Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Летели  синицы

Сели  на косицы (Береза)

Подойдем  к березе, полюбуемся ее нарядом. Кора ее белая, чувствуете какая она гладкая, шелковистая? Береза не только красавица, она самое смелое дерево. Случится в лесу пожар, выгорит целый участок с деревьями, и долго – долго оставался бы в лесу этот мертвый кусок земли, если бы не береза. Множество ее семян разносит в начале осени ветер. Семена легкие и маленькие.

Какими  словами можно рассказать о березе? (Высокая, стройная, красивая, кора белая, гладкая).

-  Дети пойдемте дальше. Послушайте.

У поля, возле всходов,

Как богатырь, поднялся клен.

Здесь много всякого народа

С утра до ночи видит он.

Прохожим  машет он листвою

Под крону, где пышна трава.

И дарит  тенью он густою,

И шепчет добрые слова.

Клен  в народе называется кудрявый, за его  красивые листья. А семена у клена  хитрые, приспособились перелетать на крыльях, за это их зовут крылатками. Вот какой подарок нам сделала осень. Положим и его в наш сундучок.

-  А сейчас я вам расскажу об одном дереве, у него интересное название – липа. Как вы думаете почему? (Липкое)

Да действительно такое название липа получила за липкие листья. Дети рассмотрите плоды липы, крылышки, с помощью которых разлетаются семена. Давайте семена положим в наш сундучок.

-  Ребята смотрите, какая зеленая красавица стоит.

Зимой и летом

Одним цветом (Елка)

Ель – ценное дерево, используется при изготовлении инструментов. В густых ветвях еловых деревьев устраивают гнезда разные птицы: вороны, сороки. Плоды у ели – шишки.

-  Дети давайте соберем шишки и положим в наш сундучок.

Игра  «С какой ветки эти детки».

Воспитатель показывает семена и плоды, а дети называют с какого они дерева.

-  Дети расскажите мне что вам сегодня запомнилось или понравилось на нашей прогулке? Какие деревья мы встретили? Какие дары осени мы положили в наш волшебный сундучок? Назовите признаки осени, которые мы увидели на прогулке?

Мои маленькие  друзья! Наша прогулка подходит к концу. Посмотрите, наш волшебный сундучок уже наполнен до краев дарами осени.

Мы отправляемся назад в группу, где вы нарисуете  то, что вам больше всего запомнилось. Из ваших рисунков мы сделаем выставку на тему «Осень». 
 

     «Экскурсия  в оранжерею» 

     Задачи:

     Закрепить представление детей о том, что  для роста растений нужны свет, тепло, хорошая почва (зимой растения выращиваются в оранжереях и теплицах; здесь растут красивые цветы, свежие овощи; для того чтобы растения нормально росли и развивались, им создают условия, близкие к естественным); воспитывать уважение к труду взрослых, чувство радости от общения с природой; формировать умения устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений. 

     Подготовка  к экскурсии:

     Экскурсию лучше провести во время цветения некоторых растений. Договориться с  садовником о маршруте и содержании беседы с детьми. 

     Ход экскурсии:

     Придя в оранжерею или теплицу, воспитатель обращает внимание детей на обилие зелени.

     Воспитатель: Ребята посмотрите как здесь много  зелёных растений!

     Воспитатель: А у нас на участке растения зелёные?

     Дети: Нет

     Воспитатель: Почему? Объясните?

     Дети  сравнивают состояние растений в  оранжерее с состоянием растений на участке детского сада.

     Дети: Потому, что на улице зима.

     Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько градусов на термометре?

     (Воспитатель  подводит детей к термометру.)

     Воспитатель: А на улице, какая сейчас погода - тёплая или холодная?

     Дети: Холодная.

     Воспитатель: Зачем включены светильники, если сейчас день?

     (Воспитатель  помогает правильно и полно  ответить детям, если они затрудняются)

     Далее воспитатель с детьми обходят 2-3 павильона оранжереи, рассматривают  растения находящиеся здесь постоянно. Хорошо, если один из сотрудников расскажет о некоторых из них - где растут в природе, как о них заботятся в оранжерее.

     В маршрут экскурсии следует включить и те павильоны, где выращиваются овощи и декоративные растения.

     Воспитатель: Какие из этих растений вы знаете?

     (Дети  называют знакомые растения)

     Воспитатель: Посмотрите, в какой земле их выращивают?

     Дети: В мягкой, удобренной.

     Воспитатель: Сейчас растения будут поливать, давайте  понаблюдаем.

     (Воспитатель  с детьми смотрят, как поливают  растения)

     Воспитатель: Это называется искусственным дождём.

     Работник  оранжереи рассказывает, для кого они выращивают цветы и овощи.

     (Если  работника нет, то воспитатель  рассказывает об этом сам).

     Воспитатель: Скажем большое спасибо !

     Дети: Спасибо

     Воспитатель: Вам понравилась экскурсия?

     Дети: Да

     Воспитатель: Что вы поняли?

     Дети: Что зимой растения и овощи  выращивают в теплицах. За ними ухаживают  люди и т. д.

     Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в детский  сад.

 

 
 
 

Информация о работе Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой