Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Продолжаем  определять уровень экологической воспитанности дошкольников. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов выявляем их знания о потребностях живых существ и способах удовлетворения этих потребностей, о среде обитания.

1. «Что  было сначала, что будет потом?»

Следующие вопросы: Каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов? Вырастут ли на следующий год на участке цветущие растения? Что нужно для этого сделать?

2. «Собираем  семена садовых цветов».

Осмотр  цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Обращаем внимание детей на то, что цветок один, семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

3. «Где  же растут садовые растения?»

Целевая прогулка за пределы детского сада (в соседнюю школу или детский сад, в парк, сквер и др.). Рассматривание цветов, любование их красотой, определение названий.

4. «Что  и как ест хомяк?»

Знакомим  детей с набором кормов для  хомяка, выяснить, как он ест, какую  еду предпочитает. Обращаем внимание детей на то, как зверек берет еду лапками, как грызет овощи зубами, какую принимает позу, как берет еду из кормушки.

5. «Хомяк  – чистоплотный зверек».

Учим  детей замечать, как хомяк ухаживает  за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно  пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.

6. «Как  узнать ель?»

Рассмотреть ель, назвать характерные особенности  ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

7. «Какие  у ели иголки?»

Проводим  наблюдение, чтобы дети увидели, что  все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотронуться.

8. «Какой  снег?»

Наблюдаем такие свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды.

9. «Замораживаем  воду».

Показываем  детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в  твердый лед (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, елку.

10. «Какие  птицы прилетают на кормушку».

Учим  детей, рассматривая птиц, различать  их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

11. «Когда  птицы бывают заметны?»

Знакомим  детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы  хорошо видны на фоне неба, снега, когда  они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Непременным условием успешного усвоения дошкольниками  знаний о росте и развитии растений является одновременное овладение  ими умственными и практическими  действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. В этом огромную роль играют экскурсии.Недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.

     Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

    • навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
    • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
    • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
    • воображения и творческих способностей.

     Эффективность и качество экскурсий зависят от ряда факторов, и, прежде всего от того, опираются ли воспитание и обучение на возрастные особенности детей. Здесь важное значение имеет представление педагога о том, какими уже знаниями и умениями владеют дети в разных возрастных группах, поскольку от этого зависит своеобразие содержания и организации работы в этих группах. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

    1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» – М., 1991 г.
    2. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.
    3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» – М.: «Просвещение», 1973
    4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.
    5. Горизенко Е.В. «Природа и люди» – М., 1976 г.
    6. 6.  «Дошкольная педагогика» / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина – М., 1986 г.
    7. 7.  Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» – М., 1981 г.
    8. 8.  Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» – М., 2000 г.
    9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
    10. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983, 207 с.
    11. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972
    12. Лихачев Б.Т. «Экология личности», // «Педагогика», №2, 1993 г.
    13. Лучич М.В. «Детям о природе» – М., 1973 г.
    14. Лучич М.В. «Прогулки с детьми в природу» – М., 1969 г.
    15. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
    16. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
    17. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
    18. Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.
    19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянская школа, 1972.
    20. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – Алма-Ата: Мектеп, 1989 г.
    21. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. – 1986, №8
    22. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981 г.
    23. Ушинекий К.Д. Собр. соч. М, – Л., 1949, т. 5.
    24. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988 г.
    25. Чей же клюв лучше?/ Виктор Смолянинов // В мире животных. – 2003. – №3. – С. 34
    26. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» – М., 2001 г. 
    27. «Экологическое и эстетическое воспитание детей» / Под редакцией Л.П. Песко – М., 1984 г.
    28. Ядешко В.И., Сахина В.А. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1978 г.
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Экскурсия в осенний парк (старшая группа)   

Программное содержание

1.  Конкретизировать представление об осенних изменениях в природе.

2.  Уметь видеть изменения продолжительности дня; распускание листьев на деревьях; появление семян, плодов, начало листопада.

3.  Закреплять умение подбирать слова – признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее).

4.  Формировать понимание слова осень – богатая, щедрая, добрая, запасливая.

5.  Воспитывать в ребенке умение видеть красоту осени, любоваться ее великолепным нарядом.

6.  Видеть зависимость состояния природы от продолжительности дня (светового).

7.  Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом.

8.  Воспитывать эстетическое чувство.

9.  Обогащать словарный запас детей по данной теме. Формировать связанную диалоговую речь.

Предварительная работа

Экскурсия в парк в середине осени:

1.  Ежедневные наблюдения за изменениями в природе;

2.  Чтение книг «Осень» Н. Калинина, «Кто как одет» Э. Шим, «Полянка в лесу» М. Пришвин, «Готовятся к зиме» А. Бианки;

3.  Рассматривание картины «Золотая осень»;

4.  Заучивание стихотворений. 

Ход экскурсии

В группу входит взрослый, одетый в костюм осени. Здоровается: «Я осень золотая, в гости к вам пришла и подарков много вам я принесла. Приглашаю вас в парк, полюбоваться на яркий, разноцветный наряд природы. Я вам принесла волшебный сундучок, в который вы будете складывать дары осени, которые найдете на прогулке».

Воспитатель:

-  Спасибо тебе Осень за твой сундучок и приглашение. Мы сейчас же с ребятами отправимся в парк. А тебя Осень мы приглашаем подольше погостить у нас.

Дети  все вместе говорят:

Осень, осень, гости недель восемь,

С громами  сильными,

С дождями  с ливнями,

Льется  дождик с неба

Больше  будет хлеба.

Осень: – Ну, спасибо дети, а сейчас я  отправлюсь в другой детский сад, чтобы всех ребят пригласить в  осенний парк.

Дети  идут по дорожкам парка. Останавливаются  там, где лучше просматриваются  все деревья.

-  Ребята посмотрите, как красиво вокруг, все деревья словно нарядились к празднику. Почему? (Наступила золотая осень). Вот мы и пришли в гости к осени.

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше  б золото не сбросили

Стал  бы лес багрян и тих.

По чаще б солнышко усталое

Гостило б в золотом лесу.

Чтоб  защитить от ветра малого

Лесную  позднюю красу.

Летом в начале сентября деревья еще  зеленые. Теперь березки, клены окрасились в желтый цвет. Осины – красные. Между ними елочки зеленеют. Давайте обратим внимание на то, что каждое дерево окрашено по разному. Как вы думаете ребята, почему листья на деревьях меняют свою окраску? (Потому, что солнце мало греет. Дни стали короче)

Утром, когда вы встаете в детский  сад еще темно, вечером тоже рано темнеет. Растения получают мало света.

А в  листьях всегда есть желтая краска и зеленая. Только летом, когда листья получают много света, они зеленого цвета. Осенью, когда солнечного света  становится меньше, листья теряют зеленую  окраску и получают желтый, оранжевый или красный цвет.

А теперь найдите листья самой разной окраски  и расскажите, какие они. (Лист красный, желтый, зеленый, красивый, нарядный, яркий, разноцветный, золотой).

Как называется время года, когда начинается листопад? (Осень)

Листья  золотые падают, летят,

Листья  золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых

Мы букет  хороший сделаем из них.

Мы букет  поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Ребята  давайте сложим красивые, разноцветные осенние листочки в сундучок. Это первый подарок осени, который мы нашли.

-  Дети, отгадайте загадку.

Весной  зеленела

Летом загорела

Осенью  надела

Красные кораллы. (Рябина)

Рассмотрите ее. Листочки у рябины ажурные, расположенные  попарно. Так и кажется, что кто-то набросил на рябину сплетенное кружево. Но вот порывистый, осенний ветер скоро сорвет все листочки с рябины. Останутся только ягоды. Долго будут гореть они как костер. Потом прилетят птицы, чтобы полакомиться ягодами рябины.

Вот какой  подарок осени – плоды рябины. Они очень красивы и полезны. В них много витаминов. Давайте положим в наш сундучок немного ягод рябины и листьев.

-  Послушайте стихотворение, которое поможет нам отыскать, еще один подарок осени.

Дуб дождя  и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться

Ведь  до поздней осени

Он стоит  зеленый

Значит  дуб выносливый,

Значит  закаленный.

Посмотрите, осень также раскрасила дуб, листья его пожелтели. Листья у дуба большие, по краю извилистые, их не с чем не спутаешь. Осенью на дубе созревают  плоды. Как они называются?

В этот гладкий коробок

Бронзового  цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего  лета. (Желудь)

Игра  «Кто больше соберет желудей»

-  Кто из животных любит лакомиться желудями? (Кабаны). Давайте положим в наш сундучок подарок осени (желудь).

-  Осень дарит много плодов и семян, которыми кормятся зимой птицы, животные. Также ветер разносит семена, и где семя упадет, там вырастет новое дерево.

Отгадайте загадку:

В белом  сарафане

Стала на поляне

Информация о работе Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой