот медицинский аппарат называется фонендоскопом. Вы все с ним знакомы. Когда вы посещаете врача, он вас им слушает. (Дает детям послушать друг друга).

- Сердце работает все  время, даже когда мы спим. Знаете, какого оно размера? (Ответы детей). Я расскажу, как об этом узнать. Это совсем просто. Сожмите свой кулачок – вот вам и примерный размер вашего сердца. Как видите, оно уже достаточно большое. Но вы растете, и вместе с вами растет ваше сердце. Когда человек любит кого-нибудь, то говорят, что он готов отдать свое сердце. Часто мама вам говорит: «Ты мое сердечко!»

- Сердце обычно рисуют  вот так. (Показывает). Вечером, в свободное время, обведите на красной бумаге свой кулачок, придайте рисунку форму сердца, вырежьте и подарите тому, кого больше всего любите.

- А сейчас поиграем.

Игра «На  приеме у доктора» (цель: учить детей действовать соответственно с ролью, пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги; воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью; материал: медицинская сумка, градусник, трубочка (фонендоскоп), белый халат, кукла, телефон, витрина аптеки с разными «лекарствами»).

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о человеке как живом существе