Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

— 188.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Глава 1. Ознакомление детей  дошкольного возраста с природой, как  фактор всестороннего  развития .

    1. Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5

1.2. Экскурсия  как один из методов ознакомления  детей с природой………8

1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9

1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13

Глава 2.Методика организации и  проведения экскурсий

2.1.Методические  рекомендации к проведению  летних экскурсий………………………………………………………………………17

2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой  в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

     В ознакомлении  дошкольников  с  природой   большое место должно быть отведено экскурсиям. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

     Объектом  нашего исследования является ознакомление детей дошкольного возраста с природой.

     Предметом исследования является ознакомление  детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий.

     Цель:    исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.

     Гипотеза: процесс ознакомления   детей дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если:

  • систематически использовать экскурсии;
  • при применении экскурсий учитывать их виды;

         Задачи:

          1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

     2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.

     База  исследования:

     Методологические  принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Ознакомление детей  дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития . 

1.1 Воспитательно-образовательные  задачи при ознакомлении детей  с природой. 

     В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду»  в процессе ознакомления детей с  природой осуществляются образовательные  и воспитательные задачи, которые  неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. [10]

     Пример  воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. [4]

     Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать  методы и приемы, с помощью которых  он сможет лучше всего передать его содержание.

     «Программа  воспитания и обучения в детском  саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой с помощью экскурсий по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «времен года».

     Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого  из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

     Наблюдая  за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят  постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

     За  время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. [10]

     В средней группе - дети должны знать, какие явления характерны для  каждого времени года, выделять некоторые  признаками сезона. [13] Например: характерные  явления осенней погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и  называть некоторые осенние цветы (золотой шар, георгины, ноготки), листья знакомых деревьев (клен, дуб, береза и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости. [13] Между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

     Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости  жизни животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

     В старшей группе - дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

     В подготовительной группе - ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи: сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя «отличительные», схожие и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы и т.д.

     Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности  времени года, учит их отличать особенности  его начала, середины и конца. [13]

     Учитывая  возрастные особенности детей, программа  ознакомления с природой дана концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.

     Ознакомление  дошкольников с природой осуществляется в такой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по временам года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие проходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а так же повторность в наблюдении их.

     Ознакомление  с природой является частью единого педагогического процесса. Планирование этой работы предусматривает отбор конкретного содержания формируемых знаний о природе, умений и навыков, воспитание бережного, заботливого отношения к природе, формирование эстетического воспитания, эстетических чувств.

     Руководя  познанием природы и приобретением  детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные  методы и приемы. Предпочтение следует  отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы основанные на слове воспитателя - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

     Разнообразие  и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

     Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит  от природного окружения дошкольного  учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и  наложенного ими опыта. [3] 

1.2. Экскурсия  как один из методов ознакомления  детей с природой. 

     Экскурсия - ознакомление с теми или иными объектами и их изучение по месту их нахождения и связанное с этим передвижение в пространстве.

Значение  экскурсий для детей дошкольного  возраста состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес и т.д. В городских  условиях природа отдыха связана  с системой зеленых насаждений.

     Уже первые наблюдения детей дают им представления  о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека. [8]

     Готовясь  к экскурсии, воспитатель заранее  посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно показать, что надо взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.

     Очень важно, чтобы дети почувствовали  природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми (несколько цветков, веточек и др.). [3] 

     1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура.  

     Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Информация о работе Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой