Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Преимущество  экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

     На  экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию  первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

     Велика  роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии  в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

     Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка  необходимо воспитывать любовь «ко  всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного  человеческого сердца. Речь идёт о  любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

     Задачи  образовательного компонента экскурсии  заключаются в освоении детьми системы  экологических представлений и  элементарных (предметных) понятий  о природе.

     Развивающий компонент экскурсий стимулирует  формирование:

    • навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
    • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
    • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
    • воображения и творческих способностей.

     При разработке экскурсии важно ставить  и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

     По  характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

     Природоведческая  экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

     Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

     Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

     Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при  организации и других видов экскурсий.

     Вместе  с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

     Структура экскурсии:

    • вводная беседа
    • коллективное наблюдение
    • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
    • сбор материала
    • игры детей с собранным материалом
    • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

     Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются  наблюдения на своём земельном участке  и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

     Подготовка  воспитателя, прежде всего, происходит в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

     Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

     Как бы ни было знакомо воспитателю место  экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы. 

     1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии 

     Начинается  с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

     Воспитанники  должны знать, что экскурсия - это  занятие, которое проводится не в  группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

     При подготовке к экскурсии нужно  обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

     К экскурсии воспитателю следует  подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

     Мы  приводим примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

    • Оборудование для сбора растений:
    • Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.
    • Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.
    • Папки для растений — 2.
    • Корзиночки для шишек, листьев — 2.
    • Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.
    • Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2—3.
    • Оборудование для сбора животных:
    • Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.
    • Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.
    • Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.
    • Посуда для переноски водных животных — 2—3.

     Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель  должен тщательно продумать, какой  материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

     Знания, полученные на экскурсии, расширяются  и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы  за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии  собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

     Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель  проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

     Планируя  беседу после экскурсии, воспитатель  должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий 
 

2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий 

     Нет более благоприятного времени для  общения детей с природой, чем  лето, и поэтому педагоги должны серьезно подготовиться к летнему  периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

     Работа  по ознакомлению дошкольников с летними  явлениями природы, поддержание  интереса к ней во многом зависят от планирования и четко продуманной организации эколого-педагогического процесса. Использование разнообразных форм методической помощи педагогам ДОУ (консультации, семинары, пракгикумы, деловые игры и др.) при этом способствует более эффективной работе в этом направлении.

     Воспитателю необходимо помнить,что дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Вот почему воспитатели должны заранее познакомиться с теми растениями, которые растут вокруг детского, сада. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш — одно из самых ядовитых растений, но вместе с тем это лекарственное растение. В плане летне-оздоровительных мероприятий по подготовке педагогов к летнему сезону обязательно должны быть: консультация "О полезных и ядовитых растениях и грибах нашего леса"; оформление стендов "Ядовитые растения", "Съедобные и , ядовитые грибы", выставки справочной литературы.

     Ознакомление  с признаками летнего сезона

     Организуя наблюдения с детьми на прогулках  и экскурсиях:, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.

     Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для  этого времени года явлениями, которые  они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.

     В средней группе, опираясь на прошлый  опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями  летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.

     Детей старшего дошкольного возраста воспитатель  учит распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соотносить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода и др.).

     На  основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним утром  — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной  тихой погоды — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.

     Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать  результаты наблюдений и фиксировать их в календаре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народный календарь времен года (лета). Детям интересно будет узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с природой. Это отражает русский земледельческий календарь. Совместно с родителями дошкольники могут составить альбом пословиц, поговорок и загадок о лете, которые являются своеобразной системой знаний о явлениях природы.

Информация о работе Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой