Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     С приходом летних дней воспитатель со старшими дошкольниками может выяснить "Как солнышко по небу прогуливается". Детей подводят к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень рано, когда еще большинство людей спит, а заходит поздно (летние прогулки затягиваются в июне до 17 час).

     Для наблюдений необходима выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю  лыжную палку (гломон) и наблюдать  за тенью, которую отбрасывает вертикально  стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от^палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень.

     Чтобы воспитанники могли выявить причину  сезонных изменений природы, можно  предложить модель "Продолжительность дня в разные сезоны". Установив связь этого явления с высотой солнца на небе, дошкольники смогут показать траекторию движения солнца в это время года на рисунках: оно поднимается высоко над горизонтом — увеличивается долгота дня. Прямые солнечные лучи больше всего отдают тепла земле — наступает лето.

       Таким образом, детей знакомят  со сменяемостью времен года  в зависимости от положения  Земли относительно Солнца, времени  ее движения в течение года. Одновременно уточняются знания дошкольников о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для всего живого на Земле — растений и животных.

     На  основе полученных знаний детей знакомят с состоянием различных групп  растений (деревья, кустарники, травянистые  растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния — степень удовлетворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитать 
продолжает расширять представления воспитанников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета во время экскурсий на луг, в лес, парк, сквер воспитатель отмечает, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений. В это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений. В начале лета следует обратить внимание ребят на цветущие кустарники — сирень, жасмин. В конце июня — начале июля можно рассмотреть цветущую липу, обратить внимание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы.

     С изменениями в неживой природе  связаны сезонные изменения и  в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам установить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.

     За  период дошкольного детства воспитанники ДОУ должны научиться различать  и узнавать растения и животных, ориентироваться в практически  безграничном мире живых существ.

     Ознакомление  с растительным и животным миром  леса

Жизнь растений и животных в природе существует в форме различных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов (от низших до высших), рельефа, почвы, воды, атмосферы. Многие его компоненты имеют яркое внешнее выражение и, следовательно, доступны детям дошкольного возраста.

     Поэтому их необходимо знакомить с наиболее типичными, часто встречающимися представителями  основных естественных и культурных биоценозов и подводить к освоению внешне выраженных существенных связей. В содержание представлений о растительных сообществах должно быть включено знание основных представителей данного сообщества; их взаимоотношений в использовании основных факторов среды (прежде всего света). Для освоения детьми новых . знаний возможно выделение двух типов взаимодействия: конкурентные и положительные, в результате которых создаются благоприятные условия для групп растений, объединенных в единое растительное сообщество. Дошкольники могут освоить признаки, свидетельствующие о характере этих взаимоотношений. Например, деревья одного вида, растущие на просторе и в. чаще леса, имеют крону разной густоты; одни кустарники и молодые деревья хорошо растут под пологом леса, другие плохо — угнетены и т. п. Эти знания необходимо формировать, прежде всего, о естественных биоценозах — лес, луг В них взаимодействие растительных групп представлено наиболее полно.

     В летнее время особенно живописен  и привлекателен лес. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его  многообразии, могут активно проявить свое бережное отношение к обитателям леса. Дошкольников знакомят с лесом как естественным сообществом; подводят к пониманию взаимозависимости между растениями и животными, которые связаны друг с другом общими законами жизни, приспособлены к совместному существованию; им рассказывают о значении леса, использовании его людьми и необходимости охранять лес — богатство нашей Родины.

     Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателем они находят знакомые деревья: ель; сосну, березу, осину; узнают, что в» жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от деревьев падает тень. На экскурсиях в лес детей учат различать деревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.

     Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели  и сосны и др.) можно предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Детальное  рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.

     Во  время экскурсии в еловый лес  следует обратить внимание детей  на то, что в нем темно, сумрачно, предложить подумать почему. Объяснить, что это явление связано с расположением ветвей у елей, с густой кроной, сделать вывод о бедной растительности в таких лесах (копытень, папоротник, кислица). Воспитатель может показать, как по веткам ели можно определить возраст дерева. Видя разнообразие растительности соснового леса (под соснами растут разные деревья и кустарники), дети могут самостоятельно сделать вывод: большинство растений развивается хорошо там, где много света. Например, через листву березы проходит много света, поэтому под ней растет так много различных трав и кустарников; а через листву липы света проходит меньше, поэтому под ней травянистых растений меньше.

     Показать  ярусы леса проще на экскурсии  в дубраву, где большое разнообразие растений и густой травяной покров. Рассматривая с детьми желуди, можно сказать, что в них "дуб спрятан". Для закрепления бережного отношения к семенам хорошо прочитать стихотворение С.Я. Маршака "Песня о желуде". Постепенно дети усваивают зависимость разнообразия лесных растений от условий их существования.

     Детей необходимо научить распознавать съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду и соотносить их с местом обитания (белый гриб растет в бору, подберезовик — около березы, подосиновик — рядом с осиной, опята — у старых пней). Дошкольники должны присматриваться к тому, что один и тот же гриб может быть разным в зависимости от того, где он растет. Перед прогулкой полезно им показать муляжи грибов, сообщить их название, рассказать об особенностях каждого вида и правилах сбора грибов.

     Необходимо  обратить внимание воспитанников на то, где и как растут лесные ягоды (черника и брусника - в еловом бору, земляника — в смешанных лесах на открытых солнечных полянах; в белоствольном березовом лесу можно встретить ярко-красные ягоды костяники). Следует предупредить их, что ягоды надо собирать аккуратно, не срывать кустики земляники с цветами и корнем — на них потом вырастут вкусные ягоды. Следует объяснить, что ягоды жимолости, волчьего лыка, бузины, вороньего глаза рвать нельзя — они ядовиты.

     Экскурсии в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары. Стихотворение В. Рождественского "Родной лес" поддержит эмоционально положительное отношение к лесу, более глубокое его восприятие. На экскурсиях также необходимо знакомить детей с редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

     Полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом  происходит их массовый сбор; По-новому они смогут смотреть на привычный  для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.

     В лесу детям можно предложить найти  доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо лесной птицы, подумать и сказать, как и  чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: "Если не будет птиц, то лес погибнет". Во время экскурсий в лесу ребята учатся слушать пение птиц и узнавать, их по голосам (зяблик, соловей, кукушка, певчий дрозд и др.). Надо предупредить дошкольников, что гнезда птиц трогать нельзя, иначе они не станут в них жить.

     На  одной из последних прогулок дети прислушиваются к звукам леса, замечают, как стало тихо в лесу, не слышно пения птиц. Скоро осень.

     В теплое время года дошкольники могут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремительным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитатель показывает детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).

     Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Вместе с дошкольниками воспитатель отыскивает муравьиные тропы, учит детей быть осмотрительными, не наступать на муравьев. На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать белку; ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Поймав лягушку, ящерицу, можно поместить их в террариум как временных обитателей уголка природы и продолжить наблюдения. Необходимо дать знания детям о том, что хвост у ящерицы отпадает в том случае, когда она испытывает боль.

     Внимание  воспитанников обращается на то, что  в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде.

     Для работы со старшими дошкольниками хорошо иметь наборы игрушек, серию картин "Дикие животные", диафильмы о жизни животных в естественных условиях (Е. Геннингс "В лесу", Г. Скребицкий "Кто как лето проводит?" и др.), которые помогут уточнить представления об их повадках, образе жизни, месте обитания. Интересные и полезные знания почерпнут дети из книг, где собраны рассказы и сказки о природе (JI. Толстой "Зайцы", "Как волк угощал своих детей"; М. Пришвин "Еж", "Белка", "Беличья память", "Медведь"; Е.Чарушин "Моя первая зоология" или др.). Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность.

     На  основе проведенных экскурсий с детьми можно сделать выставку "Наши соседи — растения и животные".

     Ознакомление  с растительным и животным миром  городского парка.

     В процессе экскурсий дети узнают о значении растений в городе: деревья, кустарники и травы очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей, а люди должны заботиться об их сохранности.

     Дошкольники учатся понимать назначение парка как  места отдыха, пополняют знания о  нем как сообществе растений, созданном  человеком для радости. На первой же экскурсии следует напомнить  детям правила поведения в  парке: ходить только по тропинкам, дорожкам (подумать, почему). Так можно сохранить много живых организмов и отдыхать в парке; не причиняя вреда природе и предвидя последствия своих поступков.

Информация о работе Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой